Польша может стать «отличником» энергетической трансформации, независимым от российских ресурсов

На модерации Отложенный
Главный редактор портала BiznesAlert.pl Войцех Якубик - о шансах Польши освободиться от зависимости в области энергетики от России.
 

Во время своего визита в Польшу президент США Джо Байден, говоря об экономических санкциях в отношении России, подчеркнул, что они действуют не менее сильно, чем военные действия. Из высказываний американского президента следовало, что санкции фактически - эквивалент войны. Джо Байден говорил, что страны Евросоюза должны отказаться от российских углеродных ресурсов, а США им в этом помогут. Сразу после выступления Джо Байдена премьер Польши Матеуш Моравецкий прокомментировал это заверением, что Польша будет одной из первых стран Европейского союза, которая полностью отойдет от импорта российской нефти, угля и газа. Что касается газа, то по словам главы польского правительства, с зависимостью от него будет покончено уже «до третьего квартала» этого года.

 

Польское Радио пригласило к беседе главного редактора портала BiznesAlert.pl Войцеха Якубика.


- Могли бы Вы приблизить план отхода Польши от российских энергоносителей? Какое его главное направление?

Войцех Якубик: Революции не будет, потому что и быть не должно. К счастью, Польша хотела отказаться от сырья из России уже давно и действовала в этом направлении. А значит, всё может ускориться, так как появляются новые идеи, позволяющие Польше стать полностью независимой от российских углеродов. В газовом секторе мы должны попрощаться с российским газом с окончанием срока действия так называемого Ямальского контракта в декабре 2023 года. В случае необходимости Польша могла бы сделать это уже сейчас, но, по всей видимости, без эмбарго ЕС этот контракт будет действовать до конца. Следующий элемент - это нефть-сырец, половина из которой в Польше имеет российское происхождение. При этом польские предприятия были готовы к эмбарго, но не готовы к расторжению двусторонних контрактов. Возможно, появится идея альтернативного топлива и очередных способов уменьшения зависимости от российской нефти. И, наконец, уголь... Польской энергетике не нужен российский уголь, поскольку развитие электростанций идет в направлении использования возобновляемых источников. И это тоже способ сокращения потребностей польской энергетики в российском угле. Кроме этого в Польше уже давно идут поставки из альтернативных направлений - из Катара, из США, поставки от соседей, поставки из Норвегии, благодаря газопроводу Baltic Pipe, поставки сжиженного газа по газопроводу Польша-Литва, к этому ускорение плавучего терминала в Гданьском заливе. И всё это сделает Польшу «отличником» данной трансформации и одновременно процесса энергетической независимости от России. Поскольку официальная политика ЕС много лет поощряла диверсификацию источников энергии, но не все ее реализовывали.

- Когда речь заходит об энергетической стратегии Польши, звучат мнения, что атом должен стать одной из ее основ. Могут ли драматические события в Украине повлиять на ускорение перехода Польши на атомную энергетику?

Войцех Якубик: Польша ускоряла переход на атомную энергетику еще до начала российского нападения на Украину. При этом строительство крупных АЭС будет трудно ускорить, но после более, чем десяти лет дискуссий решение должно быть принято уже в этом году. Главное, чтобы не было опозданий. Одним из интересных предложений я считаю малые атомные реакторы, однако они до сих пор не функционируют на рынке, поэтому стоит держать кулаки за польские фирмы, которые идут в сторону этой технологии.

Возможно, это тоже будет важным компонентом, и его стоит подчеркивать. В отношении атома в Польше есть политический консенсус, и все политические партии не сомневаются, что атомная энергетика нужна.

- А откуда этот атом должен появиться, и какие факторы будут решающими - сугубо вопросы бизнеса или также вопросы политики, что указывало бы на Америку как на главного партнера?

Войцех Якубик: Нет официального решения о выборе технологического партнера, при этом есть много высказываний политиков - польских и американских, о желании сотрудничества. Но в игре всё время присутствсуют фирмы из Франции и Южной Кореи. При этом выбор в области атомной энергетики - это не только бизнес, но также политика. Действия России в Украине показывают, что для России всё является политикой, в том числе энергетическая политика. Также и наша политика, политика ЕС независимости от российского сырья не является сугубо рыночным вопросом. Американцы, французы, корейцы могут построить безопасные АЭС в Польше. Остается вопрос политической выгоды такого сотрудничества, рассчитанного на несколько десятков лет, потому что один реактор действует на протяжении 80 лет. А значит, мы подписываемся почти на целый век сотрудничества в области атомной энергетики с избранным парнером. И в этом случае американцы имеют много преимуществ, то есть, чем активее они будут действовать в этой области, тем больше будет их активность в реализации 5-й статьи договора Североатлантического союза, который для них - святость.

- Как уже было сказано, Польша еще до войны России против Украины многое делала, чтобы стать независимой от российских энергоресурсов. А как выглядит ситуация в других странах Европы? Как выглядит инфраструктура в области транспортировки сжиженного газа?

Войцех Якубик: Это зависит от того, где именно, и в каком масштабе. Мы не готовы на революцию без жертв, и если бы мы хотели прекратить поставки газа из России сию секунду, конечно, нужно было бы снизить в европейском маштабе использование газа, а значит, снизить экономическую активность. Об этом говорит канцлер Германии Олаф Шольц, тем самым ставя благополучие граждан ЕС выше желания сдержать Россию. Эмбарго на поставки газа и нефти из России фактически привело бы к очередному удару по основам режима Владимира Путина, потому что альтернативой фактически являются уже только военные инструменты, к которым никто не хочет прибегать. Зато есть возможность продержаться, благодаря запасам, поставкам из альтернативных источников. Иберийский полуостров используется лишь наполовину, если говорить о пропускной способности, но уже сложнее переслать сжиженный газ дальше, поэтому речь идет о строительстве нового газопровода. К этому можно добавить плаввучие терминалы, и Германия уже идет в этом направлении, при этом можно сказать, что история ее образумила. Многие годы мы видели пренебрежение к элементу безопасности в энергетической политике Германии. Многие немецкие эксперты говорили о том, что с Россией надо делать бизнес, что это большой рынок. Но рынок, в котором «Газпром» имеет 41% участия нельзя назвать свободным от российского влияния. И эта страшная трагедия, которая разыгралась в Украине, парадоксально может стать шансом на окончание этой зависимости от России. Чем быстрее это сделаем, тем лучше. Мы ведем тут беседы, а в любую минуту поставки газа и нефти из России могут прекратиться, если россияне захотят нас шантажировать. Поэтому иллюзия, что мы избежим эмбарго и будем продолжать импортировать углероды из России во время войны в Украине - это большая опасность.

PR24/iza