Почему так трудно было проснуться звездой "золушке" Янине Жеймо

На модерации Отложенный

 

29 мая родилась Янина Жеймо (1909-1987), иллюстрация к аксиоме, что таланту, каким бы большим он не был, необходимо везение.

О специфике дарования Жеймо речь пойдет ниже, пока общий итог: в Советском кинематографе ей было сложно, полноценная удача улыбнулась лишь напоследок, вписывая имя актрисы в историю даже не отечественной кинематографии, а этой страны.

Говоря о Жеймо надо удивляться не тому, как долго пробивалась она в звезды, а тому, как вообще ей это удалось.

Обратим внимание на физические данные, ибо о них упоминают почти все источники, делая акцент на малый рост артистки (она не достигала и полутора метров) и моложавость. Благодаря росту и моложавости Жеймо могла играть подростков, перешагнув порог тридцатилетия. 

Почему девочка после 14-ти перестала расти, - вопрос открытый. Самая красивая версия говорит, - виновато искусство. Якобы выступающая с трех лет на арене цирка Жеймо так часто таскала на голове ксилофоны, что рост замедлился.

И еще: при взгляде на Жеймо возникала параллель не с отечественными реалиями, а голливудскими. Напрашивалось сравнение с Мэри Пикфорд, актрисами Мака Сеннета.

"МИШКИ ПРОТИВ ЮДЕНИЧА" (1925), — ДЕБЮТ ЖЕЙМО В КИНЕМАТОГРАФЕ "МИШКИ ПРОТИВ ЮДЕНИЧА" (1925), — ДЕБЮТ ЖЕЙМО В КИНЕМАТОГРАФЕ

Янина двигалась по дороге эксцентрики, понимая, что актриса ее данных в классическом репертуаре потеряется. Из цирка Жеймо переместилась на эстраду, потом попала в мастерскую ФЭКСов (Фабрика эксцентрического актера), где нашла первого мужа — Андрея Костричкина. Играла в фильмах ФЭКСов Козинцева и Трауберга «Мишки против Юденича», «Чертово колесо», «Шинель» (где Костричкин исполнил роль Акакия Акакиевича), «С. В. Д», «Новый Вавилон».

Развод с Костричкиным последовал в 1932. Новым мужем Янины стал кинорежиссер Иосиф Хейфиц. Свой режиссер в мужьях для актрисы часто есть хорошо, но Хейфиц, в паре с Александром Зархи, снимал кино социальное и не всегда попадал в тренд. Так картина режиссерского дуэта с участием Жеймо «Моя Родина» была запрещена, фильм «Горячие денечки» (у Жеймо главная роль) критика раздолбала, а в хитах «Депутат Балтики» и «Член правительства» роли для нее не нашлось.

ЯНИНА ЖЕЙМО, ИРИНА ЗАРУБИНА И ЗОЯ ФЕДОРОВА В ФИЛЬМЕ "ПОДРУГИ"ЯНИНА ЖЕЙМО, ИРИНА ЗАРУБИНА И ЗОЯ ФЕДОРОВА В ФИЛЬМЕ "ПОДРУГИ"

В 1934 году Жеймо получила комедийный выход. Вектор советской кинокомедии еще не был задан, ибо Александров только готовил к выходу «Веселых ребят», а Пырьев о «Богатой невесте» даже не думал. Драматурги Евгений Шварц и Николай Олейников придумали для Жеймо образ девочки Леночки, которая вечно просыпает в школу. Попадание оказалось стопроцентным. Глядя на 25-летнюю Янину в роли 12-летней девочки ни за что нельзя сказать, что это не 12-летняя девочка. В заблуждении оказались даже дети-актеры, коллеги по площадке, приняв ее за ровесницу.

Ряд трюков делает «Разбудите Леночку» смешной и поныне, а в 1934 году от хохота сложился в просмотровом зале сам Эйзенштейн.

ЛЕНОЧКА ЖЕЙМОЛЕНОЧКА ЖЕЙМО

Тут же была задумана серия фильмов про дальнейшие приключения полюбившейся зрителям героини. Серию можно было пускать не только по чисто комедийному пути, проводя по разряду детского кино. Шварц и Олейников сделали три заявки - «Леночка и виноград», «Леночка и лев», «Леночка выбирает профессию». Выпуск картин анонсировали в 1936 году.

Увы…. Со вторым фильмом «Леночка и виноград» вышла промашка. Ставила его тот же режиссер, что «Разбудите Леночку» - Антонина Кудрявцева. И не справилась. Если немую «Разбудите Леночку» вывозила трюковая эстетика, то звуковая «Леночка и виноград» была комедией характеров и тянулась без малого час. Зрелище вышло скучноватое. Против фильма выступили даже Шварц с Олейниковым.

Общий приговор вынесла газета «Кино» пером критика Ванды Росовской: ««Талант Янины Жеймо может спасти самый плохой фильм. Но этот фильм спасти невозможно…»

Кудрявцеву из профессии вычистили, но ставить крест на самой Леночке не торопились. Худрук «Ленфильма» Андриан Пиотровский предложил Жеймо режиссировать самой. Та отказалась.

У нее были и другие роли, — в популярном фильме «Подруги», в «Докторе Калюжном» она играла с Аркадием Райкиным.

Но нигде Жеймо безусловно не солировала, хотя могла, могла...

"ПРИКЛЮЧЕНИЯ КОРЗИНКИНОЙ""ПРИКЛЮЧЕНИЯ КОРЗИНКИНОЙ"

В 1941 году Клементий Минц затеял еще одну «серийку» под Жеймо. Ей предлагалась роль непосредственной кассирши железнодорожного вокзала Корзинкиной. Короткометражка «Приключения Корзинкиной» пользовалась успехом, но дальнейшему развитию проекта помешала война.

Война сильно ударила по эмоциональному состоянию актрисы. Блокада Ленинграда, смерть близких, разрыв с мужем привели к тому, что Янина элементарно забыла алфавит. Порой теряла слух при разговоре с другими людьми. У нее появилась навязчивая идея, - найти забор. Найти забор, дотронувшись до которого она снова обретет покой. Целыми часами женщина кружила по Алма-Ате, куда была эвакуирована с семьей, в поисках забора. Жеймо понимала, что все происходящее не есть нормально, а это верный путь к выздоровлению. Истинное сумасшествие всегда считает свою реальность единственно верной.

Помощь окружающих и работа вытянули Жеймо. Постепенно она снова обрела жизнерадостность.

Ей предстояло сыграть главную роль своей жизни.

«Золушку» в экранизации сказки Надежды Кошеверовой и Иосифа Шапиро.

При разговоре о «Золушке» упускается из виду следующий момент, - для Жеймо работа над фильмом, принесшим ей славу, стала чередой новых разочарований.

Кошеверова утверждает, - она решила ставить «Золушку» с Жеймо, встретив актрису в коридоре комитета по кинематографии. Сама Янина была убеждена, - за ее кандидатуру ратовал автор сценария Шварц, а Кошеверова проталкивала на Золушку солистку Ленинградского Малого оперного театра Марию Мазун. Янина не боялась конкуренции, ее возмущали закулисные интриги, сделанное исподтишка.

Кошеверова не Кошеверова, но Янину, действительно, утвердили с трудом. Ей исполнилось 37. Актерская органика, позволяющая играть девочек, давала сбои. Золушка это не только актерский подвиг Жеймо, это еще и результат работы гримеров, которые лепили актрисе личико шестнадцатилетней героини. Дабы скрыть немолодые руки пришлось шить высокие перчатки. Перед режиссером и оператором также стояла задача свести крупные планы Янины до минимума.

Еще одно разочарование: сказку задумывали цветной, но по бюджету не вытянули. Жеймо и здесь усматривала вину режиссеров, которые «испугались дополнительных трудностей».

Ей не дали спеть, поручив три песни Золушки, среди которых выделялась «Добрый жук», Любови Черниной.

В общем, по словам Янины, «Золушка» оставила у нее «чувство чего-то недоделанного».

Ничего, зато нам, зрителям, фильм нравится даже семьдесят пять лет спустя.

В ЭТОМ ГОДУ ВЫШЛИ МЕМУАРЫ ЖЕЙМОВ ЭТОМ ГОДУ ВЫШЛИ МЕМУАРЫ ЖЕЙМО

А уж что творилось в 1947…

Шварц вспоминал:

«Картина появилась на экранах в апреле 47 года и имела успех. В июне того же года увидел я, выйдя из Росконда, на теневой стороне Невского у рыбного магазина Янечку с мужем. И догнал их, перебежав проспект. … Около шести Невский полон прохожими. Янечка, маленькая, в большой соломенной шляпе, просвечивающей на солнце, в белом платье с кружевцами. Посреди разговора начинает она оглядываться растерянно. И я замечаю в священном ужасе, что окружила нас толпа. И какая – тихая, добрая. Даже благоговейная. Существо из иного, праздничного мира вдруг оказалось тут, на улице. «Ножки, ножки какие!» – простонала десятиклассница с учебниками, а подруга ее кивнула головой как зачарованная. Мы поспешили на стоянку такси. И толпа, улыбающаяся и добрая, – следом. И на Янечкином лице я обнаружил вдруг скорее смущение и страх, чем радость».

«Золушка» оказалась лебединой песней актрисы. На волне успеха она покинула «Ленфильм», переместившись в Москву, в театр-студию киноактера. В 1954 появилась в роли мамы Кости Шишкина в экранизации «Витя Малеев в школе и дома» Носова. «Два друга» называлась она.

Еще во время войны вышла замуж за поляка Леона Жанно. В 1957 уехала вслед за ним в Польшу.

Жила в Варшаве. В СССР по тогдашним законам могла приехать раз в год, чем периодически пользовалась. Ее здесь не забывали.

И не забыли.

«Золушку» в 2010 колоризировали, продлевая жизнь этой волшебной киносказки, делая ее актуальной и для нового поколения.