Александр Сокуров об отказе российского общества от демократии
На модерации
Отложенный
Режиссёр Александр Сокуров стал героем нового выпуска ютюб-шоу ещёнепознер, в котором дал оценку сложившейся политической ситуации в России и аккуратно предположил, что ожидает страну в обозримом будущем. Ещё в 2008 году Сокуров, выступая на телевидении, заявил: «Россию ждёт тяжелейшая вoйнa с Укpаиной и тяжелейший конфликт, возможно, с Казахстаном. Я не говорю сейчас об экспансии Китая, эта проблема квази-тяжелая. Я не вижу ни в каких современных политических и экономических поступках государства ничего, чтобы говорило о том, что кто-то задумывается о будущих назревающих тяжелейших конфликтах. Я не вижу, чтобы решалась кавказская проблема, а она с каждым годом будет более и более острой. На Кавказе зреет внутренний гуманитарный кризис в отношениях с русскими и с Россией». Вспоминая это выступление, режиссёр заявил, что на подобные умозаключения указывали многие политические сигналы и настроения в обществе.
«Не надо быть семи пядей во лбу. Кроме накапливающегося и растущего национального противостояния было ещё много политических сигналов, которые говорили об этом. Кроме того, побывав до этого в Кривом Роге и в Киеве, поучившись в институте с моими ровесниками из Укpаины, я хорошо видел, что мы очень разные. Что это два разных народа, две разные культуры, два разных темперамента. Два разных мира мотиваций. И это говорило о том, что просто так это не может продолжаться. Но главным тогда было очевидное для меня взаимное национальное раздражение.
Но как сейчас президент не желает говорить по поводу национальных вопросов, когда я прорываюсь и сдуру начинаю говорить об этом, имея в виду Кавказ и не только Кавказ. Так и тогда это очевидно было. Это огромная проблема национально-религиозного мотивированного столкновения. Которое можно избежать. И тогда можно было избежать. И сейчас кое-чего можно избежать…Пока ещё можно. Вернуться к Конституционным нормам. Но это не делается. Не делается ничего, что должно делаться по законам Российской Федерации. И конституционный суд должен вести себя по-другому - активно, встревоженно. Это всё признаки политической деградации. Она была видна и в 2007 году, и раньше. Политическая деградация в данном случае - это деградация профессионализма всех политических институтов».
«Мы оказываемся в обстоятельствах, когда многие принципы изжили себя. Но признаться в том, что нужно серьёзно работать и думать над этим, часть общества, которая занимается строительством, правлением и надзором над нами, не хочет. Ни одно правительство в мире не хочет серьезного размышления о том, что надо эволюционировать. И, конечно, этого не хотят органы так называемого правопорядка, которые уже выродились до такой степени, что стали органами подавления, а не правопорядка. Попытка говорить с президентом страны…Я дважды выступал с предложением о том, что нужно начать серьезно думать о том, как должна Россия быть построена. Что все институты, которые существуют сегодня, изжили себя».
Ближайшее будущее россиян и России, по мнению режиссёра, неутешительно. «Для меня очевидно, что дальнейшее существование в этих параметрах невозможно. Мне кажется, что то, что сейчас происходит - это событие не менее тяжелое и губительное и необратимое по последствиям, чем то, что произошло в 1917 году в России. Мы тогда поделили мир. И сейчас мы что-то такое сделали, что не поддаётся никакому формулированию даже…Плохо, когда нельзя отступить назад. Отступить, сесть, посидеть, подумать и сказать “Боже, как же мы ошиблись”. Но нельзя так. То, что сейчас происходит - это необратимость.
Я предполагаю, что нас ожидает через месяц-два. Но я не буду говорить, потому что сказанное может осуществиться, а у не сказанного есть возможность и не быть. Но пока мы идём теми же темпами, как шли, когда произошёл революционный переворот и свержение монархического режима. У нас сейчас нет терминологического определения сути произошедшего и нам кажется, что это просто в***а или операция военная. Не в***а и не операция. А в каком-то смысле выход в нулевую точку. Это плохо для всех для нас».
Причиной того, что российское общество движется по заколдованному кругу, режиссёр считает его неспособность извлекать уроки из собственного исторического опыта. Следствием этого является не очень большое разнообразие этого опыта.
«В том, что нас сейчас беспокоит и о чём мы сейчас говорим, ничего нет нового. На повестке дня жизнь и существование нашего российского общества. Ни одного нового вопроса. Только те самые старые вопросы, умытые слезами и кровью. На которые мы не отвечали и не готовы были ответить. Расплачиваемся за то, что мы ничего не поняли из сталинского периода. Мы как народ ничего не поняли, что это было. И церковь православная не поняла, простила всё. И истребления монахов, безобидных людей, которых резали как скот, живьём закапывали в землю, расстреливали. В лагерях гнили эти люди».
«Россия не знает вкуса свободы…В народном сознании нет этого чувства и понимания. Его просто нет. Ему неоткуда взяться. А может быть всё проще…В своё время очень давно тот же Путин сказал, что если в стране начнётся какой-то кризис и начнутся какие-то колебания в выборе средств, методов и направления действий, то уверяю вас, именно народ страны поставит на место власть и скажет, что нам это ваше демократическое устройство не нужно. Я хорошо это помню, это совпадало с моей позицией, с тем, что я Ельцину говорил много раз. “Всё вернётся, Борис Николаевич, не расслабляйтесь”. Он на меня обижался. Однажды так обиделся, что мы две недели не виделись. Может, поэтому нас и боятся, что мы многого ещё не чувствовали, многого не вкусили. Кроме войн по-настоящему глубоко мы не смогли ни прочувствовать, ни понять ничего. И то, потому что жертвы были непомерные».
По мнению режиссёра, необходимая для трансформации общества рефлексия на тему массовых репрессий в советскую эпоху невозможна без последовательной просветительской работы. Которую никто на территории постсоветского пространства не выполнял. «Защитная реакция у большого числа людей понятна. Потому что в радикальную работу не могут окунуться миллионы. Важно, чтобы кормчие поняли это и шаг за шагом всё могли бы разъяснить и рассказать. Учителя. Люди в культуре. Люди в так называемых правоохранительных органах - они все, как это ни странно, должны быть едины в том, что мы или проведем настоящую трансформацию или мы, в конечном счёте, перестанем существовать как Россия, как государство. И тут ничего не будет сверхъестественного. Я даже думаю, что большая часть населения спокойно перенесёт все эти катаклизмы - рассыпание государства, рассыпание страны. Ну вот как сейчас огромное число поддерживают военную операцию. Адаптируются ко всему. Страна, разорванная на такие маленькие регионы, лишённая сельского населения, она к чему угодно адаптируется. Только бы не радиационное заражение».
Ещё одной бедой современного российского общества Сокуров считает пренебрежение гуманитарными ценностями. «Голосуйте за тех, для кого гуманитарные ценности выше политических. Я в своё время предлагал этот лозунг многим оппозиционным партиям. Никто не принял этот тезис. Отрыв от гуманитарных принципов, от гуманитарной схемы - всегда приводит к беде. Потому что в 90 случаях из 100 политическим способом найти выход из положения невозможно. Только переходя на диапазоны гуманитарных принципов можно остановить то, что происходит сегодня в Укpаине. Но ни у кого нет этого в голове. У политиков нет этого инструмента. Они его не знают просто. Это не скальпель, которым они привыкли работать. У них надо отбирать скальпели. И хирургия должна перестать быть главным методом решения в отношениях между людьми».
Возможное противостояние с Казахстаном, о котором Сокуров говорил в 2008 году, до сих пор кажется ему вполне реальным сценарием. «Там может быть очень непростая ситуация…Тот фронт прикрыть уже не удастся. Там могут схлестнуться слишком масштабные силы, с которыми моя страна не справится, конечно. Потом, мы же не адекватны своим амбициям».
В разгоне, закрытии и блокировке всех независимых СМИ Сокуров также видит ужасную перспективу для молодого поколения россиян. «Вы можете сколь угодно биться на своих политических ристалищах, но у вас нет никакого права останавливать развитие в этой стране и накидывать удавку на шею молодых людей. У вас нет этого права. Это преступление. Это грозит решительным замедлением развития и обездоленностью молодых людей. У них доли не будет. Не знаю, понятно ли, что значит на русском языке слово “доля”. Нельзя насиловать молодёжь. Дети от этого не родятся».
Комментарии
А теперь забанили его самого.
Путину - приготовиться, совершить путь Цукерберга.
(с)
Поздно опмнился
Да, российское общество отказалось. Но не от демократии, а от АМЕРИКАНСКОЙ демократии.
Отказались от лжи, фарисейства, лицемерия.
Отказались плясать под их дудку, слепо копировать их, уже отжившую систему.
Отказались, когда поняли, что путь, по которому они бредут, и пытаются затащить всё человечество, это - путь к всемирному злу.
Ну, а что касается Сокурова, - остается пожелать ему новых творческих успехов. На той ниве, в которой он - профессионал.
туалетов, в России посмотрело несколько более миллиона россиян. Для распиаренного
маэстро маловато как бы.....
путинизм ни одному оставившему пост в кремле кроме суда и тюрьмы ничего предложить не сможет
без своих "постов " все шариковы кремля станут псами
поэтому для таких гибридов лапотника - бездельника и пса шелудивого демократия - звук пустой, или , что ещё хуже - опасность быть развенчанным и осуждённым
их путь до конца - кровавая диктатура под прикрытием попов и при активном участии фашистско-хулиганских команд, которые уже сейчас грозят расправой несогласным с грабительской политикой кремля
Комментарий удален модератором
Пусть они варятся в этом дерьме.
А мы своему жить будем - без толерантности, с традиционными ценностями и пр...
Достаточно вспомнить тот факт, что современная Россия возникла в конце 15 века на обломках Золотой Орды, впитав худшие её качества - безграничная власть одного человека и раболепие перед ним всех остальных. Вот так и живет русский народ более 500 лет. Так, что удивляться нечему.
«Безграничная власть» – безграничное насилие.
Безграничное или ограниченное – насилие, оно есть насилие.
Насилие – оно или ЕСТЬ или его НЕТ.
У насилия нет ограничителей, нет пределов – насилие есть беспредел.
Власть не имеет границ – на то она и власть.
А не надо власть над собой выбирать.
Не надо привыкать к холопству.
.
А как надо - не знает никто. Рзве что господь бог, но он с нами не делится секретом.
Так что, Сокуров, не учите нас жить. Демократические ценности в тысячелетней истории Запада преобладали разве что всего-то лет сто. Да и то когда он награбил колониальных богатств столько, что смог это столетие прожить на них припеваючи, не закручивая гайки.
А что надвигаются тяжелейшие времена, и с Востока тоже, так это всем понятно. Одно свержение с пьедестала Нурсултана чего стоит.
И тут ничего не поделать. Против хода истории не попрешь. Пока что мы "в домике". Какое-то время. если затаимся под этим грибком и не будем никуда высовывать носа, тихо-мирно проживем.
А этот "многополярный мир", на который мы делаем ставку, еще покажет нам кузькину мать.
Будем в нем, все народы, захлебываться кровью и вспоминать об однополярном как о царствии небесном.
Демократия – это не только вся Европа, а весь мир, за очень малым исключением – у всего мира понятия нет о демократии.
2. «А все от того, что люди предпочитают жить в демократическом обществе, а не в тоталитарном, где похерены все права и свободы людей и где комфортно жить только рабам и холопам».
«Демократическое общество» – оно не только в Европе, а везде, где нас нет.
Но стоит лишь туда приехать, как оно тут же превращается в тоталитарное.
Демократическое – прилагательное к Демократии.
ОБЩЕСТВО – Равные Отношения Людей – Правоотношения – ДЕМОКРАТИЯ.
А «демократическое общество» – это то же, что и «демократическая демократия», или «общественное общество» (масляное масло).
Нет «прав и свобод» – «права» это о законах, а не о праве.
Нет «прав людей» – есть общее понятие ПРАВО.
Власть – продукт невежества.
Везде существует власть – мир пребывает в невежестве.
Холопы нуждаются во власти, как малые дети нуждаются в заботливой няньке.
Весь мир – холопы.
Холопы – это не нация, это ярлык.
Доколе будет холопство, будет и власть – и не будет демократии.
.
Демократия исключает власть – власть исключает демократию.
В России понятий нет – откуда демократия.
Избирательные участки – это не демократия, а её отсутствие.
Выбор – он не на выборах, а в голове.
Выбор всегда есть.
Выбирая власть, нельзя получить демократию.
.
Я понимаю, что возврата в средневековью нет, когда жизненно важные вопросы решались на вече всем миром, но я уверенна ,если бы в наше время референдумы мог инициировать народ, а не власть, а на выборы исключалась возможность влияния административного ресурса, то Россия не вступила в ВТО, что лишило страну национального ширпотреба и рабочих мест, не создавала бы на территории ТОР, власть бы не реформировала пенсионную систему, не учавствовала в военных конфликтах за рубежем,ввела бы закон защищающий частную собственность в России и т.д, перечислять можно до бесконечности.
А у нас сегодня все решает Путин, но не несет при этом ни какой ответственности за результаты своей "работы".
(Бес)толковые словари пишут образованцы, не научившиеся думать, для тех у кого думать нечем.
Описанная «политическая система» – это не демократия, а относительная ДЕМОКРАТИЧНОСТЬ управления – ОТНОСИТЕЛЬНО предыдущей «политической системы» – рабовладения.
«Политическая система» – это супер-позиция.
Всё сложное для понимания раскладывается на простое составное.
ПОЛИТИКА – множество интересов, – общие интересы людей.
В России нет политики – есть искусство обмана народа.
СИСТЕМА – Пропорциональные Отношения Элементов.
ОБЩЕСТВО (Коммунизм) – Равные Отношения Людей – Правоотношения – Демократия – Справедливость – с Правом.
«Метод коллективного принятия решений» есть «демократический» способ навязывания большинством воли меньшинству.
ВЛАСТЬ – навязывание воли, – есть насилие.
Насилие есть преступление против права.
Вот такая вот записная «Демократия»...
.
Чтобы ни у кого ни над кем не было власти.
Человек – не объект управления, а субъект права.
А для этого человекам должно учиться – учиться праву и правоотношениям.
3. «Частная собственность» – бессмыслица, из тех же источников – бестолковых словарей для неучей.
Правильнее говорить не «частная собственность», а имущество (личные вещи).
СОБСТВЕННОСТЬ есть право – право на вещи (вещное право).
Право не может быть частным – личными могут быть вещи (имущество).
Проблема не в «частной собственности», а в ПРИСВОЕНИИ ИМУЩЕСТВА действительных собственников, принадлежащего им по ПРАВУ.
4. «А у нас сегодня все решает Путин…».
А у вас вчера кто заставлял вас выбирать власть над вами?...
Выбор – он не на выборах, а в голове.
Выбор между властью и правом (демократией).
Что выбираете, то и имеете.
Власть – продукт невежества.
Каков народ в массе – потому и власть, а не демократия.
Власть исключает демократию – демократия исключает власть.
.
1) планирование, подготовка или развязывание агрессивной войны - наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет.
2) ведение агрессивной войны - наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет...
Никто не может предсказать, что ждет все страны
Перестали "Пуси Райот" танцевать.
В час грусти и печали
Некому меня рукопожать...
Никогда такого не было и вот опять…
Понятия о ПРАВЕ нет, а отказ от демократии есть – от чего отказ, непонятно.
ДЕМОКРАТИЯ есть правоотношения.
Правоотношений нет – есть ЗАКОН, регулятор отношений.
А в России и закона нет – откуда взяться демократии.
.