Начнём с начала. Осмысление религии.

Осмысление религии как сложного социального феномена и Церкви как социального института актуально для России, которая была страной воинствующего атеизма, а теперь, когда Европа стала почти безрелигиозной и в её храмах читают лекции и звучат оркестры Россия стала религиофицироваться.

Начнём с происхождения человека разумного.  Овладения примитивными орудиями труда и возникновение способности к целенаправленному оперированию мысленными образами верования играли организующую роль. Видя скоротечность жизни люди не понимали и не могли смириться с тем, что их может не быть, как их не было до рождения. Возникло представление о бессмертной душе как сущности, независимой от тела. Возникло шаманство и жречество. Возник анимизм как одухотворение, наделение душами не только себя, но и животных, природных объектов и явлений. Духов персонифицировали в соответствии с характерным для архаических верований антропоморфизмом, приданием им личностных черт человека и противопоставления видимого и потустороннего миров.

Верования способствовали развитию познавательных процессов. Возникали обряды, формировались объекты поклонения – тотемы, и запреты – табу. Это позволяло подавлять животные инстинкты, принуждало к организованности, становлению социальных структур. Создавая мир условностей и символов, религия способствовала социализации людей.

Расслоение общества приводило и к расслоению богов. У скотоводческих племён одни боги, у охотничьих другие, возникали иерархии: верховному божеству, вроде бога Солнца Ра в древнем Египте или Зевса в древней Греции подчинялись боги отдельных форм деятельности, боги охоты, виноделия, войны, торговли, любви, мудрости… у римлян даже созданная впервые канализация имела богиню – Клоакину. По верованиям боги были бессмертными, но посюсторонними: греки верили, что они живут на Олимпе и от них у земных женщин рождаются герои.

С изменением экономических условий, разложением древних цивилизаций, с развитием торговых связей от племенного многобожия (политеизма) осуществлялся переход к монотеизму, единобожию, который позволял объединять различные этносы. Этому способствовала философия Платона, который разделил всё сущее на небесный, надлунный мир нетленных идей и бессмертных душ и подлунный мир тленных вещей и смертных людей.

В основе Ветхого Завета лежит иудохристианство для евреев как избранного народа. А и основе Нового Завета лежит забота о нравственности и наставления для всех людей без исключения. Он  адаптирован к широким социальным задачам. Устранение некоторых непопулярных среди других народов элементов иудаизма (обряд обрезания, принятие кошерной пищи, идея богоизбранности еврейского народа, особенно законы Моисея) вызвало приток людей в христианские общины. Множество общин, появившихся на территории Римской империи, было объединено идеей вселенской церкви. Для христиан характерна фанатичная вера, готовность ради неё на смерть, отказ от участия в политической жизни, проповедь аскетизма. Христианство привлекало бедных и униженных, им нравилась идея равенства всех перед Богом, идея очистительной жертвы Христа, обещание рая хотя бы в загробной жизни. Христианство призывало людей к смирению, кротости, послушанию, искуплению первородного греха, непротивлению силе, а главное оно стало обожествлять власть. После чего было принято императором Константином в 324 году в качестве государственной религии Римской Империи. Константин надеялся таким образом облегчить управление подданными разваливающегося под натиском варваров государства.

Империю это не спасло, но на подданных и на варваров влияние оказало.