Платошкин о том, что в экономике России нужно изменить

На модерации Отложенный

 Николай Платошкин считает, что социально-экономический курс в России нужно изменить. Как минимум, даже если не отказываться от нынешнего курса в целом, отдельные нормы можно смело пересмотреть, что поможет развитию экономики.

 

Николай Платошкин

Государственная приватизация

Николай Платошкин считает, что один из главных факторов — изменить подход к приватизации государственной собственности. Дело в том, что с начала девяностых годов приватизация государственной собственности воспринимается правительством как что-то необходимое, без чего невозможно обойтись.

Причем делают это не для того, чтоб заработать деньги, а для того, чтоб сократить роль государства в экономике. Это неправильная тактика почему? Потому что если изучить экономику наиболее развитых стран, то там высокая роль государства в экономике. Если кто-то скажет, что государство в экономике неэффективно, то можно посмотреть хотя бы на Китай.

И еще момент: если частные собственники действительно эффективные, то пускай с нуля создают свои проекты, источники дохода, а не приобретают то, что было создано в СССР и что до сих пор эффективно работает в интересах страны. Платошкин уверен, что основные средства производства должны находиться под контролем государства, а также стратегические предприятия, естественные монополии. Все это приватизировать нет никакого смысла, тем более что годы «либерализации» доказали: приватизация не приводит к экономическому росту, скорее наоборот.

 

Егор Гайдар

Бюджетное правило в России

В России до сих пор действует так называемое бюджетное правило. Его суть сводится к тому, что при цене на нефть в 100 долларов за баррель, бюджет себе забирает, например, 40-50, а остальное идёт в резервы. Это причина, почему на фоне роста доходов не видно никакой отдачи, потому что деньги идут не на развитие экономики, а просто в кубышку.

Позиция Платошкина заключается в том, что эти свободные средства нужно направить в бюджет развития, то есть развивать на эти средства промышленность и сельское хозяйство. Это гарантирует что? Прежде всего рост экономики, больше рабочих мест, рост платежеспособного населения.

Чем это хорошо для экономики?

Простой пример: в данный момент огромные средства в резервах, а если речь идёт о частниках — то в банках, офшорах. Они либо приносят небольшой доход, либо просто лежат. А что будет, если эти деньги использовать в реальном секторе?

У людей будет больше денег, это гарантия высокого спроса на продукцию в самой России, то есть это не только гарантия развития экономики, но еще улучшение жизни граждан, импортозамещение. Согласно общей теории занятости, процента и денег Дж. Кейнса, рынок не может сам себя регулировать, рост экономики возможен при росте потребления за счет расширения производства, увеличения доходов граждан.

 

Антон Силуанов, сторонник бюджетного правила, глава Министерства финансов России

Плавающий валютный курс

Николай Платошкин давно указывает на следующее противоречие: в законе «О Центробанке» четко указано, что основная задача Банка России — это защита и обеспечение устойчивости рубля. То есть с точки зрения закона нужно предпринимать меры, чтобы рубль оставался сильным.

Подход Эльвиры Набиуллиной противоречит этой норме. Набиуллина и в начальный период, когда она стала главой Банка России, и в 2022 году заявляет, что курс рубля должен быть плавающим.

Набиуллина придерживается точки зрения, что только в крайнем случае возможно регулирование, однако, как только ситуация стабильная, так сразу же от регулирования стоит отказаться в пользу плавающего курса. Это неразумно как минимум по той причине, что в наиболее развитых странах курс регулируют, когда это нужно.

 

Эльвира Набиуллина, глава ЦБ

Это означает, что Эльвира Набиуллина является сторонником саморегулируемого рынка. Значит, что нужно максимально убрать государство из экономики, а рынок все сам расставит на свои места. Такое работало, отмечает Платошкин, в начальный период капитализма, но в XXI веке это не работает.

Потому что главные страны в экономическом плане вводят каждый год все больше протекционистских мер, в том числе делают все для защиты своей валюты. По мнению Платошкина, вряд ли есть хоть какие-то основания полагать, что в этом плане России стоит продолжать неолиберальный курс в финансовой сфере, как в 1990-е годы.