Прозвучавшая в конце мая в Варшаве проповедь британского католического епископа Ричарда Уильямсона произвела фурор в русофобской Польше.
Уильямсон с алтаря поддержал действия Кремля на Украине, назвал российского президента Владимира Путина рассудительным и отважным человеком, который борется против сил зла, обвинил США и НАТО в намеренном провоцировании России и желании создать мировое правительство, подавляющее свободу других стран, и признал за Россией право на самооборону.
Слова Уильямсона в очередной раз продемонстрировали, что русофобский накал в мире далеко не так единодушен, как пытается изобразить западная пресса. Согласно данным Democracy Perception Index 2022 (Индекс восприятия демократии 2022), в десятку стран, готовых сохранить сотрудничество с Россией, в порядке убывания процента пророссийского населения входят:
✦ Китай (71%),
✦ Индонезия (60%),
✦ Греция (56%),
✦ Вьетнам (56%),
✦ Венгрия (55%),
✦ Кения (53%),
✦ Израиль (51%),
✦ Турция (49%),
✦ Филиппины (48%),
✦ Мексика (47%).
В десятке стран, которые хотели бы разорвать экономические отношения с Россией:
✦ Польша (76%),
✦ Украина (74%),
✦ Дания (71%),
✦ Великобритания (70%),
✦ Швеция (66%),
✦ Ирландия (64%),
✦ Австралия (63%),
✦ Норвегия (61%),
✦ Испания (61%),
✦ Канада (60%).
Теперь сравним численность населения этих стран. В первой группе - 2,25 млрд человек, во второй - около 260 млн.
Обратим внимание на выборку. В опросе представлены 57 стран, из них 25 (т. е. чуть ли не половина) - страны НАТО и их ближайшие союзники (Южная Корея, Австралия, Канада, Япония, Тайвань). Зато не учтены страны бывшего СССР (кроме Украины), большинство стран Африки, Азии и Латинской Америки.
Западноцентричный подход в научной мысли Европы и Северной Америки - общеизвестный факт. Изданная западными авторами учебная литература по всемирной истории во многом ограничивается историей Европы и Америки, другим цивилизациям как продолжению европейской истории посвящен минимум страниц.
В западных изданиях по философии и литературе - такой же перекос, как будто не было на свете ни истории, ни философии, ни литературы, кроме как у англичан, французов, немцев, испанцев, португальцев. За скобками остаются богатая глубокая философская мысль древнехристианской Сирии, мусульманского и азиатского Востока, история африканских цивилизаций.
Эта ущербная традиция закрепилась, к сожалению, и среди российских авторов, но сейчас сам дух времени заставляет нас смотреть на мировые процессы шире и глубже, не ограничивая их географией Европы и США.
Вашингтоном развязана разнузданная кампания по очернению России. Издание The Diplomat, специализирующееся на Азии, сейчас активно насаждает русофобию среди азиатской аудитории, предоставляя слово критикам России из Индии, Таиланда и т. д. Говорят, США и их союзники контролируют 80% мировых СМИ.
Если где-то в Хорватии или Египте какая-нибудь газета пишет русофобские материалы, это не значит, что эта газета действительно хорватская или египетская. Так, за самой известной польской государственной газетой Reczpospolita стоит немецкий капитал, за французской Le Figaro - американский.
Тем не менее в Европе раздаются голоса разума.
Бывший премьер-министр Греции, депутат парламента Костас Караманлис заявил, что США заинтересованы в продолжении конфликта на Украине, т. к. от последствий войны страдает Европа, а не США.
"Наш регион больше других теряет из-за конфликта между Западом и Востоком", - подчеркнул премьер-министр Венгрии Виктор Орбан.
Критика в адрес США раздается даже в такой русофобской стране, как Польша. Публицист Антоний Конюшевский на страницах Myśl Polska пишет: "Если, как я полагаю, [войну] выиграет Россия, тогда Америке придётся уйти не только с Украины, но и из Центральной Европы. Но этим важным регионом всё равно кто-то займётся. России не нужны ни Польша, ни Чехия, и снова оживёт [немецкая] концепция Mitteleuropa".
Mitteleuropa (Срединная Европа) - концепция авторства Фридриха Науманна, родившаяся в годы Первой мировой войны. По мысли Науманна, Срединная Европа охватывает, кроме Германии, Австрию, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Болгарию, Румынию, Сербию, Хорватию, Украину и является геополитической вотчиной Берлина.
Конюшевский опасается, что Берлин приспособит концепцию Срединной Европы к стратегическим реалиям ХХІ в. и начнёт развивать отношения с Москвой через голову Польши. Но если бы войну выиграла Украина, уточняет Конюшевский, тогда было бы ещё хуже: "Успех американцев в войне с Россией приведёт к тому, что Украина свергнет с трона Польшу как своего главного союзника по Междуморью.
Тогда мы окажемся между Киевом и Берлином, который должен будет что-то поиметь [с этой войны]". Конюшевский полагает, что Берлин получит в удел право геополитического контроля над Восточной Европой.
Междуморье - концепция польского диктатора Юзефа Пилсудского по созданию антироссийского блока на пространстве между Балтикой и Чёрным морем. По замыслу Пилсудского, Украина - обязательный элемент Междуморья. Но всегда сохраняется риск того, что Украина попросту перебежит от поляков к более богатым немцам и предпочтёт подчиняться Берлину, а не Варшаве.
Понимание этого факта придаёт определённую долю скепсиса польскому обществу в вопросе дальнейших отношений с Киевом. И, как видим на примере Конюшевского, часть поляков желают скорее победы России, чем Украине.
В Бразилии (210 млн. населения) Россию поддерживают как сторонники действующего президента Жаира Болсонаро, так и его конкурента, бывшего президента Лулу да Силву. Бразильцы признают право России на самозащиту и считают Вашингтон провокатором, подтолкнувшим Украину к войне.
В той или иной степени сторону России заняли Индия, Пакистан, Бангладеш, Шри-Ланка, Сирия, Иран, Сербия. При этом Пакистан считается одним из главных союзников США в Южной Азии, Индия - союзник США в Индо-Тихоокеанском регионе. До войны Пакистан активно закупал у Киева танки, но с началом спецоперации ВС РФ по демилитаризации и денацификации Исламабад не проявляет проукраинских настроений.
Вместе с Бразилией и другими государствами Латинской Америки общая численность населения стран, отказывающихся проводить антироссийскую политику, переваливает за 4 млрд, т. е. каждый второй житель Земли хочет, чтобы его страна продолжала развивать отношения с Москвой.
Международная изоляция России - это миф западной пропаганды. Невозможно изолировать страну, упирающуюся одним боком в Европу, а другим в Азию. Тем более что и в Европе, и в Азии многие видят в России политического и экономического партнёра, а не врага.
Владислав Макаров
Комментарии
А факт, как известно, это самая упрямая вещь в мире.