Лучшие настольные игры древнего мира

На модерации Отложенный

 

Задолго до того, как поселенцы Катана, Скрэббла и Риска завоевали легионы поклонников, римские легионы проводили время, играя в «Латрункули», стратегическое противостояние, латинское название которого – Ludus Latrunculorum – примерно переводится как «игра наёмников». Между тем, в Северо-Западной Европе, а именно в таких отдалённых местах, как Шотландия, Норвегия и Исландия, появилась игра викингов под названием «Тавлеи». Дальше к югу преобладали древнеегипетские игры «Сенет» и «Мехен». На востоке Индии появилась «Чатуранга», предшественница современных шахмат. А 5000 лет назад, на территории нынешней юго-восточной Турции, группа людей бронзового века создала сложный набор скульптур из камня, которые были названы самыми старыми игровыми фигурами в мире после их открытия в 2013 году. Начиная от «Го» и заканчивая нардами, «Мельницей» и «Манкалой», в древнем мире существовало немало беспощадных, причудливых и даже спиритических настольных игр.

«Сенет»

 


 


Эту древнеегипетскую настольную игру можно увидеть в Музее искусств «Метрополитен»

«Сенет» была любимой игрой Тутанхамона и царицы Нефертари Меренмут, супруги Рамсеса II Великого. Это одна из самых ранних известных настольных игр. Археологические и художественные свидетельства говорят о том, что она в неё играли ещё в 3100 году до нашей эры, когда первая династия Египта только начинала угасать.

По данным Музея искусств «Метрополитен», представители высшего класса египетского общества играли в «Сенет», используя богато украшенные игровые доски, примеры которых сохранились и по сей день. Те, у кого в распоряжении было меньше ресурсов, обходились сетками, нацарапанными на каменных поверхностях, столах или полу.

Доски для игры в «Сенет» были длинными и гибкими, они состояли из 30 квадратов, выложенных в три параллельных ряда по десять штук. Два игрока получали равное количество игровых фишек (обычно от пяти до семи); цель состояла в том, чтобы добраться первым в конец доски. Вместо того чтобы бросать кубик, чтобы определить количество квадратов, на которое можно продвинуться вперёд, участники использовали палочки или кости. Как и в большинстве сложных стратегических игр, игроки имели возможность помешать своему противнику, блокируя продвижение вперёд или даже вынуждая их отступить назад.


Эта настольная игра «Сенет» датируется примерно 1390-1353 годами до нашей эры

Как пишет египтолог Питер А. Пиччоне в журнале «Археология», поначалу это было «времяпрепровождение без религиозного подтекста». Однако впоследствии «Сенет» превратился в «симуляцию преисподней», с квадратами, изображающими главные божества и события в загробной жизни».

Более ранние доски могут похвастаться совершенно пустыми игровыми квадратами, но в большинстве более поздних версий последние пять квадратов имеют иероглифы, обозначающие особые игровые обстоятельства. Фигуры, которые приземлялись в «водах хаоса» (квадрат 27), к примеру, отправляли обратно в квадрат 15 — или полностью удаляли с доски.

Древние египтяне верили, что «ритуальные» игровые сеансы дают возможность заглянуть в загробную жизнь, согласно книге Тристана Донована «Это всё игра: история настольных игр от "Монополии" до "Колонизаторов"». Игроки верили, что «Сенет» раскрывает, какие препятствия ждут их впереди, предупреждает распутные души об уготованной для них судьбе и вселяет уверенность в возможности побега из преисподней, что выражается в успешном удалении фигур с доски.

«Последний квадрат представлял собой Ра-Хорахте, бога восходящего солнца, — объясняет Донован, — и означал момент, когда достойные души присоединятся к [богу солнца] Ра навечно».

«Царская игра Ура»


Этой игровой доске 4500 лет. Она представляет собой квадраты, украшенные замысловатыми цветочными и геометрическими узорами.

Исследователи часто пытаются определить правила игр, в которые играли тысячелетия назад.

И благодаря скромной клинописной табличке, переведённой смотрителем Британского музея Ирвингом Финкелем в 1980-х годах, специалисты получили подробный набор инструкций к «Царской игре Ура», или «Двадцати квадратам».

Игра, которой примерно 4500 лет, была обнаружена в результате раскопок под руководством сэра Леонарда Вулли, проведённых на кладбище древнего месопотамского города Ур между 1922 и 1934 годами. Вулли нашёл пять досок с квадратами, украшенными замысловатыми цветочными и геометрическими узорами.

Эта игровая доска, которая сейчас хранится в Британском музее, имеет структуру, аналогичную доскам «Сенета», с тремя рядами квадратов, расположенных параллельными рядами. «Царская игра Ура», однако, использует 20 квадратов вместо 30. Форма доски, состоящая из блока 4 на 3, соединённого с блоком 2 на 3 «мостом» из двух квадратов, «напоминает неравномерно нагруженную гантель», согласно книге «Это всё игра».

Игроки перемещаются по игровому полю согласно цифрам, выпавшим в результате броска кубика. Квадраты, украшенные цветами, считались «счастливыми полями»: они препятствовали «пленению» фигур или давали игрокам право на дополнительный ход.

И хотя «Царская игра Ура» получила своё название от месопотамского города, где она была обнаружена, Финкель отмечает, что археологи с тех пор нашли более 100 экземпляров этой игры в Ираке, Иране, Израиле, Сирии, Иордании, Египте, Турции, Кипре и на Крите. Более поздние версии доски имеют несколько иную компоновку, меняя местами правый блок и мостик на одну линию из восьми квадратов. (Этот формат, более известный под названием «Двадцать квадратов», был популярен в Древнем Египте, где дсоки для игры в «Сенет» часто имели поле с 20 квадратами на обратной стороне.)

«Мехен»


Правила «Мехена» остаются неясными, поскольку эта игра утратила популярность после упадка Древнего царства

В своей энциклопедии «Оксфордская история настольных игр» Дэвид Парлетт описывает «Мехен», игру, которая получила своё название от змееподобного божества. Игра, которая была популярной между 3100 и 2300 годами до н. э., включала до шести участников. Они перемещали фигуры в форме львов и сфер по спиральному полю, напоминавшему свернувшуюся в кольцо змею.

Правила «Мехена» остаются неясными, поскольку эта игра утратила популярность после упадка Древнего царства, и упоминания о ней редко встречаются в археологических источниках.

В 1990 году египтолог Питер А. Пиччоне объяснил: «Основываясь на том, что мы знаем об этой игре... фигуры львов двигались по спирали вдоль квадратов, по-видимому, от хвоста снаружи к голове змеи в центре». Сферические, похожие на мрамор фишки, возможно, также перемещали по сегментам спирали.

Парлетт отмечает, что ни одна из фигур «Мехена», дошедших до наших дней, не помещается в сегменты спиралей, с которыми они были найдены; это добавляет ещё один слой интриги к загадочной игре.

«Мельница»


Иллюстрация 13-го века, изображающая испанцев, играющих в «Мельницу»

Осенью 2018 года раскопки в русской крепости Выборгского замка обнаружили давно забытую средневековую игровую доску, выгравированную на поверхности глиняного кирпича. Хотя сама находка датируется примерно 16-м веком, в игру, которую она собой представляет, впервые сыграли ещё в 1400 году до нашей эры; тогда египетские рабочие, строившие храм Курны, начертали доску «Мельницы» на кровельной плите.

«Мельница» похожа на современную игру в шашки. Её суть заключается в том, что игроки перемещают свою армию из девяти «человечков», каждый из которых представлен отдельной игровой фигурой, по сетчатому игровому полю. Возведение мельницы, или ряда из трёх человечков, позволяет игроку захватить одну из фигур противника. Первый, кто не сможет построить мельницу, или первый, кто потеряет семь человечков, проигрывает. Альтернативные версии игры призывали каждого игрока полагаться на арсенал из 3, 6 или 12 фигур.

Экземпляры «Мельницы» были обнаружены в Греции, Норвегии, Ирландии, Франции, Германии, Англии и других странах по всему миру, согласно книге «Игры мира: как их сделать, как в них играть, как они появились». Игра была особенно популярна в средневековой Европе и даже заслужила упоминание в шекспировском «Сне в летнюю ночь».


Средневековая доска для игры в «Мельницу», обнаруженная в Германии

«Тавлеи»


В 7-м или 8-м веке монахи использовали дискообразную игровую доску, чтобы играть в «Тавлеев», норвежскую стратегическую игру, в которой король и его защитники сражаются против двух десятков нападающих.

Одним из самых популярных развлечений в древней Скандинавии было семейство стратегических игр, известных под общим названием «Тавлеи». Норвежцы играли в них ещё в 400 году н. э., согласно «Оксфордской истории настольных игр». Будучи гибридом военных и охотничьих игр, «Тавлеи» распространились из Скандинавии в Исландию, Великобританию и Ирландию, однако вскоре были забыты, поскольку в 11-м и 12-м веках популярность в Англии и Скандинавских странах завоевали шахматы.

Дискообразная игровая доска, найденная в 2018 году на месте шотландского аббатства Девы Марии Дирской, свидетельствует о широкой привлекательности «Тавлеев». Датируемая седьмым или восьмым веком, доска является «очень редким прдеметом», по словам археолога Али Камерона.

Он говорит: «В Шотландии было найдено лишь несколько таких досок, преимущественно в монастырских или, по крайней мере, религиозных местах. Эти игровые доски – не то, к чему доступ был у каждого».

Самая популярная вариация «Тавлеев», Hnefatafl, отличалась от стандартных игр для двух игроков использованием неравных сторон. Король и его защитники сражались с группой нападающих, которые превосходили их численностью примерно два к одному. Пока люди короля пытались поместить его в безопасное место в одном из четырёх острогов или убежищ, расположенных в углах похожей на сетку игровой доски, нападающие делали всё возможное, чтобы помешать побегу. Чтобы закончить игру, король должен был либо достичь убежища, либо сдаться в плен.

«Латрункули»


Настольная игра «Латрункули», обнаруженная в Римской Британии

«Латрункули», или Ludus Latrunculorum, представляла собой стратегическую игру для пары игроков, предназначенную для проверки военной доблести участников. Игра на сетках разного размера (самый большой известный пример – 17 на 18 квадратов) – так называемая «Игра наёмников», вероятно, была вариантом древнегреческой игры «Петтея». (Аристотель проливает некоторый свет на правила «Петтеи», уподобляя «человека без города-государства» изолированной части в «Петтее», уязвимой для захвата противником.)

Первое документально подтверждённое упоминание о Ludus Latrunculorum относится к первому веку до нашей эры, когда римский писатель Варрон описал цветные игровые фигуры из стекла или драгоценных камней. Двести лет спустя в стихе-панегирике Laus Pisonis анонимного автора была нарисована яркая картина игрового процесса: «Вражеские ряды расколоты, и вы одерживаете победу с целыми и невредимыми рядами или с потерей одного или двух человек, а по обе ваши руки идут орды пленников». Поэты Овидий и Марциал также упоминали игру в своих произведениях.

Несмотря на упоминания о ней в письменных и археологических свидетельствах, точные правила Ludus Latrunculorum остаются неясными. За последние 130 лет многие учёные предлагали потенциальные реконструкции игры, согласно «Древним играм». Возможно, наиболее полным из них является эссе Ульриха Шедлера 1994 года, переведённое на английский язык в 2001 году, в котором говорится, что игроки двигали фигуры вперёд, назад и вбок в надежде окружить изолированную вражескую фигуру двумя своими. «Пленников» затем убирали с доски, после чего руки победивших игроков «гремели кучей фигур», как выразился Лаус Пизонис.



«Патолли»


Ацтекская игра «Патолли», изображённая в «Книге богов и ритуалов и древнего календаря» монаха Диего Дурана

В «Патолли», азартной игре, изобретённой ранними жителями Мезоамерики, игроки чтобы перемещали камешки с одного конца крестообразного поля на другой. Просверленные бобы, используемые в качестве игральных костей, диктовали игровой процесс, но точные правила перемещения остаются неизвестными, как отмечает Парлетт в «Оксфордской истории настольных игр».

Играя в «Патолли», ацтеки делали необычайно высокие ставки; они ставили не только физические товары или валюту, но и собственные жизни. Как поясняет Диего Дуран, доминиканский монах, автор книги по истории и культуре ацтеков XVI века, «в этой и других играх индейцы не только становились рабами, но даже законно предавались смерти в качестве человеческих жертвоприношений».

В «Патолли» играли как простолюдины, так и аристократы; игра была особенно популярной в столице ацтеков Теночтитлане. По словам другого летописца XVI века Франсиско Лопеса де Гомары, даже император Монтесума «иногда наблюдал, как они играли в патолицтли, которая очень напоминала нарды».

Как и многие аспекты ацтекской культуры, «Патолли» была запрещена испанскими конкистадорами, которые победили Мексиканскую империю в 1520-х и 1530-х гг. Парлетт пишет, что испанцы уничтожили все игровые доски и сожгли все просверленные бобы, которые они только смогли найти, что помешало историкам собрать воедино точные правила игры.

Шахматы


Шахматы острова Льюис, найденные на Внешних Гебридских островах в 1831 году и датируемые примерно 12-м веком нашей эры

Современные шахматы берут своё начало от древней индийской игры «Чатуранга», санскритское название которой относится к «четырём конечностям» армии империи Гуптов: пехоте, кавалерии, колесницам и боевым слонам. Первые упоминания о ней были сделаны примерно в шестом веке нашей эры, но, предположительно, в неё начали играть задолго до этого. «Чатуранга» сталкивала четырёх игроков, каждый из которых брал на себя роль имперского военного оружия. Фигуры двигались по схеме, похожей на ту, что используется в современных шахматах, согласно книге «Это всё игра». Пехота, например, шагала вперёд и захватывала фигуры по диагонали, как пешки, в то время как кавалерия двигалась в форме буквы L, как кони. Однако, в отличие от современной игры, «Чатуранга» включала элемент случайности, когда игроки бросали палочки, чтобы определить движение фигур.

В середине VI века индийские купцы представили Новоперсидскому царству переделанную версию «Чатуранги» для двух игроков, где она была быстро преобразована в улучшенную игру «Шатрандж». (Слова «шах» и «мат» происходят от персидской практики говорить «шах мат», когда шах или король противника был загнан в угол.) Когда арабские армии завоевали Новоперсидское царство в середине VII века, игра претерпела некоторые изменения. Её фигуры приняли абстрактную форму в соответствии с исламским запретом.

Шахматы прибыли в Европу через захваченные арабами территории в Испании и на Пиренейском полуострове. Швейцарская монастырская рукопись, датированная 990-ми годами, содержит самое раннее известное литературное упоминание об игре, которая быстро завоевала популярность по всему континенту. К концу XII века шахматы стали популярными повсеместно – начиная от Франции и заканчивая Германией, Скандинавией и Шотландией, в каждой из стран следовали своему набору правил.

По словам Донована, «самым радикальным изменением» было появление королевы как самого сильного шахматного игрока в течение 15 и 16 веков. Изменение был далеко не случайным. Напротив, оно отражало ранее неслыханное возвышение женщин, наделённых властью. Изабелла I Кастильская повела свои войска против мавританских захватчиков Гранады, а её внучка Мария I стала первой женщиной, которая самостоятельно правила Англией. Среди других выдающихся женщин-членов королевских семей того периода были Екатерина Медичи, Елизавета I, Маргарита Наваррская и Мария де Гиз.

Нарды


Эта помпейская фреска изображает двух мужчин, которые спорят, предположительно, за игрой в нарды.

Как и в случае со многими примерами из этого списка, точное происхождение нард, игры для двух игроков, в которой соперники соревнуются, чтобы «сбросить» или удалить все 15 фигур с доски, остается неясным. Но элементы нард прослеживаются в таких играх, как «Царская игра Ура», «Сенет», «Парчиси», «Табула», «Длинные нарды» и «Шван-лю», предполагая, что её основная предпосылка нашла поддержку во многих культурах и веках. Как пишет Освальд Якоби и Джон Р. Кроуфорд в «Книге о нардах», самым ранним возможным предком того, что сейчас называется нардами, является вышеупомянутая «Царская игра Ура», которая появилась в Месопотамии около 4500 лет назад.

Отличительной характеристикой современных нард является доска, на которой изображены 24 узких треугольника, поделённых пополам. Игроки бросают кости, чтобы определить движение по этим геометрическим аренам, что делает победу в нардах «почти равномерным сочетанием мастерства и удачи», по словам Донована.

«Кости имеют решающее значение, однако важно и то, как вы это используете», – объясняет он. Этот баланс позволил нардам стать весьма популярными ещё в незапамятные времена – тенденция, иллюстрируемая помпейской настенной живописью, изображающей трактирщика, выбрасывающего из своего заведения двух дерущихся игроков в нарды.

Вариации игры со временем распространились в Азии, Средиземноморье, на Ближнем Востоке и в Европе. В средневековый период на континенте появилось целых 25 разновидностей нард, в том числе французская игра Tric-Trac, шведская Bräde и британская под названием Irish, которое несколько сбивает с толку. К 1640-м годам последняя из них превратилась в современные нарды.

«Го»


Изображение игроков в «Го» (художник Чжоу Вэньцзюй, 11-й век)

«Го», или «Вэйци», возникла в Китае около 3000 лет назад. Игра в «оккупацию территории», согласно «Оксфордской истории настольных игр», гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Игроки по очереди размещают камни на сетке 19 на 19 квадратов с двойной целью захватить вражеские фишки и установить контроль над большей частью территорий.

«Несмотря на простые правила, – пишет Донован, – размер доски в сочетании с хитросплетениями захвата и возвращения территорий и камней создают игру огромной сложности, более близкую по духу к полноценной военной кампании, наполненной локальными сражениями, нежели к одному сражению, как в шахматах».

Народные предания предполагают, что Вэйци была впервые использована в качестве средства для гадания, или, возможно, изобретена легендарным императором Яо, который хотел перевоспитать своего капризного сына. Каково бы ни было её истинное происхождение, к 6-му веку до нашей эры Вэйци стала основой китайской культуры, когда Конфуций упомянул о ней в своём трактате «Лунь юй». Позже игра была включена в число четырёх искусств, которыми должны были овладеть китайские учёные-джентльмены. (Помимо Вэйци, начинающие учёные должны были изучить китайскую каллиграфию и живопись, а также научиться играть на семиструнном инструменте под названием гуцинь.)

Китай может быть родиной «Го», но Япония заслуживает большой чести за разработку игры, которую Парлетт описывает как обладающую «более высокой степенью сложности, чем любая другая настольная игра в мире, за исключением, возможно, шахмат». «Го» достигла восточного соседа Китая около 500 года н. э., и первоначально в неё играли аристократы и буддийские монахи.

К 11-му веку, однако, дворяне и простолюдины также начали играть в «Го», проложив путь к возвышению игры в японской культуре. В 17-м веке правящий Сёгунат Токугава даже основал четыре школы, посвященные изучению «Го».

«Так возникла система наследственных профессионалов, включающая как мастеров, так и учеников; она подняла "Го" до небывалых высот мастерства и совершенствования», – пишет Парлетт.

Сложная японская система обучения «Го» развалилась, когда Сёгунат Токугава рухнул в 1868 году, и игра утратила популярность в последующие десятилетия. Но к началу 1900-х годов «Го» снова обрела популярность, и в 20-м веке она стала распространяться по западному миру.

«Манкала»


Ямки представляют собой древнюю вариацию доски «Манкалы»

«Манкала» (от арабского слова naqala, означающего «двигать») – это не одна игра, а сотни, объединённые несколькими общими характеристиками: а именно, перемещение бобов, семян или аналогичных по форме фишек по доске, заполненной мелкими ямами или лунками. Это семейство игр возникло примерно между 3000 и 1000 годами до н. э., и примеры манкалоподобных рядов отверстий были обнаружены на археологических раскопках в Африке, на Ближнем Востоке и в Южной Азии.

Самый популярный вариант «Манкалы», «Вари», включает двух участников, играющих на доске с двумя рядами из шести лунок. Игроки по очереди «сеют» семена, забирая фишки из той или иной ямы и последовательно выкладывая их, одну за другой, вокруг доски. Быстрый игровой процесс поощряется, в отличие от медилтельности.

Цель «Манкалы» обычно состоит в том, чтобы заполучить больше семян, чем соперник, просчитывая стратегические ходы. Однако в некоторых культурах обеспечение продолжительность игры на самом деле важнее, чем победа. Хотя в большинстве вариаций ничего не оставляется на волю случая, «Манкала» часто рассматривается как азартная или ритуальная игра, исход которой считается, «по крайней мере, частично, предопределённым судьбой», согласно Парлетту.

«Это игра совершенной информации, совершенного равенства, большой свободы выбора и, следовательно, большого мастерства, – пишет он. – Сложность шахмат заключается в их глубине, а "Манкалы" – в её продолжительности».

«Гусь»


Мексиканский иллюстратор Хосе Гуадалупе Посада создал «Гуся» примерно в 1900 году

И хотя формально это не древнее творение, игра «Гусь» заслуживает включения в этот список потому, что она является одной из первых настольных игр, производимых в коммерческих целях. Соревнования, которые определяются чистой случайностью, не включают в себя «ни малейшего элемента мастерства или истинного взаимодействия игроков для того, чтобы одержать победу», как утверждает Парлетт.

Самое раннее упоминание об игре «Гусь» относится к периоду между 1574 и 1587 годами, когда герцог Франческо Медичи подарил игру под названием Gioco dell'Oca испанскому королю Филиппу II. Уже в июне 1597 года некто Джон Вулф описал её как «новую и самую приятную игру». В течение последующих столетий появились различные версии, каждая с уникальными иллюстрациями и тематикой.


Итальянская версия «Гуся» (1820 год)
 


Версия игры «Гусь» 19-го века

Хотя визуальные элементы «Гуся» сильно варьировалась, основная предпосылка оставалась неизменной. Игроки должны были достичь центра доски в виде свёрнутой в кольцо змеи, двигаясь против часовой стрелки в соответствии с результатами брошенных костей. Шесть из 63 пронумерованных секций на доске были проиллюстрированы символами, обозначающими особые правила, такие как продвинуться на несколько секций вперёд или начать всё заново. Как следует из названия игры, изображения гусей часто появляются на большинстве игровых досок.

Чтобы выиграть – то есть получить ставки, сделанные в начале игры – игрок должен попасть на секцию 63 после точного результата броска костей. Если число будет выпадать больше, чем нужно, то игроки будут вынуждены отступать назад.

«Во многих отношениях, – рассуждает Парлетт, – можно сказать, что игра "Гусь" знаменует собой начало того современного периода настольных игр, который характеризуется введением иллюстративных и тематических элементов в то, что до сих пор считалось преимущественно символическим и математическим».

 

Вадим Алешин