Граждане России пропали в украинских тюрьмах

На модерации Отложенный

Российская сторона поставит еще один вопрос на межгосударственных переговорах

украина, российские заключенные, пленные, спч, правозащита, европейская конвенция, военная спецоперация Россия и Украина находятся в состоянии почти ежедневных онлайн-переговоров. Фото со страницы Владимира Мединского в Telegram

В украинских тюрьмах находятся несколько сотен граждан РФ, чья судьба в настоящее время неизвестна. Российские правозащитники опасаются, что есть угроза здоровью и даже жизни этих людей. В принципе есть шанс попытаться вернуть их домой, например, на основании Конвенции 1983 года о передаче осужденных. По информации «НГ», проблема доведена до делегации на переговорах с Украиной, там обещают поставить вопрос на очередном раунде. Но эксперты сомневаются, что сейчас удастся разрешить эту ситуацию.

На запрос от группы общественников в МИД РФ сообщили, что в марте в пенитенциарных учреждениях на территории Украины находились около 248 россиян. Из них 166 человек осуждены и приговорены к различным срокам лишения свободы, по остальным возбуждены дела и ведется следствие.

Однако, уточнено в ответе, речь идет лишь о тех, кто имеет только российский паспорт, данных о заключенных с двойным российско-украинским гражданством у ведомства нет. Параллельно в учреждениях уголовно-исполнительной системы РФ сейчас содержится более 5 тыс. украинцев, причем часть из них была задержана «по запросу украинской стороны».

По словам правозащитников, в последнее время они стали получать обращения от родственников тех граждан, которые уже осуждены на украинской территории или оказались под преследованием. Их судьба остается неизвестной: с кем-то вообще потеряна связь, к кому-то просто не пускают адвокатов. Также непонятно, в каких условиях они содержатся и в каком состоянии находятся – получают ли питание, письма, медпомощь? Есть и серьезные опасения, что в нынешней ситуации их могут не только дискриминировать, но и подвергать насилию, ставя под угрозу их жизнь. Напомним, что у России на территории Украины теперь нет даже консулов, которые могли бы поинтересоваться этим вопросом.

Правозащитники предлагают начать обменивать российских заключенных, находящихся там, на украинских, сидящих здесь. И затем выводить всех их по гуманитарным коридорам, которые объявляются по ходу спецоперации. А уже дальше можно было бы пересматривать приговоры россиянам: кого-то оставить отсиживать срок на родине, тех же, кого обвиняли по надуманным или политизированным предлогам, – освободить.

Как отметили эксперты, с одной стороны, Украина должна соблюдать Европейскую конвенцию по правам человека и Конвенцию против пыток, а следовательно, любое бесчеловечное отношение к гражданам РФ было бы нарушением международных правил. С другой стороны, на практике эти нарушения трудно отследить и тем более доказать. «По примеру Донбасса знаем, что те, кто был задержан, как в прежние годы, так и сейчас, находились в тяжких условиях, они подвергались пыткам и разным притеснениям. И у нас есть большие опасения, что все это продолжается», – заявил «НГ» член президентского Совета по правам человека (СПЧ) Александр Брод.

Он подчеркнул, что речь идет не только о военнопленных, но и об обычных гражданах, в том числе захваченных в момент спецоперации. Например, в СПЧ сейчас поступают запросы о дальнобойщиках, чьи машины были арестованы в Украине. О судьбах водителей до сих пор ничего не известно.

Брод считает, что необходимо использовать любые возможности для обмена всех россиян: «Конечно, это сложно сделать в нынешних условиях. Но есть, например, такие механизмы, как ежедневные переговоры российской и украинской сторон, которые проходят в видеорежиме». И проблему с заключенными и задержанными Брод уже обсудил с одним из членов делегации РФ – председателем комитета Госдумы по международным делам Леонидом Слуцким. Тот признал, что это серьезная тема, которая заслуживает внимания и совместной проработки: «Он пообещал поставить в известность коллег и участников российско-украинских переговоров».

Кроме того, напомнил Брод, есть еще главная военная прокуратура, которая в соответствии с международными конвенциями тоже может ставить вопрос об обмене, а «еще можно обратиться в международные институты – ООН, ОБСЕ, другие правозащитные организации, чтобы они не оставались в стороне и содействовали освобождению заключенных россиян». Идея может быть в том, чтобы «либо попытаться вернуть россиян из украинских тюрем, либо обменять их на военнопленных или обычных украинцев, которые сидят в России за нетяжкие и ненасильственные преступления».

Как сказал «НГ» член Московской Хельсинкской группы Илья Шаблинский, раз между государствами теперь отсутствуют дипотношения, любые действия, предусмотренные международными соглашениями, крайне затруднены. Теоретически прежде всего речь должна идти о Конвенции 1983 года о передаче осужденных, которую РФ ратифицировала. Она предусматривает взаимодействие государств, одно из которых считается «государством вынесения приговора», а другое – «государством исполнения наказания». «Они могут обменяться запросами о передаче конкретных осужденных. Однако кому и как такой запрос теперь направлять? Да, есть переговоры делегаций двух стран, которые, в частности, могут обсудить и этот вопрос. Но, насколько можно понять, им сейчас точно не до разговоров об обмене заключенными», – подчеркнул он. По мнению Шаблинского, тут можно только надеяться на то, что в обоих государствах будут соблюдаться Минимальные стандартные правила в отношении обращения с заключенными, которые иногда называют «правилами Манделы». В частности, ни один заключенный не должен подвергаться пыткам и другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения. Но контроль за исполнением этих правил ныне, похоже, невозможен, посетовал он.

Адвокат Алексей Гавришев подтвердил «НГ», что в целом международные конвенции предусматривают возможность обмена не только военнопленными, но и гражданами противоборствующих государств, которые содержатся в местах лишения свободы. Однако «какое-то юридическое воздействие в настоящее время оказать затруднительно». «Думаю, что в данном случае договориться будет сложно, поскольку сейчас идет спецоперация, классический обмен заключенными может быть просто неуместным», – подчеркнул он. Того же мнения придерживается и председатель движения «Гражданская солидарность» Георгий Федоров: «Учитывая разрыв дипотношений, я бы не стал надеяться на скорое решение вопроса о возможном обмене лиц, находящихся в местах лишения свободы. Увы, открытие гуманитарных коридоров даже для вывода мирных жителей сейчас идет с большой пробуксовкой». Переговорный же процесс, судя по официальной информации, тоже проходит тяжело. Так что, по его прогнозу, если этот вопрос и будет как-то решаться сторонами, то уже после окончания спецоперации.