Человек по природе добр?
На модерации
Отложенный
Тамара Эйдельман: ХХ век, казалось, навсегда положил конец разговорам о человеческой доброте
"Человек по природе добр" — сказал двести с лишним лет назад Жан-Жак Руссо. Из поколения в поколение студенты рассказывают байку о том, как какой-то недотепа на экзамене по философии неправильно прочитал шпаргалку и сказал: "Человек по природе бобр".
И надо сказать, что в разные времена — не только сегодня, люди задумывались о том, что, может быть, человек действительно не царь природы и не венец эволюции, а в лучшем случае бобр. А может быть волк или тигр, или крокодил. А может быть, он даже хуже всех этих зверей.
В течение многих веков средневековый христианский мир жил в убеждении, что человек греховен по своей природе и зло живет в нас еще со времен Адама и Евы, поддавшихся искушению. Потом наступила эпоха Возрождения — прямо скажем, не самое доброе время, но все равно философы, литераторы, художники гордо сравнивали человека с Богом и говорили о его красоте и величии.
Шли века. Где-то на престол вступали деспоты, где-то милостивые государи, вспыхивали страшные войны, потом устанавливался мир. Бедняки трудились в поте лица своего. Эпидемии уничтожали тысячи людей. И все равно вера в доброту человеческой природы оставалась.
Философы эпохи Просвещения с гордостью писали о человеческом разуме, который конечно же, обязательно, непременно должен привести людей к прекрасному будущему. А прекрасное будущее все не наступало.
В XIX веке все чаще и чаще культура начала находить в человеческой натуре мрачное дно. Романтики воспевали "Каинов и Манфредов", Ницше вообще писал о том, что "человек — это мост", а значит, надо его превзойти, забыть про гуманизм и радостно приветствовать появление веселого и безжалостного сверхчеловека.
ХХ век, казалось, навсегда положил конец разговорам о человеческой доброте. Что может быть прекрасного в тех, кто начинает войны, в которых гибнут миллионы, в тех, кто служит кровавым диктаторам, гноит невинных людей на Колыме или отправляет их в газовые камеры?
После каждой войны, после каждой диктатуры, люди восклицали: "Это не должно повториться", искренне верили, что больше ничего такого не будет, и все начиналось снова. Может быть, и правда дело в предельной, бесконечной испорченности человеческой натуры?
Когда мир узнал о Холокосте, то казалось, что сами основы человеческого существования покачнулись. Холокост стал восприниматься не просто как трагедия еврейского народа, а как крушение всей человеческой цивилизации. Какой убаюкивающей и успокаивающей казалась мысль о том, что нацистские злодеяния совершила группа садистов и маньяков, просто подчинивших себе тысячи безвольных исполнителей. Увы — историки, философы, политики давно доказали, что это не так.
Знаменитая фраза Ханны Арендт "банальность зла" — реакция на процесс Адольфа Эйхмана, человека, спокойно, без особой злости и даже без особого антисемитизма, организовавшего депортации и уничтожение миллионов людей. Я уже говорила об этом подробно в лекции "О природе зла" — сегодня, увы, эта лекция снова актуальна.
Сегодня, глядя на кадры разбомбленного Мариуполя, отчаявшихся беженцев и озверевших российских сторонников войны, тоже начинаешь задумываться: может быть, и правда человек — это порождение ехидны, злобное и гнусное существо — раз уж представители человеческого рода способны НА ТАКОЕ.
Доказательств в пользу столь мрачного взгляда на человеческую природу так много, что они просто обступают тебя со всех сторон. И все равно, все равно, я изо всех сил стараюсь думать о человеке из Новосибирска, который сейчас тяжко трудится в Польше и несмотря на это в любой момент бросается на помощь всем и каждому, о моей американской подруге, специально поехавшей на границу Румынии встречать беженцев, о моих выпускниках, оказавшихся сегодня в разных концах земли и не сдающихся, не уступающих злу, о моих коллегах, которые даже в нынешних, ужасающих обстоятельствах продолжают учить детей добру.
Да и вообще…
"Все мерзостно, что вижу я вокруг…
Да как тебя покинуть, милый друг!"
Комментарии
Homo homini lupus est.
Человек человеку волк.
Человек по природе хищник, да ещё и стайный.
Только с конца 19 века начались попытки это как то смягчить. Гуманизмом обозвали.
И посмотрите что получилось из этого.
Всё эти ЛГБТ сообщества, феминизм, расовые и религиозные сообщества.
И представители этих сообществ ведут себя агрессивно по отношению к тем кто не поддерживает их взглядов.
То , что для одних доброта, сейчас, для других оборачивается злейшим притеснением и уничтожением.
Все в этом мире относительно.