Что было бы, если...

На модерации Отложенный

То, что сейчас происходит,- всё это было бы не возможно в принципе, если бы Россию приняли в ЕС, и была бы проведена полноценная интеграция экономик. Почему же этого не произошло?- давайте посмотрим.

25 июня 1988 года было подписано соглашение о торговле и сотрудничестве между ЕЭС и СССР, а 24 июня 1994 года — двустороннее соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между Европейским союзом и Россией. И сразу нюанс: в этом же 1994 году было принято решение о включении в НАТО бывших республик СССР, т.е. европейцы назначили ответственных за этот проект и принялись разрабатывать и исполнять пошаговые планы, что привело в ХХ1 веке к появлению новых членов НАТО.

 

В 2010 году на саммите Россия—Евросоюз в Ростове-на-Дону был дан старт инициативе «Партнёрство для модернизации». Углублённое сотрудничество предполагало сближение экономик, установление безвизового режима и другие шаги.

В октябре 2010 года на российско-германско-французском саммите в Довиле был согласован план действий, по которому через 10—15 лет Россия и Евросоюз могли бы представлять собой единое экономическое пространство — без виз и с общей системой безопасности.

25 ноября 2010 года в статье для немецкой газеты Süddeutsche Zeitung премьер-министр России Владимир Путин предлагал ЕС создать экономический альянс на территории от Владивостока до Лиссабона , что могло бы способствовать экономическому освоению сибирских и дальневосточных территорий России.

Таким образом, 2010г. был максимально благоприятным в отношениях между Россией и ЕС, но и в нём нашлась ложка дёгтя: верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон на пресс-конференции в Москве заявила, что Евросоюзу и России ещё далеко до введения безвизового режима. При этом ранее, в марте 2004 года, в НАТО, вопреки дипломатическим усилиям России, были приняты семь восточноевропейских стран, в том числе граничащие с Россией Эстония, Латвия и Литва. Т.е., в 2010г. Россия наступила себе на горло ради расширения связей с ЕС.

Россия не только участвовала в совместных учениях, но и проводила совместные с НАТО миротворческие операции. С некоторыми членами НАТО у России были подписаны договоры о военно-техническом сотрудничестве и совместной разработке различных продуктов военного назначения. Министерством обороны России решалась задача повышения степени оперативной совместимости подразделений российских вооружённых сил и войск НАТО для успешного осуществления совместных мероприятий. Тем не менее, Россия получила отказ своей заявки о вступлении в НАТО под предлогом, что наши типы вооружений с натовскими никак не совместимы.

Есть претензии у ЕС к России, и у России – к ЕС, официально озвученные. Но, безусловно, есть и неофициальные. Например, в России высокий уровень коррупции: чем больше государство тратит денег на госпрограммы, тем он выше. Наш менталитет заточен на жажду халявы, что превращается на воровство на рабочих местах, в т.ч. в ту же коррупцию. Бонусом к этому добавляются слабая дисциплина и самоотдача, идущие в наследство от времён, когда можно было запросто жить по принципу «а тебе что, больше всех надо, что ли?» Как при таких условиях проводить полноценную интеграцию со странами, живущими в режиме гонки научно-технического прогресса?- загадка…

В целом же я могу сказать вот что: Европа не учит свою же историю.

Когда Россия за счёт внедрения боле-мене современных технологий повышает уровень своей индустрии и экономики,- она неизбежно заявляет свои претензии на сферу влияния, что никак не удивительно: то же самое делали и Германия, и Япония, и мы видим, что та же Турция громко чего-то требует. При этом России как-то наплевать на то, много у неё союзников или нет: русские во время драки бухгалтерией не занимаются,- они могут и впятером драться против сотни. А Европа как будто нарочно делала всё, чтобы раздразнить Россию всё больше.

Например: Россия предложила в Совете Европы осудить украинский нацизм. Заметим, что после 2014г. та же Польша однажды высказывала недовольство на эту тему, когда имел место конфликт с украинскими нацики, да и «Азов» мелькнул на немецком ТВ своей фашистской символикой. Тем не менее, предложение России было дружно отклонено. «Украинский нацизм – это издержки молодой демократии» - вот такая нам была заявлена позиция.

Т.е., Европа могла бы поучаствовать в политическом удушении украинского нацизма, но она этого не сделала. Почему?- наверное, потому, что тогда Россия сильнее углубила бы интеграцию своей экономики с украинской, а это потеснило бы внедрение на её территорию товаров и технологий Запада. И, наоборот, всяческое поощрение Украины Западом отталкивало её от России, толкало на путь конфронтаций по любому поводу. Апогей такого противостояния - «газовые войны» 2008-2009г.г., которые эхом ударили по той же Европе, но изменить свой курс её не заставили.

К 2022г. ситуация сложилась следующая: Украина покупала российский газ у Европы, т.е. ЕС заимел себе в карман лишние доходы, которых не было раньше, когда газ из России шёл на Украину напрямую. И зачем ему тогда нужны хорошие отношения между Украиной и Россией?- явно не нужны. А если между ними начнётся война?- да быть такого не может! С чего бы это вдруг?! Да вот мы сейчас объявим, что полностью Украину поддерживаем, да вот проведём с ней совместные военные учения,- на суше и на море, да пусть британский военный корабль нарушит границу России – и никуда Россия не денется! Чем не решение проблемы?

«Все войны начинаются из-за денег.» Если мы подойдём с такой меркой, то в этом случае картина окажется следующая. Продажи России на Украину доходили до $30 млрд. в год и выше, что составляло свыше около 10% суммы всего экспорта. Причём, «неуглеводороды» составляли 40% этого объёма, что в деньгах тоже сумма немалая.

К 2022г. продажи упали до $10 млрд. в год, т.е. потери составляют свыше $20 млрд. в год. А это – потери доходов, налогов, раб.мест, зарплат и отчислений, в т.ч. на пенсии. И рынок на такой объём продаж на дороге не валяется, а, если ты его и найдёшь, то всё равно будет обидно: если бы не Украина, то объёмы продаж были бы ещё больше!

Продвижение НАТО, потери рынка и влияния – для России это вот никак не повод для радости или хотя бы равнодушного созерцания. Да, война ударит по нашим продажам ещё сильнее, да, экономике станет ещё хуже, но в ситуации, когда никакого партнёрства фактически нет, а есть лишь одностороннее постепенное отжимание, она – единственная надежда на отрезвление Запада. При всех понятных постулатах, что война с Украиной – это для России самое невыгодное дело, какое только можно себе представить.

Но сколько же раз можно наступать себе на горло???