В Москве обсудили, как изменился памятник Пушкину на Тверской

На модерации Отложенный

6 июня, в День Рождения Александра Пушкина, в фонде «Московское время» состоялась лекция москвоведа, создателя проекта о фасадном декоре Mascaron.org Дмитрия Французова на тему «Какого цвета памятник Пушкину? Приглашение к дискуссии».

Дмитрий Французов, регулярно снимая объекты культурного наследия, памятники архитектуры и искусства в Москве, заметил, что монумент великого русского поэта заметно посветлел, позеленел и не соответствует первоначальному виду. 

«На многочисленных изображениях памятника с конца XIX века до 50-х-60-х годов XX века фигура поэта имеет темный цвет, близкий по светосиле постаменту или темнее его. Кроме того, из воспоминаний Мариенгофа знаем, что москвичи того времени называли его чугунным», - рассказал москвовед.

Первый в мире памятник Александру Сергеевичу Пушкину был установлен в Москве на Страстной площади (ныне Пушкинской) 6 июня (18 по новому стилю) 1880 года. В 1950 году он переехал на противоположную сторону Тверской улицы. Пережил ряд локальных реставраций, а вот результаты первой комплексной реставрации в 2017 года оставили у многих москвичей вопросы.

После реставраций 1990 и 1993 годов монумент приобретал новые оттенки, и уже к концу 90-х годов зеленый цвет стал преобладающим. 

Появление зеленого на скульптурах из бронзы и других содержащих медь металлов – патины – естественное явление, связанное с химическим процессами, происходящими на поверхности металла под действием воздуха и воды. Патина придает бронзовым монументам благородный оттенок, который к тому же формируется автором путем нанесение дополнительного патинирующего состава.

Однако оттенок, который мы видим сейчас является результатом не только времени и естественных процессов окисления, но и результатом воздействия агрессивной техногенной среды в самом центре транспортных потоков - на Пушкинской площади. Заключением научно-методического совета Департамента культурного наследия Москвы было принято решение сохранить сформировавшуюся к началу работ 2017 года зеленую патину, превалирующую на памятнике. За основу взята патина на шляпе, которую в руке держит Пушкин – пояснил Дмитрий Стадник, руководитель реставрационной мастерской “Наследие”.

В связи с открытием монумента после реставрации 6 сентября 2017 года руководитель столичного Департамента культурного наследия Алексей Емельянов сообщил, что реставраторы выполнили локальное химическое патинирование: они нанесли на поверхность специальный состав, схожий по оттенку с натуральной патиной. Эксперты детально изучили образцы существующей патины и приняли решение сохранить ее и зеленый цвет памятника, уверял А. Емельянов. Теперь, сказал глава ДКН, «москвичи увидят его в том виде, в котором он впервые предстал перед горожанами 142 года назад». 

Однако старые фотографии неопровержимо доказывают обратное – памятник не был ни при открытии, ни в последующие десятилетия таким светло-зеленым.

Почетный реставратор города Москвы Павел Котельников говорит, что в результате исследования, проведенного в ходе комплексных реставрационных работ 2017 г, был выявлен факт частичного окрашивания, патинирования и покрытия памятника тонированным воском в прошлом. Этим может объясняться сложный состав на поверхности металла монумента и его цветовое восприятие.

Это подтверждают и специалисты ООО “РМ “Наследие”, поделившиеся материалами исследований, подготовленными для научно-методического совета Мосгорнаследия в 2017 году 

Специалисты отметили, что изменение цвета памятника является естественным процессом, в то время, как его окрашивание в текущих условиях может только нанести ущерб горячо любимому москвичам Пампушу на Тверской. Задача реставраторов - сохранить памятник и сформировавшуюся  патину, не навредив первоначальному творению скульптора Александра Опекушина.

Участники дискуссии выразили мнение, что состоявшейся диалог специалистов-реставратор с москвичами может стать хорошим примером более широкого, открытого взаимодействия реставрационного сообщества и москвичей для решения общей задачи – сохранения подлинности материала и художественно-эстетического восприятия объектов культурного наследия, “духа места” старой Москвы.