Конец света внутри нас

На модерации Отложенный

Недавно Евразийский Союз Молодежи провел специальный слет, посвященный инсценировке различных версий конца света. Например, Апокалипсиса в русской православной традиции, конца Кали-Юги в индуистской, ожидания и прихода Мошеаха в иудейской. А также в таких неортодоксальных творческих сферах, как специфическая мамлеевская эсхатология.

На основании этого материала мы поставили серию любительских спектаклей. Основной задачей постановок было не просто сыграть, а прожить некие сакральные сценарии, чтобы пощупать, понять, что это такое и ощутить себя участником этой мифодрамы. И подготовка к этим спектаклям, возможно, была важнее самих спектаклей. Люди задумались о конце света, причем в ином ключе, нежели они привыкли слышать это на лекциях по богословию или истории религий. И не так, как это описывают люди, зарывающиеся в землянки или собирающие вырезки из газет в поисках подтверждения прихода Антихриста.

Произошло сочетание серьезности и эмпатии эсхатологического чувства с интеллектуальной дистанцией. То есть, не наивное доверие, но и не холодное философское рассмотрения, как будто речь идет о какой-то чепухе. Конец света – это серьезно. Если смотреть с точки зрения христианства, то никто не знает, когда он наступит. Тем не менее святые отцы учат жить так, будто это случится уже сегодня. Своим экспериментом мы поставили задачу пережить конец света, и это дало колоссальные результаты. И главный из них сводится к появлению нового взгляда на природу этого явления.

Обычно мы понимаем конец света как нечто, происходящее с внешним миром или человечеством, совершенно в отрыве от того, что происходит внутри нас и нашего сознания. То есть, как некая катастрофа, приходящая извне. Природная она или техногенная, но в любом случае представляющая из себя завершение цикла, существования общества и всего человечества, исходя из внешних факторов. Логика объекта, или внешнего мира, поворачивается к человеку спиной.

Именно поэтому мы пытаемся высчитать дату, полагая, что она скрыта в каком-то календаре, времени, в каком-то свойстве объективного мира. Однако если мы заглянем в религиозные традиции – в индуизм, в христианство, в иудаизм – то увидим конец света как внутреннее событие, последовательно вытекающее из нашего бытия. Все религии говорят, что рано или поздно он состоится. Но когда именно, зависит уже от нас. Это внутренне решение, которое мы принимаем, которое мы реализуем, и оно – самое главное.

Все традиции учат, что конец света наступает тогда, когда человек окончательно забывает о своем вертикальном предназначении. Когда он перестает преодолевать себя и полностью распускается, расслабляя все свои комплексы. Комплексы – это очень важный фактор. Они стимулируют к преодолению, подталкивают человека к аскезе и сублимации внутренних энергий в вертикальном направлении. Человек традиции живет самопреодолением – утверждением моральной, духовной и спиритуальной вертикали, постоянно пытаясь подняться на шаг выше над самим собой. А конец света происходит тогда, когда мы перестаем выполнять это движение.

Не календари майя или зловещие внешние силы – мы сами себе выносим приговор. Сами говорим, что мы не желаем преодолевать себя и нести человеческое достоинство. Не собираемся больше совершать духовное усилие над собой и другими. Перестаем строить иерархические общества и вообще создавать вертикальные симметрии во всем.

Наоборот, мы устали. Больше не можем выдерживать напряжение культуры, традиции, морали, религии – словом, той духовной работы, которой занималось с разной степенью успеха на протяжении всей своей деятельности. Хотим наслаждаться и жить одним днем. И таким образом принимаем этот конец света и сами внутри себя его осуществляем.

Глупо привязывать конец света к календарю. Надо привязывать его к внутреннему состоянию нашего общества. Конечно, религиозная традиция дает нам множество признаков о том, что человечество приближается к этому внутреннему времени усталости и отчаяния. И времени наслаждения, прогресса и комфорта одновременно. В Евангелии сказано, что конец света произойдет после того, как наступит мир и благоденствие. Когда мы расслабляем нашу бдительность, погружаемся в модернизацию в поисках улучшения материального бытия, открываемся материи, вот тогда-то мы и создаем предпосылки к окончанию мира.

Конец приходит не тогда, когда плохо – конец приходит, когда хорошо. Пока люди смеются над очередными прорицателями, посрамленными за то, что конец света опять не наступил. Не наступил раз, не наступил два... пятнадцать раз, двадцать. И возникает ощущение, что он вообще никогда не наступит. Пей, наслаждайся и все будет в порядке. Возможно, это и есть самое высшее искушение. Бесконечные обманы ожиданий наивных людей создают иллюзию, что этого не произойдет никогда.

Даже такой нерелигиозный мыслитель, как Хайдеггер, и тот говорил об эсхатологии. Конец времен - это нечто заложенное в самой человеческой культуре. Все религии описывают его по- разному, но смысл один – это событие зависит от нашего проживания мира. И если мы сопоставим эти религиозные признаки с современным состоянием нашего общества, то будем вынуждены с социологической достоверностью сказать – он близок. Он уже разворачивается в нас. Мы действительно катимся, если не падаем, в бездну.

Это началось не потому, что взрываются ядерные станции или пробуждается вулкан. Такие явления тоже можно интерпретировать так или иначе, но основные признаки стоит искать в состоянии нашего духа, нашего сознания, нашей культуры. Если мы посмотрим на сюжеты, которыми наполнено наше телевидение и кинематограф, если честно посмотрим незамутненным взглядом на наше собственное состояние, то увидим такую картину мерзости и запустения, такого здесь и сейчас существующего ада, что ждать еще каких-либо катастроф можно лишь как избавления от происходящего.

И здесь даже уничтожение человечества, возможно, могло бы быть разумным решением. Потому что в своем нынешнем состоянии оно омерзительно. Если человек полностью утратил духовный облик, который заложили в него герои и пророки, то, наверное, у него нет больше и оснований жить. Невозможно ведь обосновать, что я живу, потому что ем, потому что мне уютно или потому что я хожу на работу в офис. Пьешь ли ты кока- или пепси-колу, строишь ли богатым особняки или нищим трущобы, это не обоснование. Нет смысла, нет цели, нет задачи. Нет вертикали, в последние века мы ее сами рушим во всех сферах - и в политике, и в идеологии, и в культуре. И, соответственно, сами являемся активными создателями конца времен. Строим его собственными руками, собственными сердцами, собственными мозгами. А если точнее, то их отсутствием.