Не могла не вернуться к выступлению Карена Шахназарова на недавнем вечере у Владимира Соловьева.
Перед тем, как получить слово, режиссер вместе с нами наблюдал преисполненного энтузиазмом деятеля Европы, который докладывал об успехах борьбы с Россией и не менее впечатляющих перспективах его страны на этой поляне.
Добрейший, милейший человек. Хочет посмотреть на последствия. Насколько этого желает население страны, где он работает премьером, мы вряд ли сможем узнать.
Перед диафильмом с субтитрами Дмитрий Дробницкий сказал важную фразу, которая нам пригодится:
- Никакая так называемая демократия не дает европейским народам хоть что-то изменить.
А Карен Георгиевич все время чему-то улыбался, хотя ведущий к нему обратился с тяжелым вопросом об эпохе европейских войн, в которую мы, кажется, вступаем.
- Уже вступили, собственно, - сказал режиссер. - Но я хочу для начала разрядить нашу беседу какой-то художественной вставкой.
И поделился впечатлениями от посещения театра Табакова на Сухаревке. Он пришел в абсолютный восторг от "Ревизора" в постановке Сергея Газарова, где Владимир Машков выдающимся образом сыграл Городничего.
Не отходя от кассы, которая нынче в компьютере, кинулась искать билеты. Думаю, если театр не ушел на каникулы, сходим с дочкой. Ведь нынче хороший спектакль - большой дефицит.
Боже, какое счастье! В июне два спектакля подряд, обрадовалась я. И тут же поняла, что даже дочку вряд ли смогу отправить, а уж вдвоем...
Да, друзья, в субботу билет на задние ряды можно взять за 8 тысяч. И дешевле нет ничего. Даже не предусмотрено. Открывала зал, смотрела. На воскресенье - 10 тысяч.
Осталось насладиться рассказом живого зрителя в студии.
- Я под таким впечатлением нахожусь. Просто не могу не поделиться. Я должен вам сказать, это настолько изумительный спектакль и такая фантастическая игра Машкова, что всем рекомендую сходить. Тем более автор - Гоголь. Бессмертный Николай Васильевич. Звучит так современно, что просто мурашки по коже бегут. Каждое слово... Кстати, про либералов он там говорит!
Заулыбались все. Кроме меня.
Хотя либералов я помнила. Городничий в финале:
- У, щелкоперы, либералы проклятые! чертово семя! Узлом бы вас всех завязал, в муку бы стер вас всех да черту в подкладку! в шапку туды ему!..
- ...сплетники городские, лгуны проклятые!
- Только рыскаете по городу да смущаете всех, трещотки проклятые! Сплетни сеете, сороки короткохвостые!
Аммос Федорович: Пачкуны проклятые!
Артемий Филиппович: Сморчки короткобрюхие!
Будем считать, что тоже сбегали в театр и получили удовольствие.
- Не могу удержаться от того, чтоб не порекомендовать, - продолжал травить меня Шахназаров, а я лишь кивала головой - мол, учла, но он не видел. - И все-таки хорошо, что у нас в Москве и в России идет своя национальная культурная жизнь. И абсолютно национальное произведение этот спектакль. То, что называется часть национальной культуры.
И перешел к Европе.
- Все-таки, мне кажется, есть у нас одна тенденция преувеличивать эти разногласия внутри так называемого западного мира. ... Мы как бы посмеиваемся над европейцами в том смысле, что вот они потеряли суверенитет. А он им и не нужен. Они находятся в своей среде - я так понимаю эту историю.
И то, что они делают, они делают сознательно. Они выдвинули лидера - когда-то это была Франция наполеоновская, когда-то гитлеровская Германия, сейчас - Соединенные Штаты. Они выдвинули его организованно и рассчитывают с ним добиться успеха. И в общем у них на это много оснований.
Он перешел к горячей фазе на Украине, как предвестнице того, что нас и европейцев ждет.
- Они как раз рассчитывают выиграть. Они взвешивают, и у них есть много плюсов в этой борьбе. (...). Они готовы - самое главное, и я много раз об этом говорил - мы недооцениваем их способность идти на жертвы. Ну, повысят цены на газ, ну, не будет у них подсолнечного масла. Ну, не будет и не будет.
Не надо преувеличивать, что они прям такие, что от этого умрут. У них на кону стоит огромный выигрыш - если они сломают Российскую Федерацию, они выигрывают на протяжении столетий свое господство в мире. После этого они сломают Китай. И всё.
Строго говоря, будет у них и подсолнечное масло, и всё, что угодно будет. Поэтому они готовы идти на это. Вот -"будет высокая цена на нефть, сейчас они все помрут, газа у них нет..." Мы подсмеиваемся над ними.
- Да они это переживут! И самое главное - их народ в своей массе готов на это. Это видно.
Когда про весь народ, да еще в массе, говорит уважаемый режиссер, даже у меня это вызывает скептическую улыбку
Но Карену Георгиевичу она не понравилась.
- Да, да, Дмитрий, не смейтесь. Не один вы читаете... Я тоже имею доступ к информации, к людям, которые там живут. Ну прямо скажем - очень многие нас не поддерживают. Я бы сказал, большинство.
- И они поддерживают эти меры, несмотря на то, что они не любят своих шольцев, макронов. Но поддерживают. Не надо себя обманывать. В этой борьбе принципиальной, чтобы выиграть, надо смотреть правде в глаза. И надо быть умнее, хитрее и эффективнее, чем они. Потому что если разобраться - силы неравны.
- Их больше.
Они более сильные, что тут говорить. Но это не повод опускать руки, ложиться... Гораздо более сильным был Наполеон. Гораздо более сильной была гитлеровская Европа, которая пошла на Советский Союз.
Я слушала и никак не могла понять, к чему он клонит.
- Тем не менее это не помогло. Но просто надо реально смотреть на вещи. То, что мы вынуждены были первыми начать, это минус информационный. Они этим воспользовались. В определенной степени это ловушка.
Он вернулся к истории советско-финской войны сорокового года. Но ясности, к чему он все-таки ведет, это не добавило.
Дмитрий Куликов начал потихоньку мрачнеть.
- Вот в этой истории мы, кажется, все-таки недооцениваем идеологический момент. Когда мы подсмеиваемся над господином Байденом, над его речью справедливо... Должен сказать, эта идеология - она привлекательна.
Соловьев:
- По крайней мере для среднего американца.
Шахназаров:
- И не только для американца! Она привлекательна и для европейца. И для латиноамериканца. О чем он говорит? Он говорит о свободе. Он говорит о демократии. Мы здесь не очень любим демократию, да? Мы здесь к ней как- бы к ней так, да... А вообще в мире она, так сказать, вызывает симпатию. То есть она как бы универсальна...
Соловьев:
- Нет, мы очень любим демократию. но истинную
Шахназаров:
- Я имею в виду, что это некая универсальная идеология, которую он предлагает, понимаете?
Нет, я вот не понимаю. И вообще это последнее, что я ожидала услышать от художника из сферы, где индивидуальность, своя краска, непохожесть на других, изюминка ценится больше всего.
Советскую идеологию Карен Георгиевич тоже назвал универсальной. Она сражалась с той идеологией, которую проповедует Байден. И советская идеология строилась на том, что мы строим справедливый мир во всем мире. Правда, не построили, но и те - тоже не дали свободу, которую обещали.
- Дело в идее, - продолжал Шахназаров. - Понятно, что она никогда не бывает той, которую декларируют. Но это не значит, что она не захватывает.
Он перечислил тех, кого захватила советская идея - Оруэлл был коммунистом, Филби, Розенберги. СССР начал то движение, которое охватило почти весь мир. И сделал вдруг неожиданный вывод:
- Потому что в основном люди справедливость предпочитают свободе.
Дмитрий Куликов совсем помрачнел.
И я заблудилась в мире мудрых мыслей Карена Георгиевича. Кстати, у вас такая книжка дома была? У нас была.
- Большая часть людей справедливость предпочитает свободе. Можно быть несвободным, но главное, чтоб мир был справедливым. Для кого-то это, может, спорный вопрос. Но для меня в этом есть огромная привлекательность. Мы на сегодняшний день предлагаем Украине русский мир и консервативные ценности. Но это не очень зажигает. Это не универсальная идея. Она не дает...
Мне становилось всё тревожнее за Дмитрия.
Соловьев:
- Формулировка "русский мир" универсальной не может даже по звучанию. Если он русский, то уже не универсальный.
Дробницкий отметил путаницу в словах режиссера. Это две половинки одного - русский мир предлагает универсальные ценности.
- А они предлагают свободный мир, демократический мир! Вот что они предлагают. (...) А что мы хотим дать украинскому народу?
Прежде чем мы кому-нибудь что-нибудь дадим, я хотела бы дать свои личные ощущения от этой дискуссии, которую перевариваю уже несколько дней. Вчера вообще хотела стереть всё это к чертовой бабушке, когда меня начали упрекать за то, что я процитировала не всего Александра Новикова - он ведь, мол, тоже собирается на Донбасс и раненых у них в Екатеринбурге, действительно, было мало, поэтому он не выступил.
Во-первых, я пишу о том, что зацепило. Что кажется особенно важным в данный момент времени не лично для меня, а для всей страны. То, что в преддверии выборов губернатор огромной области ведет себя как девочка на выданье, стараясь угодить избирателю, как будущему жениху, поэтому смотрит сквозь пальцы даже на откровенное предательство местной элиты и ведомой ею молодежи - мягко говоря, вызывает тревогу. Разве так должны выглядеть наши тылы в дни испытаний для Отчизны? Он тем немногим раненым, которых привозили на Урал, способен это объяснить?
Во-вторых, бард собирается в Донецк. Собирается, собирается... Может, в конце июня поедет - деньги на лекарства хочет собрать. Он знает, что их не хватает госпиталям. Откуда он это знает? А деньги откуда возьмет - за билеты в Донецке, что ли? Вот я лично не поняла, и писать поэтому про это не стала. Как и про то, почему он так и не успел выступить перед ранеными у себя в городе. В один день с Лепсом был концерт намечен, он уступил свое место Григорию. Но тот приехал и уехал. А Новиков мог выступить и до, и после него. Что помешало? Я не знаю. Поэтому не стала эту тему теребить.
В-третьих, любой может встать на рассвете и сам послушать монолог любимого барда. Это не мой эксклюзив, у каждого есть возможность нажать на кнопку и получить результат.
Но вернемся к студии, где обсуждалось отсутствие идей.
По поводу универсальности демократии и желания перетерпеть голод и холод ради того, чтоб победить нас и Китай, я бы советовала у "желтых жилетов" спросить. Многого они добились в стране, живущей в соответствии с привлекательной идеей?
Об этом можно еще через медиумов - типа Вупи Голдберг в "Привидении" - у ветерана американских войск спросить.Той женщины, которую, как самый объективный суд в мире признал, совершенно справедливо застрелил полицейский во время "штурма" Белого дома.
Вернемся к нам, не обладающим привлекательной идеей.
Журналист "Известий" спросил недавно у Владимира Машкова (который, кстати, не отвечает за стоимость билетов, вопрос не к нему):
- Люди разделяют вашу гражданскую позицию. Скажите, почему открытый патриотизм сейчас не в почете у другой части нашего населения?
- У меня нет рекомендаций людям, которые не любят воздух того места, где они родились, не любят звук русского слова, не любят нашу чувственность. Русские люди никогда не были подлыми. Могли быть убежденными в одной идее, могли заблуждаться. Но это было искренне.
- А когда запрещают наших классиков, как к этому относиться?
- Дальше можно посоветовать отменить какое-нибудь полушарие в мозге. Чтобы не думать им.
********
Когда Дмитрий Куликов вышел из своей глубокой задумчивости на передаче, он сказал, что сейчас у нас пока одна идеология, одна идея - выжить.
И это, к сожалению, так.
Карену Георгиевичу со своей стороны подкинула бы еще одну идею - не мог бы он, как член Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по сохранению и развитию отечественной культуры и заместитель председателя Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, поставить вопрос о том, чтоб хотя бы на хорошую национальную классику, которую он так горячо рекомендовал, могли пойти школьники и их учителя. Никакая Пушкинская карта этих цен не потянет.
Его монолог на эту тему в эфире федерального канала я бы послушала с огромным удовольствием.
Потому что "Ревизора" моя дочка посмотрела много лет назад в Малом театре. И забыть этот спектакль не сможет никогда, настолько прекрасным он ей показался. Но годы были не хлебные, и когда я попыталась купить билеты для всего всего класса, оказалось, что пойти смогут лишь два человека - моя дочь (не потому что я олигарх - просто шкурку с себя снимала в таких случаях) и учительница, которой я, побледнев, предложила его в подарок. Она вежливо отказалась, тоже не будучи женой олигарха, и пошла в театр вдвоем с ученицей. Их по окончании с зонтиком встретил на выходе ее муж. И они проводили мою дочку до подъезда.
Ни я, ни дочка никогда этого не забудем.
********
Идея облагодетельствовать весь мир, предложенная коллективным Байденом, растаяла, как прошлогодний снег. Мы сейчас оказываем сопротивление миру Байдена и ему подобным. Это решение большинства и объединяющая нас идея.
Об этом в семь утра почти час говорил Дмитрий Куликов, отвечая на те вопросы, которые ставил Карен Шахназаров в том эфире. Видимо, его не отпустило, как и меня.
Желающие могут, как я, подняться на рассвете и послушать. Сегодня подробностями делиться не стану. Вдруг не все расскажу, и вы меня за это упрекнете.
Комментарии