Так воевали СС.
Зима 1943 года……..
“По мере продвижения к Харькову сопротивление немцев ощутимо возрастало: противник вводил в сражение поступающие резервы, разрушал коммуникации, упорно дрался за каждый населённый пункт.
На поле боя появился танковый корпус СС.
В его состав вошли самые элитные и самые стойкие ”эсэсовские” дивизии, прекрасно вооружённые, укомплектованные отборными, великолепно обученными представителями ”нордической расы”: 1-я дивизия “Лейбштандарт ”Адольф Гитлер”, 2-я дивизия ”Дас Рейх”, 3-я дивизия ”Мёртвая голова”. В 1941 году моторизованные дивизии СС продемонстрировали свои высокие боевые качества в боях под Ростовом, Минском, Смоленском, Москвой и Демянском. О действиях дивизии ”Мёртвая голова” Манштейн, отмечая, впрочем, недостаки в тактической подготовке официрского состава, писал: ”…..в атаке она всегда демонстрировала стремительный рывок, а в обороне стояла как вкопанная. И была, вероятно, одной из самых лучших дивизий СС, которые мне довелось видеть”. Эсэсовцы не покидали позиций без приказа и в плен не сдавались, собственно говоря, мы их в плен и не брали.
В 1942 году эти дивизии были выведены на Запад и трансформированы в панцергренадёрские, по сути дела, в танковые. …..
5 февраля 3-я танковая армия, словно в стену, уткнулась в протянувшийся почти на 100 километров рубеж обороны дивизии СС ”Адольф Гитлер”. Немцы разрушили мосты, заминировали лёд, на господствующих высотах оборудовали долговременные огневые точки. Город Чугуев был превращён в сильный, насыщенный противотанковыми средствами и 88-мм зенитными орудиями, опорный пункт. Четыре дня танкисты генерала Рыбалко безуспешно пытались форсировать реку. Одновременно они вели бои с прорывавшимися от Купянска остатками 298-йпехотной дивизии. ……
Курт Майер, командир немецкого разведывательного батальона, о событиях тех дней, правда происходивших неделей позже, вспоминал:
“В сражении уже нет ничего человеческого. Оно ведётся жестоко и безумными методами. Советские войска совершают чудовищные акты варварства в отношении пленных товарищей, собранных на авиаполе Рогани. У десяти человек выколоты глаза, а у одного из них отрезаны половые органы. С небольшими исключениями все они сильно обожжены. Десять человек почти обуглены”.
”Камрадов”, так в дивизиях СС называли друг друга все, от верхнего командира до последнего рядового, наши бойцы особенно не любили. Вообще, с немецкими пленными не церемонились, в лучшем случае действовали по схеме ”допросили-расстреляли”.
”Я шлю привет из освобождённого города Красноармейское, - писал примерно в это время домой советский лейтенант, - где осталось уничтожить последние разрозненные группы фашистов. Рядовой Бутузов сегодня поймал трёх фашистов, которые заползли на наш командный пункт. Их доставили в штаб и расстреляли….Вечером расстреляли группу из одиннадцати фашистких солдат, значит – всего за сегодня мы уничтожили пятнадцать немецких солдат, в том числе одного офицера”……..
Утром 14 февраля советские войска приступили к штурму Харькова. Трём армиям генерала Москаленко, Казакова и Рыбалко, наносившим удары одновременно с трёх направлений, армифметически противостояли шесть немецких дивизий, фактически – три…….Всех вместе – 55 тысяч человек.
В пригородах развернулись упорные бои, харьковский район превратился в мощный узел обороны, перемалывающий атакующие советские части. Но вскоре немецкие части были практически окружены, свободным остался лишь небольшой коридор южнее Харькова, который они стремились удержать любой ценой.
В сложившейся ситуации обергруппенфюрер Хауссер, наперекор приказу фюрера, принял самостоятельное решение эвакуироваться, чтобы избежать окружения и уничтожения танкового корпуса СС, о чём поставил в известность штаб генерала Ланца. В ответ Ланц подтвердил категорическое требование Гитлера: “Нужно удерживать Харьков до последнего человека!”……В ночь на 15 февраля Хауссер получил из Растенбурга высочайше подписанную телеграмму, подтверждавшую задачу: ”Харьков не отдавать….”, и …….приказал всем немецким дивизиям прорываться на юго-запад, к Краснодару.
Генералы СС отнюдь не были тупыми фанатиками, беспрекословно исполняющими любые приказы. Как правило, имея недостаточную военную подготовку, они обладали несомненным мужеством и организаторскими способностями. Пауль Хауссер – профессиональный военный и убеждённый нацист, опытный, хорошо подготовленный боевой офицер, дослужившийся в Рейхсвере до чина генерал-лейтенанта, после отставки вступивший в ряды Чёрного Ордена, - выделялся, кроме того, рациональностью мышления и талантом полководца. ……Теперь, понимая гибельность стоп-приказа фюрера, Хауссер его просто проигнорировал, спасая подчинённые ему войска и наплевав на соображения престижа. Если бы на его месте был армейский генерал, ехидно отмечает Манштейн, то зашагал бы он под трибунал. А видного члена ”ордена СС” обергруппенфюрера Хауссера, обладателя золотого партийного значка, простили с замечательной формулировкой: ”Потому что он был прав”. Затем Гитлер немного подумал и снял с должности горнострелкового генерала Ланца, заменив его танковым генералом Вернером Кемпфом.
К полудню 16 февраля Харьков заняли советские войска, при этом ”город не подвергся сильным разрушениям, а некоторые заводы, частично использовавшиеся немцами для ремонта боевой техники, достались прямо на ходу”. (Владимир Бешанов ”Год 1943 – ”переломный”, М., 2008 год, стр. 161-162, 163-164, 169-170).
Комментарии