Опора на собственные силы пока выходит так себе

На модерации Отложенный

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Нафталинизация общества — главная опасность для России на этапе, когда страна либо воспользуется сложными временами в целях прогресса, либо в очередной раз свернет не туда.

Сегодня мы явно ощущаем желание верхов власти вернуться в прошлое, по-толстовски опроститься, отказавшись от безумной гонки за будущее. Зачем, когда прошлое так манит? Там трава зеленее, пионерские лагеря и никаких тебе трансгендеров. Попытка подменить образ будущего ностальгическими воспоминаниями о прошлом создает квантовый пузырь, который неминуемо лопнет и засосет в себя энергию несбывшегося поколения. Мы это уже не раз проходили.

Кроме того, нафталинизация — это еще и попытка законсервировать общество от опасных личинок влияния извне. Прогресс всегда сопряжен с активностью, культурным и технологическим обменом, иногда он даже агрессивен, если в нем есть потенция к расширению. Регресс же, наоборот, позволяет тихо и комфортно деградировать, делая ставку не на развитие, а на сохранение. Наступает культ репродуктивной идентичности, взгляд которой устремлен в прошлое. Прошлое, в свою очередь, определяется как канон, единственно достойный воспроизводства. Будущее видится опасной ловушкой, которую нужно всячески избегать.

До недавнего времени Россия явно полагала себя страной прогресса, со всей прилагаемой к нему цифровизацией и глобализацией. По понятным причинам тормознувшее движение в этом направлении породило вакуум, который начал заполняться антимитовыми парами.

Нет, может, конечно, оно и к лучшему. Глядя на попытки встроиться в контуры «четвертой промышленной» революции, со всеми ее концлагерными порядками, начинаешь понимать, что жизнь в стране «второго мира» может быть намного комфортнее, чем в стране мира первого. Но тут всегда существует опасность свалиться в мир третий, так что стремиться все равно нужно вперед, а не отползать по-крабьи назад.

Несмотря на всеобщую ностальгию, «партия прогресса» в российских элитах по-прежнему более многочисленная, чем их противники. Сегодня она находится в состоянии шока и судорожно ищет возможности сохраниться — на фоне объявленных Западом «адских» санкций, призванных с любым прогрессом покончить. По крайней мере, основные удары пришлись как раз на технологии и связанные с ними производства. Чем и решила воспользоваться конкурирующая сила антипрогрессистов, быстренько сформулировав концепцию в духе «народ-бурундук», по сути — российский косплей идей чучхе.

Однако опора на собственные силы пока выходит так себе. Технологии «параллельного импорта» превращают нас, скорее, в страну-пирата, судорожно бороздящего моря в поисках галеонов техники и технологий. Возможно, что как и когда-то в Британии, каперство можно было бы легализовать, тем самым взяв курс на прогрессивный изоляционизм. Но для этого нужна свобода, невозможная при пассивной нафталинизации.

Илья Гращенковполитолог — для Telegram-канала «Кремлевский безбашенник»