Кадры решили все

На модерации Отложенный

Можно спорить – собирался ли Сталин нападать на немцев или нет, готовилось ли столкновение двух превентивно-агрессивных армий и т.д.
Но о том, что случилось после 22 июня, спорить не приходится.

Тем не менее, масштабы трагедии до сих пор часто не осознаются.
Это понятно – пропаганда о них не говорит, ограничиваясь общими эмоциями, а школьные учебники забываются. Поэтому напомню для читателей сайта.

Меньше чем за полгода (июнь – декабрь 41) немцы захватили территории с населением в 70 млн. чел. (из них в 41–44 гг. погибли около 13 млн.).
Эти территории СССР отбил окончательно лишь в конце 44 года! Можно сказать, что почти вся ВОВ – расплата за 41 год…

С другой стороны, вся война на территории Германии продолжалась 4 месяца: январь-апрель 45.
В боях собственно в Германии наши потери – около 100.000 человек. И если бы Красная Армия, с самого начала – как и планировал Генштаб – вела боевые действия на территории противника, то, возможно, сроки и потери были бы больше, но, разумеется не просто в десятки, а пожалуй, в сотню (!) раз меньше, чем реальные потери в ВОВ.

При этом СССР значительно превосходил Германию по качеству и количеству вооружения.
21 июня у СССР в Западных округах было 12.800 танков (из них 1.500 «КВ» и Т-34 не имевших аналогов в Германии) – у немцев 3.700; у СССР – 10.700 самолетов, у немцев – 5.000; у СССР – 60.000 орудий и минометов, у немцев – 47.000.

На эту технику 20 лет, выматывая жилы, пахала вся страна, это было главное оправдание коллективизации и итог индустриализации…

И вот, к 10 июля СССР потерял 11.800 танков (в основном их просто побросали), немцы – 350 (!), СССР – 4.000 самолетов, а немцы – 800.

Но, что интересно.
И после этого военное производство СССР было гораздо больше, чем у Германии!

1941-42 год. СССР – 157.000 орудий, Германия – 62.000; СССР – 272.000 минометов, Германия – 14.000; СССР – 29.000 танков, Германия – 10.000; СССР – 30.000 самолетов, Германия – 20.000.
А всего за войну СССР произвел 105.000 танков и САУ, США – 88.000, Германия – 47.000.
Артиллерия: СССР – 517.000, США – 257.000, Германия – 159.000.
Самолеты всех видов: США – 325.000, Германия – 189.000, СССР – 157.000.

Безусловно, в этом проявлялась сила сталинской Системы, с ее сверхмилитаризованной экономикой и беспощадностью к людям.
Например, царская Россия в 1914-17 году значительно отставала от Германии по всем отраслям военной промышленности.

В общем, по вооружению СССР ВСЕГДА резко превосходил Германию, по людям – тоже.
В РККА было призвано за годы войны 34.500.000 чел. (и это не считая партизан), в вермахт и SS – 21.100.000 (воевали на всех фронтах).
Численность румынской и венгерской армии мне узнать не удалось, но не думаю, что это что-то принципиально меняло – все население Румынии было 13, а Венгрии – меньше 10 млн.чел.

Итак, у Красной Армии всего было гораздо больше.
А воевали – по крайней мере в 1941-42 – гораздо хуже.

Всего за 1941 год безвозвратные потери Красной Армии составили 3.137.000 человек, из них 2.335.000 пленными и без вести пропавшими.
Безвозвратные потери Вермахта – 301.000.

Ужас.
Даже не разгром – погром…

И это при том, что 20 лет, с самого конца Гражданской войны все – промышленность, пропаганда, партаппарат, госбезопасность – все работало только на войну.

Конечно, причин таких позорных поражений много.
Но одна из самых очевидных – неадекватность Сталина.

Во-первых, он сам в 41-42 году тупо гнал свои войска в котлы: «воевал не ту войну».
«Красная Армия не отступает» – это была пропагандистская сказка, ставшая военной доктриной…
Да вот только доктрина шла наперекор реальности – а реальность ее перемалывала гусеницами.

Во-вторых, хороши были и подобранные им полководцы.

«Кадры решают все», сказал Вождь.

В 1937-40 из 1.500 высших военных чинов (от комбрига до маршала) были репрессированы 590 чел.
Почти все – расстреляны (один из немногих, кто выжил – комдив Рокоссовский, отсидел в 1937-40).

Часто пишут, что уничтожены были не лучшие военные – мастера, мол, только с крестьянскими восстаниями драться.
Может быть и так – не проверишь.

Но вот кого Сталин продвинул, сохранял…

В 1941 в РККА было 5 маршалов.
Ворошилов (член ГКО) и Буденный (1-й зам наркома обороны) в 41 вовсю командовали фронтами и нанесли такой колоссальный вред, что заслуживали трибунала. Благодушный Сталин их долго терпел, а потом всего лишь задвинул в глубокий тыл. Маршал Кулик, зам. наркома – такой же безграмотный бездарь, как два названных выше, к тому же редкий шкурник, сжигавший партбилет и снимавший ордена (Герой Советского Союза – не шутка!), отделался разжалованием в генерал-майоры (его потом, в 1950 расстреляли по фантастическому обвинению в «заговоре»).

Нарком обороны Тимошенко проявил себя немногим лучше этих «вредителей» и после 42 года активного участия в войне не принимал. Единственным грамотным специалистом из всех маршалов был замнаркома Шапошников.

Генералов армии к 22 июня было тоже 5.

Павлов – расстрелян за грубые провалы в командовании Западным фронтом.
Тюленев и Апанасенко активного участия в войне не принимали (последний лишь в 43 попал на фронт – зам. командующего Воронежским фронтом, вскоре его ранили и он скончался).
Мерецков – достаточно слабо проявил себя на Волховском фронте (во многом по его вине погибла и армия Власова), хотя по итогам войны и стал Маршалом…

Единственный, кто из них всех оказался и правда полководцем – конечно же, Жуков.

Кроме Буденного, Кулика, Мерецкова, Шапошникова и Жукова к 22 июня был еще один замнаркома обороны – армейский комиссар I ранга Запорожец.
В войне его роль была так ничтожна, что и упомянуть не о чем.

Вот с такими кадрами Сталин готовился бить немцев.

Настоящие военачальники ВОВ определились к 1943 году, вышли из конца шеренги – из полковников (Баграмян, Черняховский), генерал-майоров (Василевский, Рокоссовский), генерал-лейтенантов (Конев).

Сталинская система «отбора покорных кадров» была разгромлена в бою.

Была и еще одна, вполне очевидная причина.
Многие люди не хотели воевать, не считали власть «своей». Несмотря на миллионы советских листовок, немцы до конца войны не перебегали на сторону СССР – а вот советских перебежчиков были десятки тысяч. Почти миллион советских воевал в немецких вспомогательных частях, среди них – сотни тысяч русских.

Антикоммунистическая, антисемитская, антиколхозная, антисталинская пропаганда немцев находила благодарных слушателей в России (я уж не говорю про Прибалтику, Украину, Северный Кавказ).
И даже тот факт, что немцы не скрывали, что относятся к русским как к «унтерменшам», что их цель – вовсе не «освобождение России», а уничтожение российского государства и культуры – не останавливала сотни тысяч русских людей, сражавшихся на стороне немцев против своей страны и большевистского Государства.

Как известно, на это и был расчет немцев: после первых военных поражений нежизнеспособная советская Система рухнет, карточный домик СССР «сложится внутрь».
Советский Союз не выдержав напряжения сломается политически – как сломалась Царская Россия.

Этот расчет провалился по двум причинам.
С одной стороны – беспощадность немцев ожесточила большинство населения. Да, коллаброционистов были миллионы. Но реальную – не газетную – ненависть к немецким захватчикам испытывали десятки миллионов.

С другой стороны – беспощадность Советской власти.
Как известно, в тоталитарном СССР не было даже бледной тени никакой политической оппозиции (в отличие от той же Германии, где был заговор против Гитлера). Террор Сталина в 1930-е годы вызвал ненависть к нему в значительной части населения? Да. Но террор же эту ненависть и подавил, раздавил тотальным страхом.

Оказавшись между гитлеровским молотом и сталинской наковальней, народ понес такие огромные потери.
А Система смогла – вот такой сверхъестественной ценой – выстоять и победить.

Когда составляешь топ-10 – 10 людей, внесших наибольший вклад в Победу, то у меня он получился таким.
Сталин. 2-3 место – зам. Верховного Главнокомандующего Жуков и зампред ГКО Берия. Вот эта «тройка» сыграла, конечно, исключительную роль – и в поражениях-41 (пожалуй, тут вклад Берии был не так велик) и в победах 42-45. Дальше – Маленков, один из главных организаторов военного производства. Рокоссовский. Василевский. Абакумов – командующий СМЕРШ, организации угрожавшей не столько шпионам, сколько командирам и бойцам Красной Армии. Вознесенский – еще один организатор военной экономики. Антонов – нач.Генштаба. И, пожалуй, Меркулов – нарком госбезопасности, довольно слабый лично, но сильный своим постом.

Конечно, такой отбор – вполне субъективен.
Но главное – абсолютная беспощадность к своим (не говоря, естественно, про врагов) – достаточно очевидно. Это, по-моему и определило возможность Победы. И цену Победы.

И неразрешимый вопрос: где кончается Победа страны над смертельным врагом – и где начинается Победа Системы над страной?
И еще один вопрос : была ли возможна Победа принципиально (не в деталях) меньшей ценой?

Вопросы, которые не имеют ответа, но которые всегда будут задавать.