Готова ли Польша «переварить» Галицию?
На модерации
Отложенный
Совсем недавно секретарь Совбеза России Николай Патрушев в интервью «Российской газете» заявил, что итогом политики Запада и подконтрольного ему киевского режима может стать только распад Украины на несколько государств. Правда, практически дословно этот же тезис он озвучивал и в 2019 году, да и год назад, когда сказал что незалэжная может потерять государственность и потерпеть раскол украинского государства в том случае, если правящая верхушка в Киеве продолжит нынешний взятый ими после Майдана и государственного переворота политический курс. Так что спешить с выводами о том, что устами Патрушева был озвучен окончательный приговор Украине или, точнее, оглашена планируемая будущая структура пока что контролируемых Киевом территорий, наверное, не стоит.
Но так или иначе, ежедневные новости прямым текстом дают нам понять, что украинская государственность висит на волоске и в любом случае Украину в границах по состоянию на 24 февраля сего года мы уже никогда не увидим. В этой ситуации ближайшие западные соседи Киева вынуждены будут приспосабливаться к новой реальности. И естественно, будут стараться извлечь максимальную выгоду от возможного переформатирования украинских территорий.
28 апреля директор Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин описал перспективы распада Украины более конкретно: «Вашингтон и Варшава прорабатывают планы установления плотного военно-политического контроля Польши над “своими историческими владениями” на Украине». По его словам, первым этапом операции Польши должен стать «ввод польских войск в западные области страны под лозунгом их “защиты от российской агрессии”». Упомянутая операция якобы будет проходить без мандата НАТО, но с участием «желающих государств». Польский контингент, по данным российской разведки, планируется разместить в тех частях Украины, где вероятность столкновения с ВС РФ минимальна, чтобы в дальнейшем установить контроль над расположенными там стратегическими объектами. «По расчетам польской администрации, превентивное закрепление на западе Украины с высокой степенью вероятности приведет к расколу страны. При этом Варшава по существу получит под управление территории, на которые войдут ‟польские миротворцы”», ― резюмировал директор СВР.
Пресс-секретарь министра-координатора спецслужб Республики Польша Станислав Жарин, конечно же, эти заявления опроверг. «Ложь о якобы планах Польши напасть на Западную Украину повторяется уже несколько лет. Особенно активизировалась кампания после начала вторжения России в Украину. К клевете на Польшу присоединились высшие кремлевские чиновники. Цель российской пропаганды — вызвать недоверие между Украиной и Польшей, разорвать украинско-польское сотрудничество, представить Запад как субъект, агрессивный по отношению к России, а Польшу — как “разжигателя войны”, который нагнетает напряженность и даже угрожает миру в Европе», ― написал он на своей странице в Facebook.
Однако с 1 мая «самое миролюбивое в мире» Войско польское начало масштабные маневры у своих восточных границ с целью «отработки приема и переброски союзных сил, координации трансграничных действий и сотрудничества с принимающими государствами». А на улицах польских городов появилась лаконичная социальная реклама с многозначительным призывом от имени главы Генерального штаба польской армии: «Пора вспомнить нашу историю!» И вряд ли титулованный польский вояка предлагает помянуть 1939 год.
Вдобавок ко всему этому наращивание контингента НАТО в Польше активно происходит с самого начала текущего года. В частности, 31 января 2022 года в порт Гдыня было доставлено более 200 единиц американской военной техники в рамках ротации дислоцированных в Польше на постоянной основе подразделений Национальной гвардии США. С 6 по 17 февраля в Польшу было переброшено в общей сложности около 4 700 военнослужащих 82-й воздушно-десантной дивизии США. Для прикрытия перевалочного аэродрома Жешув-Ясенка были дополнительно развернуты американские ЗРК Patriot и британские Sky Sabre. Усиливались и воздушные компоненты сил США в Польше. В частности, на 32-й тактической авиабазе ВВС Польши Ласк концентрировались многоцелевые истребители США (24 по состоянию на середину марта), многоцелевые вертолеты, конвертопланы, самолеты-заправщики.
Стоит напомнить, что Варшава традиционно пытается замкнуть на себя роль главного ответственного за формулирование и осуществление восточной политики ЕС, хотя по факту основной голос здесь, как и на других направлениях, все же принадлежит Берлину. Однако в ситуации военного форс-мажора Польша по согласованию с американскими «друзьями» все активнее тянет одеяло на себя. Она, например, уже предложила Европейской комиссии выступить координатором «дерусификации» всей европейской экономики. Скорее всего, варшавское руководство не прочь также попробовать исполнить ключевую роль в ЕС и НАТО по принятию решений касательно конфликта на Украине в сфере безопасности и обороны. Лишь бы только не надорваться (учитывая известную ограниченность собственного силового ресурса) и не отчебучить какой-либо несогласованный с вашингтонскими менторами фортель.
В этом контексте также примечательно, что Варшава стала первой столицей из числа потенциальных государств ― гарантов украинской безопасности (этот абсолютно виртуальный «клуб» пытаются наспех состряпать по инициативе украинской дипломатии), которая публично объявила, что не будет участвовать в мирном соглашении, если оно будет предусматривать сдачу части территории Украины. Внешнеполитический советник польского президента Анджея Дуды Якуб Кумох подтвердил, что Польша готова исполнить роль «гаранта» в рамках некой будущей договоренности с Россией о прекращении огня. Он также подчеркнул, что «секретный на данный момент проект мирного соглашения является документом украинского авторства. Если будет достигнуто мирное соглашение, нас интересует только такое, которое гарантирует территориальную целостность Украины и ее независимость. И только такой документ, на который согласны украинцы». В лучшем духе прозападной пропаганды Кумох также отметил, что переговорные позиции Москвы слабеют с каждым днем, так как «украинская армия … разгромила значительную часть российских войск в сухопутной войне». И подтвердил, что Польша поддерживает идею вступления Украины в НАТО.
Казалось бы, пан Кумох озвучивает рафинированную проукраинскую позицию. Однако слухи об экспансионистских планах Варшавы с каждым днем ширятся все активнее. Совсем недавно с подачи журналиста Андрея Медведева в Сеть была вброшена якобы копия приказа Генерального штаба Польши отдельным подразделениям готовиться к защите «объектов критической инфраструктуры» Волынской и Львовской областей Украины от «российской агрессии».
Даже учитывая возможность фальсификации упомянутого документа, мы видим настойчивые попытки перевести обсуждение возможной аннексии Польшей бывших своих западноукраинских земель в публичное пространство. В связи с этим возникают некоторые вопросы или, другими словами, сомнения.
Во-первых, почему Варшава (в копии «армейского» приказа) запамятовала о защите Ивано-Франковской и Тернопольской областей, неотъемлемых частей исторических «восточных кресов»?
Во-вторых, если само появление бравых польских военных на украинской территории должно автоматически остановить российские войска и табуировать их активность в местах дислокации поляков, почему натовским стратегам не ввести их сразу куда-нибудь в Запорожье или Днепропетровск?
Для оформления своего возврата на бывшие восточные земли полякам также важен не только благовидный предлог (он уже есть ― зверская агрессия «русской орды»), но и мало-мальски легитимная формула в контексте международного права. Исходя из этого, не совсем понятен механизм такой аннексии. Просматриваются два базовых варианта: совместный (согласованный с Киевом) или «инициативный» (ставящий киевский режим перед фактом). Наиболее подходящим для Варшавы было бы, конечно же, приглашение официальных киевских властей вкупе с неким мандатом официального Брюсселя.
Очевидно, что по итогам российской военной операции нельзя допустить сохранения даже формально суверенной территории развития украинского нацизма и русофобии. У отдельных сторонников раздела побежденной Украины на паях с европейскими соседями есть уверенность в том, что поляки смогут эффективно провести денацификацию Галиции. Но почему мы считаем, что они вообще заинтересованы в ее проведении? В современном мире любые смыслы можно выхолостить и извратить настолько, что воссоединившиеся с польскими братьями после более чем 300-летнего «москальского» гнета украинцы радостно объединятся на почве нацизма и русофобии, напрочь забыв о «подвигах» ОУН-УПА и Армии Крайовой. И никто не удивится. Поддерживает же, к примеру, официальный Израиль украинских нацистов, и небо на землю не падает. А тут речь идет о жалких американских вассалах-лимитрофах.
Приходится также слышать о том, что украинские и особенно галицийские «элитки» наотрез откажутся ложиться под поляков. Однако это всецело зависит от выбора, который будет стоять перед ними по завершении военной кампании. Как для местных, так и для массово пустивших корни в центральных органах власти киевского режима галичан такой вариант будет вполне приемлемым, если окажется единственной возможностью сберечь свои семейные скарбы и остаться «пануваты» на западном обломке бывшей Украины на паях с бледнолицыми европейскими господами: поляками, словаками, немцами, американцами. Суверенитет ведь им сдавать ― дело привычное, они от него практически полностью отказались еще по итогам «святого майдана».
Для поляков, конечно же, «восточные кресы» ― понятие во многом сакральное. И вспомнить славную историю страны их генералитет призывает своих сограждан сегодня не просто так. «Восточные окраины ― сегодня это скорее духовная, самобытная, определенно историческая, а не реальная территория. Однако без этого элемента польская душа де-факто не существует. Ведь невозможно понять поляков без великих творцов и государственных деятелей, без мыслей, которые сформировались в горниле наций и религий, без мест, которые сегодня находятся в других странах, но своим ‟гением места” смогли повлиять на поведение несколько поколений людей», ― поэтично описывает «кресы» польский историк и журналист Адам Хлебович. И в этих словах чувствуется искренняя готовность польского народа идти на определенные жертвы ради возврата на былые территории и к былому величию.
Остается, правда, одно маленькое но. «Если кто-то вознамерится вмешаться в происходящие события со стороны и будет создавать для России неприемлемые для нас угрозы стратегического характера, они должны знать, что наш ответ на встречные удары будут молниеносными, быстрыми. У нас есть для этого все инструменты. Такие, которыми не может сейчас похвастаться никто. А мы хвастаться не будем. Мы будем их использовать, если потребуется. И хочу, чтобы все об этом знали: все решение на этот счет приняты!» ― заявляет Владимир Путин.
А слова этого гражданина России потихоньку привыкают конспектировать и внимательно изучать даже самые отпетые западные антагонисты Москвы. Следовательно, польская аннексия «кресов» скорее всего сможет осуществиться лишь на основе части некой масштабной договоренности между Москвой и Западом. Но по состоянию на сегодняшний день компромиссом между противоборствующими сторонами даже не пахнет. По крайней мере в публичной плоскости.
И как в схожей ситуации поговаривал мудрый Кот Матроскин: «Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное». А значит, и не стоит раньше времени спекулировать на тему того, что Западная Украина под польским протекторатом вдруг выйдет из военной операции победительницей или Россия возьмет и «отдаст исконно русские земли Червонной Руси» кому бы то ни было. Думается, поворотным моментом в этой истории станет та или иная форма капитуляции киевского режима, после которой надо будет определяться с формой контроля над украинскими территориями, возможными зонами ответственности, введением международных миротворческих сил и т. п. Пока же дальнейшая украинская судьба, как и будущее «восточных кресов», решается на поле боя.
Комментарии
А бандерофашисты заполонят ЕС и будут учить европейцев кричать "хероям в срало", пока их не пересажают.