Этика ответственности

Современная этика – это этика ответственности. В 80-х годах XX века вышла книга немецко-американского философа Ганса Йонаса, посвященная принципу ответственности людей перед будущими поколениями. (Йонас Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации. М.: Айрис-пресс, 2004).

Автор показал ошибочность дихотомического разделения ценностных и научных суждений, гибельность программы «покорения природы» и идеологии общества массового потребления, он осудил не только капиталистический подход к использованию природных ресурсов, основанный на получении максимальной прибыли, но и марксизм как теорию не способную решить глобальные проблемы человечества по причине своей утопичности.

Если человечество хочет выжить, то  оно должно руководствоваться принципом ответственности,  выбирать ценности, опираясь на информацию, которую может дать наука. Нельзя говорить о должном, не зная сущего.

Современная этика объединяет этику ценностей и принцип ответственности, она говорит о нравственных нормах, которые стимулируют людей сознательно брать на себя ответственность за своё благополучное и  за будущее человечества.

Принцип ответственности не допускает вседозволенности, предполагает самоограничение, совершенствование и человека и социума.

Этика ответственности является объективистской натуралистической теорией, отрицающей метафизические и религтозные абсолюты долженствования и выводящая моральные ценности должного из научных знаний о сущем.

Центральной для этики остаётся проблема добра и зла.

Служебная или «деонтологическая» этика изучает особенности нравственного поведения профессионалов, работающих с людьми - врачей, военнослужащих, полицейских, педагогов, продавцов, официантов, таксистов, чиновников.

Например, клятва Гиппократа или соблюдение врачебной тайны являются моральным долгом медицинского работника.

Служебная этика обобщает моральные аспекты работы тех или иных специалистов с людьми, разрабатывает соответствующие рекомендации и правила общения. Деонтологическая этика граничит с психологией и профессиональным этикетом.

Метаэтика – это применение логики и методологии науки к самим этическим понятиям, рассуждениям, теориям и поэтому онаттребует знаний в области логики и методологии науки, в области естествознания и истории наук, важность чего не всегда очевидна. Если этику ставят в ряд идеологических форм сознания и опираются на внерациональные приемы внушения, то возникает терпимость к дефектам в аргументации и открывают путь и моральной демагогии.

Моральная демагогия есть аморальное морализаторство. Оно характеризуется этической перегруженностью языка, присвоением права выносить моральную оценку с позиции носителя Абсолютной Истины. Моральный демагог априорно (до опыта) разделяет людей на добрых и злых, на своих и чужих.  Практика моральной демагогии заключается в переходе от здравого смысла и профессионально-научного уровня на возвышенное, неопределенное, непроверяемое и витиеватое словотворчество, что часто связано с некомпетентностью и служит её прикрытием. Морализаторство часто присуще людям, страдающим комплексом неполноценности.

Древнекитайский мыслитель Лао-цзы предупреждал: «Верные слова не изящны. Красивые слова не заслуживают доверия».

Русский философ В. Розанов отрезал: «Я не такой подлец, чтобы говорить о морали». Это, конечно, эпатаж. Но труднее моральные нормы соблюдать, чем о них говорить.