Куда нас заведет модернизация?
На модерации
Отложенный
В последнее время в речах политиков, а следом и в средствах массовой информации стало часто звучать модное слово «модернизация». Очевидно, что происходит оно от понятия «модерн». И если с модернизацией на первый взгляд всё ясно, то значение термина «модерн» не настолько очевидно. Так давайте попробуем разобраться, что же это такое, и всё ли так однозначно с пониманием модернизации. Это тем более актуально для нас, поскольку судьба модерна напрямую связана именно с нашей страной.
Возникновение самого понятия «модерн» напрямую связано с зарождением в мире индустриального общества. Модерн стал тем комплексом идей, который оформил индустриальное общество идеологически. Он провозглашал непрерывный прогресс во всех областях человеческой жизни, прогресс, основанный на достижениях в науке и технике. На исторической арене идеи модерна наиболее полно были воплощены во Франции после Великой французской революции и выразились в известном каждому лозунге «Свобода, Равенство, Братство». В экономической области идеи модерна сформировали не менее известное учение под названием капитализм. Индустриальное общество или общество Модерна формировалось на основе предшествующего традиционного (аграрного) общества путём перевода крестьян из сельскохозяйственной деятельности на промышленные производства. Т.е. можно образно сказать, что в топку паровоза модерна кидалось традиционное общество, и за счёт этого паровоз мог ехать. Отсюда понятно, что у модерна были естественные ограничения, связанные с не бесконечным количеством доступных для промышленности крестьян. Любая страна с традиционным обществом может вступить на путь индустриализации, но каждая из них рано или поздно сталкивается с этим ограничением.
Надо сказать, что в отношении человека в модерне действовал один очень важный постулат. Модерн утверждал, что человек с его достоинствами и недостатками является константой, его нельзя улучшить, и прогресс должен основываться на правильном использовании этих свойств человека.
К середине ХХ века модерн достиг огромных успехов в деле движения индустриального общества по пути прогресса. Но в прошлом веке в странах Запада его потенциал начал иссякать, что было связано с вышеописанными ограничениями, и в этих индустриально развитых странах начал формироваться новый тип общества – постиндустриальный, иногда его также называют информационным обществом. В таком обществе наибольшую роль играет сфера услуг (в первую очередь финансовых), и основным производимым в нём продуктом стала информация и отчасти высокие технологии. В качестве идейной основы постиндустриального общества возникло новое мировоззрение под названием постмодерн, в человеческом отношении для него характерны крайний индивидуализм и отсутствие чётких моральных норм, чем и порождена пресловутая толерантность.
В настоящее время мировой модерн практически исчерпал свой потенциал, за исключением небольшого островка на Дальнем Востоке и Юго-Восточной Азии, где Китай как большей частью аграрная страна пока имеет возможность перерабатывать традиционное общество в индустриальное. Для подтверждения окончания эпохи Модерна можно заметить, что за последние 50 лет в мире не было сделано ни одного эпохального открытия, перевернувшего представления людей об окружающем мире или позволившего создать технику, основанную на совершенно иных принципах работы. Последним таким открытием в рамках модерна стала теория относительности Эйнштейна. Одним из самых больших достижений модерна стал выход человечества в космос. Но обратите внимание – сейчас во всех странах, обладавших космическими технологиями, практически свёрнута пилотируемая космонавтика.
В свете сказанного понятно, что если понимать модернизацию как процесс развития, основанный на идеях модерна, то бессмысленно говорить о модернизации нашей страны – она невозможна, поскольку у нас не осталось традиционного общества, которое было израсходовано в прцессе предыдущих модернизаций.
Разумеется, нашей стране нужно развитие, но основано оно должно быть на совершенно других принципах. Каких? – об этом скажем ниже.
И если с постмодерном модерн ещё может уживаться, то контрмодерн выступает абсолютным врагом модерна, его антиподом. Суть контрмодерна состоит в стремлении к возврату в архаику и, как следствие, – полном отрицании развития как такового, причём это отрицание крайне агрессивно и стремится к экспансии во внешний мир. Этого мировоззрения придерживаются многие радикальные и фундаменталистские исламские движения, которые сейчас активно рвутся к власти на Ближнем Востоке. И мы можем сами наблюдать это, если обратим внимание, кто приходит к власти в странах Северной Африки после череды прошедших и продолжающихся там оранжевых революций.
Всё это говорит о полной неопределённости дальнейшей судьбы мира в целом. Может случиться так, что область неразвития с Ближнего Востока расползётся на весь мир, каким бы невероятным это ни казалось, поскольку тенденции событий ведут именно к такому исходу.
В этой связи для нас очень важен вопрос о месте России в этой конфигурации. Наша страна в прошлом веке уже находилась на пути создания постиндустриального общества, но сейчас информационное общество оказалось отброшено у нас далеко назад – достаточно посмотреть на состояние науки. И теперь Запад нас туда не пустит, поскольку ниша сервисно-информационного общества очень узкая, а конкуренты ему не нужны. А контрмодерн нашей стране категорически не подходит по многим причинам, многие из которых, я думаю, очевидны. Поэтому при сохранении текущей ситуации в нашей стране единственным возможным сценарием для неё будет раздел между регионами постмодерна и контрмодерна. Что же может сделать Россия для предотвращения такого хода событий?
По мнению Сергея Кургиняна, выход есть, хотя путь к нему очень непрост. Он считает, что поскольку Россия не может вписаться в существующие проекты, то она должна выдвинуть свой собственный проект развития, альтернативный модерн. Наша страна как никакая другая имеет такую возможность, поскольку именно у России, существовавшей тогда в форме Советского Союза, есть опыт такого проекта.
Принципиальное отличие нашего проекта альтернативного модерна от классического модерна состояло в том, что развитие человека, набор его нравственных качеств не является постоянной неизменяемой величиной, их можно улучшать путём побуждения к духовному росту, а это в свою очередь даёт огромный потенциал для прогресса и роста духовного уровня общества в целом. Сергей Кургинян предлагает назвать этот проект «сверхмодерн». Кроме того, сверхмодерн уже не будет основан на уничтожении традиционного общества, а позволит гармонично сочетать черты традиционного, индустриального и постиндустриального обществ. Таким образом, в сверхмодерне снимаются основные ограничения классического модерна, что позволит преодолеть кризис модерна и в случае успеха этого проекта в России она сможет показать путь выхода из этого кризиса модерна, начав вновь, как и в первой половине ХХ века, определять повестку дня в мировоззренческой сфере для существенной части человечества. Причём Куриннян не призывает просто восстановить Советский Союз и возвратить всё, как было – он считает, что сейчас пришло время присмотреться к нашему историческому пути, разобрав достоинства и недостатки существовавших в нашей стране успешных проектов, и начать строить новый проект на основе нашего положительного опыта. Тем более что времени остаётся всё меньше – мир стремительно меняется, и угрозы для России нарастают очень быстро.
Комментарии
но буковок много и красивых слов тоже- только за этим абсолютная метафизическая пустота!
в сущности это будут вполне конкретные люди- которые вполне конкретно подпишут какие-то бумажки и прикажут поставить пограничные столбы и возле них дядек с автоматами!
вы хотите пойти на эти автоматы?
я лишь хочу увидеть наполненность такого количества слов...
и уж конечно я сама все пойму без всяких пояснений и такого количества слов- если я смогу увидеть логику и основу этой логики- философию на которой она основана...
Понятие «синергетика» связано с творчеством бельгийского ученого российского происхождения И. Пригожина, удостоенного в 1977 г. Нобелевской премии . Со временем было признано, что этот диалектический метод познания имеет универсальный характер и применим для постижения закономерностей развития общества. В наши дни он активно входит в методологию исторической науки.
Синергетический подход преодолевает ограниченность формационного и цивилизационного подходов к истории, представляющих путь народов как линейное восхождение от низших форм к высшим, развитие по неким «передовым образцам», как модернизационные переходы от традиционных обществ к современным.
Синергетический подход основан на таких понятиях, как нелинейность, неустойчивость, непредсказуемость, альтернативность развития. Это позволяет по-новому взглянуть на развитие неустойчивых ситуаций в историческом процессе, для чего требуется учитывать влияние на него разного рода случайностей, малых воздействий, которые невозможно предугадать и прогнозировать.
http://forum.rksmb.org/viewtopic.php?f=3&t=5105&start=585
на это странице есть пост по поводу теории Пригожина!
конечно отнести его к диалектике было бы опрометчиво...
меня не очень интересуют диалектики основанные не на диалектическом материализме- а на основании естественных наук..типа Поппера..или того же Пригожина...
а также меня мало интересуют теории разного рода "робинзонад"..
т.е. когда теория выстраивается либо вне человеческих отношений..т.е. как бы для самое себя..либо когда подобные теории в сущности не нужны обществу..а одному -двум человекам- причем как бы вне общества- хотя те с успехом пользуются последним- но в теориях про это как бы забывается...
можно лишь их направлять- а это не одно и тоже!
в любом случае- я всегда буду согласна с Марксом..
и диалектическими законами
пока не разрешаются и не снимаются одни противоречия- не может быть пути для положительного развития...
будет лишь путь отрицательного развития- т.е. противоречия будут наростать увеличиваться количественно углубляться и расширяться..то что ведет как Маркс любил говорить...к пагубному развитию...
т.е. к отрицательному к разрушительному к само разрушительному..