В защиту СССР-2

На модерации Отложенный

 

Я, как и многие, не верю, что в одну воду можно войти дважды. СССР нельзя восстановить. Он умер и его нельзя оживить, как нельзя воскресить мёртвое тело.

СССР был оглушён ударом по затылку в 53-м, и на месте удара развилась гематома. В 56-м она переросла в опухоль, а в 64-м – в рак. «Неприлично спрашивать, откуда у людей деньги!», «Надо просто уметь жить!» – это метастазы, и они расползались по телу больного, проникая во все поры, во все клетки.

Эти метастазы были следствием смертельной болезни – отсутствием политической ответственности за предательство. Изменник ответит по закону, а как ответит предатель? Отказ от борьбы, который позволила себе политическая элита СССР после смерти Сталина, – это предательство СССР, России и русских. Потому что Запад никогда не отказывался и не откажется от своего естественного стремления – любым путём уничтожить конкурента. И речь Черчилля в Фултоне нужно рассматривать именно так – задушить конкурента. Закономерный итог «мирного сосуществования двух систем» – это развал СССР и гибель (пока ещё только вероятная) России.

Вся история Запада – непрерывное стремление доминировать, всегда, везде и во всём. Двенадцать апостолов – равных – отправились в мир нести свет Христовой веры. Но только последователи Петра назвали свою церковь Католической. Вселенской. Стоящей над всеми другими церквями Христовыми. Акт великого подъёма человеческого духа «моя вина!» Мартина Лютера вырождается в протестантскую этику, в деление людей на богоугодных и нечестивцев, что открывает путь любому преступлению.

«Смерть нечестивцев угодна богу!» – и нет никаких моральных запретов и преград на пути истребления американских индейцев, австралийских аборигенов, африканских бушменов. Гуманизм породил величайшие образцы культуры, ярчайшие проявления сострадания и милосердия, которыми полна европейская культура, но он же питал человеческую гордыню, позволяя полагать, что всё подвластно человеческой воле и нет границ гордому человеческому духу. И, укреплённый истинной верой, окрылённый убеждением в божественном предначертании своего пути, западный человек твёрдой рукой направлял свой утлый чёлн навстречу ледяным волнам, рубил стальным мечом и разил свинцом аборигенов в тропиках и предгорьях Анд, совершая великие открытия, покоряя земли и набивая свою мошну во славу божию.

Стоящего на пути надо смести, причём раз и навсегда, чтобы не поднялся. Рим разгромил Грецию – величие Греции осталось только в истории. Венеция напала на Византию, упадок которой длился ещё 300 лет и которая пала под натиском турок, напрасно прождав обещанной помощи. Еще одна империя осталась в истории. Война Испании с Англией и Англии с Голландией за господство на море закончилась в пользу Англии. Что напоминает сегодня о имперском величии проигравших? Музейные реликвии и архитектурные памятники. Америка чужими руками разыграла в ХХ веке европейский пасьянс, отняв колонии – статус и источник мощи Запада – у Англии и Франции, став последним на сегодня Западом.

Именно Америка сегодня то, что мы именуем Западом. И с этим Западом Н. С. Хрущёв хотел мирно состязаться? А Л. И. Брежнев мирно сосуществовать? Смешно. Хотите жить – не отказывайтесь от борьбы, боритесь и побеждайте. Запад не щадит слабых и не внемлет мольбам. Запад не берёт пленных.

Но борьба в одиночку не принесёт победы. Я хочу верить, что будет рождён СССР-2. От своего предшественника он возьмёт первую букву «С» – Союз. Вторая вряд ли сохранится. Советы были феноменом Февраля 1917 года, маловероятно, что снова сложится подобная ситуация. Снова будет буква «Р» – Республик (ну не монархий же!) И перед «Р» будет стоять буква «С» – социалистических. Потому что капитализм в России построить нельзя. Климат у нас такой, не капиталистический. При Александре-Освободителе пытались – кончилось революцией. И сейчас дела идут не лучше, чем тогда.

А ведь знающие люди предупреждали, не надо этого делать. В конце Перестройки, когда уже стало ясно, что дело идет к рынку при открытых границах, в «Известиях» были опубликованы несколько статей (если я правильно помню – Отто Лациса). В них достаточно аргументировано было предсказано то, что произошло со страной в последующие годы: развал промышленности, медленное умирание сельского хозяйства, деградация науки, образования и здравоохранения.

Это предостережение услышано не было. Его не хотели слышать. Все ждали прихода капитализма и рынка. И они пришли – десять лет торжества капитализма и рыночных отношений имели своим следствием дефолт и преддверие распада страны.

В 1999 году А. Паршев написал книгу «Почему Россия не Америка», в которой он толково и подробно разъясняет, почему именно Россия – не Америка и никогда оной быть не может. Суровый климат и огромные российские просторы при недостаточном количестве дорог делают любую разумную экономическую деятельность нерентабельной по сравнению с таковой на Западе или Юго-Востоке. Повышенные затраты, обусловленные холодным климатом в совокупности с высокими транспортными издержками, сказываются особенно сильно на продукции высоких переделов. Себестоимость автомобиля, произведённого в Москве, будет заведомо выше себестоимости автомобиля, произведённого в Сеуле или Пекине. Открыться импорту значит заведомо уничтожить собственную промышленность, а без промышленности погибнут и сельское хозяйство, и наука с образованием, и здравоохранение и культура.

Хотите строить капитализм, хотите торжества либерализма во всём мире, веруете в свободный рынок, монетаризм и святой кредитный мультипликатор – опровергните доводы А. Паршева, докажите несостоятельность его выводов. Докажите убедительно, с цифрами и на примерах, что климат и расстояния не влияют на рентабельность промышленных и сельскохозяйственных предприятий, что урожайность картофеля и зерновых не зависит от солнца и влаги, что перевезти тонну груза на сто и на тысячу километров стоит одинаково или что амортизационные отчисления, затраты на отопление и освещение не влияют на стоимость выпускаемой продукции!

Не можете доказать – не стройте капитализм. Не обрекайте страну на поражение в экономической гонке, а лучше сказать, войне. Ибо горе проигравшему, он обречён на угасание и смерть.

СССР последние лет десять перед своей гибелью испытывал огромные экономические трудности. Он параллельно Западу строил такую же экономику, обладая при этом десятой долей ресурсов. М. Хазин хорошо написал о значении разделения труда, специализации и производственной кооперации. Экономика СССР была недостаточно большой, чтобы достичь такой же глубины разделения труда и кооперации, как на Западе – читай, во всём остальном мире. СССР не мог идти путём Запада в построении производств и технологий и не надорваться, он был недостаточно велик для такого пути.

Современная Россия ещё меньше, она тоже не сможет строить свою экономику «в закрытом режиме». Поэтому ей необходима кооперация с глобальной экономикой. Надо покупать недостающее на мировом рынке. Но что Россия может продать, кроме сырья? Ничего, или почти ничего, что одно и то же. В мире хватает производственных мощностей для выпуска всего, что нужно. Даже с запасом. Возможно, по каким-то позициям и есть свободные ниши, но это позиции отдельные и кое-где.

Создать новый промышленно-технологический субъект, каким был СССР, сегодня невозможно. Можно вступить в ВТО, можно не вступать, разницы нет. Как нет разницы в том, допускать больше или меньше государства в управлении рынком и какой принять кредитный мультипликатор. Это всё может влиять на скорость падения в пропасть, но не может отменить встречи с дном.

Избежать катастрофы можно только одним путём – построив качественно другую экономику, где производительность труда, выработка на одного работающего и эффективность производства в целом будет выше не на проценты, а в разы. А для этого нужны другие технологии, принципиально отличные от современных, которые высвободят девять из десяти работающих сегодня. И эти девять будут заняты в образовании, здравоохранении, научной деятельности, в области культуры и искусства.

Последнее особенно важно. Именно искусство не только отражает жизнь во всём многообразии, но задаёт эталон, которому надо следовать. Бог создал нас по образу и подобию своему. Образ мы наследуем при рождении, а вот для достижения подобия надо ещё поработать, пройти долгий тернистый путь. Указать этот путь может только искусство. Поэтому «Броненосец Потёмкин» – искусство, а «Кривое зеркало» – нет.

Так что не надо ломиться по трапу на борт «Титаника», сметая всех с дороги. Капитализм обречён пойти ко дну. Никто не знает, что вырастет на месте почившего бедолаги, но это будет нечто новое, и не обязательно доброе. Остановить это нельзя, процесс запущен и необратим, вопрос только в одном – стоять на берегу и ждать удара стихии или строить лодку и выходить в море бороться с ней. Задача построения другой экономики в предлагаемых условиях нерешаема. Чтобы решить задачу, надо изменить условия. Человечество это уже делало неоднократно.

Можно обратиться к примеру промышленной революции. Что позволило Англии так резко уйти в отрыв от остального человечества? Колонии? Морское могущество? Валютные спекуляции? Да, они тоже. Но главный «движок» – всё же уголь. Англичане первыми начали использовать паровые машины и долго держали первенство по такому показателю как «установленная мощность». Это позволило им «отсоединить» экономическую мощь государства от численности населения. Не беда, что Российская империя превосходила Англию по численности населения. Английские машины произведут продукта больше, чем русские крестьяне и промышленные рабочие. Потому что люди расходуют на работу лишь толику энергии, что получают с пищей, а машины питаются чистой энергией – углём. Баланс не в пользу людей.

Сегодня энергоноситель – нефть, вся экономика построена на нефти. Но нефть, основа современной экономики, её кровь и нерв, кончается. Чтобы динамично развиваться, нефть должна снова стать дешёвой, а для этого нужна вторая Саудовская Аравия. И третья, и пятая. Но их нет и не будет, да и первая скоро закончится. Это означает одно – нужен новый источник энергии. Энергии нужно много и она должна быть дешёвой. Найти такой источник дешёвой энергии – и означает изменить условия задачи, построить более эффективную экономику не нефтяной энергетики. Это и будет выход из кризиса.

Построение новой, не нефтяной экономики – работа на многие десятилетия. Нужно построить новую инфраструктуру, в которой могли бы работать новые технологии. Бизнес такие задачи решать не может и не будет. Значит, будет решать государство, в интересах всех граждан, а не отдельных толстосумов. Над этой грандиозной задачей должно трудиться всё трудоспособное население страны. Но способны ли разбудить трудовой энтузиазм яхты Абрамовича или Ё – мобиль Прохорова? Нет. А вот идея социальной справедливости вполне может. Идеология, построенная на основе этой идеи, жизненно необходима. Будет идеология – будет социально справедливое государство. Разработка такой идеологии должна стать насущной задачей национально ориентированных философов и интеллектуалов.

Либеральная идея показала на деле свою несостоятельность. Россия и капитализм несовместны, как гений и злодейство. Нужно вернуться к идее строительства социального государства, современное состояние науки и техники позволяют это сделать. Дело за работающей идеологией.