Пермяк соленые уши...история названия..
На модерации
Отложенный
https://youtu.be/Iod3IDNJ8tg
Почему у пермяка «соленые уши»
«Пермяк – соленые уши» — такое прозвище прилипло к жителям этого региона не одно столетие назад. Не совсем, правда, понятно – почему же у пермяков соленые уши? Истоки этого выражения нужно искать в далекой древности – в XV веке.
В тридцатых годах пятнадцатого столетия на берегах реки Усолки были устроены солеварницы. Уже в самом начале XVI века в документах упоминается город Усолье-на-Камском, получивший позднее новое название – Соль Камская.
Соликамск превращается в крупнейший центр добычи соли в России, поставлявший на рынок, примерно, половину всей соли в стране. Вот только работа на соляных варницах очень напоминала каторгу: для начала нужно было пробурить вручную скважину, откуда добывался соляной раствор. Затем соленая вода выпаривалась, после чего соль сушили и расфасовывали по мешкам. После этого начиналась погрузка товара из амбаров на баржи.
Неудивительно, что тело работников солевых варниц было насквозь пропитано солью. Особенно доставалось грузчикам. Они носили тяжелые тюки на спине, соль впитывалась в кожу, вызывая жуткое раздражение. Уши у грузчиков всегда были красными, с них слезала кожа. Узнать работника солеварни было не сложно, достаточно снять головной убор, сразу становилось понятно – где человек получил «профессиональное заболевание». Вот и пошло гулять по России прозвище: «Пермяк – соленые уши». Недаром, даже Максим Горький, уроженец Поволжья, упоминал об этом прозвище пермяков в своей повести «Детство».
Добыча.
Бурили скважину: ну, как бурили - бросали с высоты тяжелый бур, он пробивал какой-то слой земли, его поднимали и опять бросали, он пробивал еще поглубже и так далее. Глубина скважины - 100-200 м, бросать приходилось долго. 3-5 лет.
Раствор соли из-под земли закачивался на башню по деревянным трубам (сначала - конной тягой, потом паровыми машинами). Оттуда сливался в соседний дом - ларь.
В ларе рассол отстаивался и по очередной трубе сливался в варницу. Где в течение суток соль вываривалась на гига-сковородах, превращаясь, наконец, из водного раствора в мокрый "песок", который еще подсушивался и рассыпался по мешкам.
И вот тут-то соль добиралась до ушей.
Из варниц в амбары-хранилища мешки несли люди. До амбаров - метров 50-100 на вид. Женская норма - 50 кг в одном мешке, мужская - 80 кг.
Кладешь себе этот мешок на плечи (иначе никак) и идешь в амбар. Соль внутрь амбара засыпалась сверху, высота амбара - 15 м., то есть идешь наверх. Соль все еще мокрая, рассол течет из мешка на голову и плечи.
На голове шапка, на плечах одежда, а уши - голые. Соль разъедала уши, уши распухали, гнили, у некоторых в итоге не оставалось ничего, кроме ушной раковины.
Так что это только звучит смешно "пермяк - соленые уши", а в жизни было страшно. Правда, платили хорошо. Так что люди буквально дрались за такую отличную работу.
Ларь, где отстаивался рассол.
Варница - вниз закладывали дрова.
А во время ТО запускали детей, чтобы они вычистили не догоревшие остатки и золу
Весь год соль сгружалась в амбары.
Амбары были самыми большими постройками на территории солеваренного завода. Их длина достигала 52 метров, ширина – 19 метров, а высота – 15 метров.
В один амбар входило около 100 тысяч пудов соли. Стены амбаров укреплялись деревянными стойками. Соль в амбары засыпали сверху. Каждый амбар состоял из пяти изолированных друг от друга отсеков. К весне каждый из них был полон.
Из амбаров соль загружали на баржи и отправляли по Каме в крупные города. Весной, во время половодья баржи подходили вплотную к амбарам. Когда-то соль-пермянку ценила вся страна.
А весной варка останавливалось, варницы закрывались на ТО, а по Каме спускались баржи. Парковались прямо у стоящих на берегу амбаров и загружались солью. Три месяца шла погрузка, баржи одна за другой уходили на Нижегородскую ярмарку, а потом - опять варка.
А как, спрашиваю, соль-то доставали? Если засыпали сверху, а она мокрая и прессуется, а двери у амбаров внизу, то есть откалывать ее нужно снизу. Пока снизу откалывали, сверху-то не падало на голову? Падало, конечно, отвечает экскурсовод. Как же не падать...
Фотографии - с Усть-Боровского солезавода в Соликамске, в таком режиме он функционировал до 1972 года, разве что людей таки заменили на вагонетки. На территории музея сохранились все постройки завода, полный цикл. Все деревянное, даже трубы.
В настоящее время добыча соли в городе Соликамск пермской области прекращена, но память об этом древнем промысле, веками кормившем город, сохранилась. В октябре 1986 года здесь открыли уникальный Музей истории соли, расположенный на месте солеваренного завода, построенного в конце XIX века местным купцом Александром Васильевичем Рязанцевым.
А в Перми в апреле 2006 года был установлен памятник(см. выше), изготовленный по проекту скульптора Рустама Исмагилова. Этот необычный монумент, признанный одним из самых «странных» в России состоит из овальной рамки с огромными ушами. Любой желающий может поместить свое лицо в эту рамку и побывать на несколько мгновений в роли пермяка с «солеными ушами».
***
Краеведы утверждают, что правильнее будет говорить не пермяк, а «пермячка – солёные уши». Соль в те времена ценилась на вес золота и такую работу доверяли только женщинам – представительницы слабого пола были более внимательны и не рассыпали соль по дороге. В архивных документах сохранилась информация об этих «героинях своего времени».Правда женщинам платили в 2 раза меньше...
Комментарии
Благодарю!
***
Спасибо, значит.
+++