Путь, по которому стоит развиваться: "Островизация", долой "стартапы", и "вперед, в СССР"
На модерации
Отложенный
Технологический суверенитет — это когда никто не имеет возможности отключать аппликацию Apple Pay на мобильном телефоне: таково мнение спецпредставителя президента России по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрия Пескова.
Он высказал его в статье "Остров Россия", опубликованной изданием РБК в рубрике "Мнение".
Песков охарактеризовал отсутствие технологического суверенитета — "это когда в любую секунду мессенджер, в котором вы сейчас чатитесь, может быть выключен. Раньше это воспринималось как фантастика, а сегодня это реальность, риск и угроза".
По мнению автора, в 2020 году мир фактически обнулился и далее будет развиваться по четырем сценариям: "Сценарий, который мы назвали "Новый левый национализм", — это лозунги "отнять и поделить", равенства и примата национальной экономики. America first, India makes, "Китай превыше всего" и так далее. Сценарий построения "Зеленого посткапитализма" подразумевает уход от модели прямого зарабатывания денег и внимание к экологии, углеродный след. Еще один сценарий — "Островизация", разделение крупных техноэкономических блоков. И последний, пожалуй, самый интересный — "Период полураспада", когда мы входим в период распада международных институтов".
Песков назвал сценарий "Островизация" самым вероятным в ближайшие годы: "Практически гарантированно сворачивание глобализма и конец глобальной системы безопасности XX века. Перезагрузка глобальных технологических рынков, национализация техстандартов, релокализация производства критических товаров. То есть страны, все крупные техноэкономические блоки захотят производить еду, лекарства и все остальное на своей территории. Это то, что происходит прямо сейчас. Что нам предстоит? Технологический суверенитет — это реализация части нашего сценария про то, как построить собственный "остров", на котором мы главные, мы взрослые, мы принимаем решения, мы за них отвечаем. Это главная история на ближайшие десять лет для нас, а еще для таких стран, как США, Китай, возможно для Индии".
Песков критически оценивает классический дискурс либерального сообщества, суть которого заключается, согласно статье, в следующем: "И вообще, пока мы будем восстанавливать прошлое, мир убежит далеко в будущее, и мы отстанем навсегда".
"Но я лично родился и вырос в Советском Союзе, который очень любил решать невозможные задачи. И если строить технологический суверенитет, что важно выделить? Прежде всего то, что наша новая холодная война 2022 года требует смены уровня представлений, когнитивного уровня. Это самое сложное, самое болезненное из того, что у нас происходит. Нет смысла заниматься технологиями, не решив проблему когнитивного суверенитета. Когнитивный суверенитет — это когда вам в голову не могут положить чужой смысл и у вас достаточно собственных аналитических способностей, чтобы отделять то, что вам действительно нужно, от того, что вам навязано чужими.
В России в последние 20 лет когнитивный суверенитет на уровне экономики, технологий и образования практически отсутствовал. Нам говорили: "Вот в той стране есть такая-то лучшая практика", давайте ее внедрим. Но на самом деле лучшие практики очень часто оказываются токсичными. То, что подходит для одного, совершенно не подходит для другого. И мы попали в ряд когнитивных ловушек, которые стоили нам невероятного объема ресурсов", — пишет Дмитрий Песков.
Технологический суверенитет, по мнению автора, должен решать такие простые задачи, как "обеспечение безопасности, получение энергии, достижение продовольственной независимости, производство товаров первой необходимости, транспортной связности, информации, доступ к средствам производства средств производства".
Песков категорически не согласен с утверждением, согласно которому стремление к технологическому суверенитету ведет к изоляции, тупику.
"Технологический суверенитет — это не изоляция. Это сильная переговорная позиция при выстраивании альянсов с другими странами. У вас либо есть обменный фонд, либо нет. Что означает с точки зрения страны достижение технологического суверенитета? В стране должна появиться вторая промышленность, то есть промышленность с опорой не на министерства и корпорации, а непосредственно на команды разработчиков, на средние технологические компании и на университеты. Я их называю инженерными корпорациями, это институты, которые нацелены на производство конечного продукта и создание рынка, а не на немедленное извлечение акционерной стоимости. Сущность, отсутствующая у нас в стране, но без нее технологический суверенитет недостижим", — пишет автор.
Он предлагает в корне пересмотреть отношение к поддержке новых технологических инициатив.
"Должна прекратиться подготовка практики поддержки стартапов просто так, просто потому что они стартапы. Наши университеты должны выйти в позицию квалифицированных заказчиков по отдельным технологиям. Исходя из нашего опыта, система финансирования НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы — совокупность мер, направленных на получение новых знаний и практическое применение при создании нового изделия или технологии) может быть заменена системой технологических конкурсов с премией за результат, но с покрытием издержек основных участников, преодолевших квалификацию".
"Самое главное во всей этой истории — кто главный герой, кто тот человек, который этот самый технологический суверенитет создает. В разные периоды человеческой истории это были купцы, исследователи, финансисты. Сейчас заканчивается эпоха стартапов. Мое глубокое убеждение, что будущее за инженерными командами, за теми, кто способен создавать устойчивые сложные инженерные системы, работающие вдолгую, основанные на глубоких фундаментальных знаниях, с высоким уровнем ставок и риска и целящиеся в яркое будущее", — пишет Песков.
Комментарии