300 спартанцев – сколько воинов на самом деле защищали Фермопилы

На модерации Отложенный

300 спартанцев – сколько воинов на самом деле защищали Фермопилы

Сегодня

 

Битва трёхсот спартанцев против персидского войска стала ярчайшим эпизодом в истории Древнего мира. Об этом событии нам поведал историк Геродот, причём свой рассказ он обильно сдобрил мифами. С годами история о героях Спарты ещё больше обросла легендами. Что же в реальности происходило в битве при Фермопилах?

Неточности в расчётах Геродота

Огромная персидская армия в 480 году нашей эры вторглась в Элладу. Царь Ксеркс I, отец которого был разбит при Марафоне, вновь попытался покорить греческие земли. Он собрал огромное войско из представителей 40 народов. В нём, конечно, не было пяти миллионов воинов, как утверждал Геродот. Современные историки предполагают, что персидское войско насчитывало до 250 тысяч воинов. 

Когда персы подошли к Геллеспонту (ныне – Дарданеллы) и начали переправляться из Азии в Европу, греки не на шутку встревожились.

Они быстро собрали войско, которое выступило к Фермопилам, узкому проходу в горах, ведущему из Фессалии в Среднюю Грецию. По Геродоту численность греческого войска составляла до семи тысяч гоплитов. На самом деле она была выше, так как каждого гоплита сопровождали несколько легковооружённых слуг-крепостных.

 

Гоплиты - граждане-солдаты древнегреческих городов-государств. Они были вооружены копьями и щитами, их боевое построение в виде фаланги было эффективно в битве с превосходящими силами противника.

Поэтому можно предположить, что греческая армия насчитывала около 20 тысяч. То есть персы действительно имели большое численное превосходство, но не такое огромное, как утверждал Геродот.

На щите, или со щитом

 

Фермопильское ущелье было для греков идеальным местом для обороны.

Проход в ущелье был неширокий, с одной стороны были отвесные скалы, с другой – обрывистый морской берег. Это позволяло оборонять ущелье небольшими силами.

Двинув своё воинство на штурм, Ксеркс в основном рассчитывал на численный перевес.

 

Однако беспорядочная толпа персов кидалась на стену греческой фаланги, и, неся большие потери, отступала.

Так продолжалось двое суток. Затем, как утверждает легенда, предатель пришёл к Ксерксу и вызвался показать горную тропу, ведущую в тыл защитников ущелья. Отряд фокийцев, охранявших тропу, вступил в бой с персами и успел послать гонца к основным силам греков.

Принято считать, что, когда греки решили отступать, царь Леонид с отрядом в 300 бойцов вызвался прикрывать их отход. Однако по другой трактовке умереть в бою решили не только спартанцы. С ними остались 700 феспийцев Демофила и 400 фиванцев под командой Леонтиада. Историки сходятся в одном: защитники Фермопил, принявшие последнее сражение, геройски погибли все до одного.

В красивой легенде о спартанцах упущено несколько существенных деталей. Война греков с Ксерксом превратилась в череду сражений как на суше, так и на море. В сражении за Фермопилы греки потеряли не 300 человек, а около четырёх тысяч. В последнем бою помимо спартанцев участвовали фиванцы и феспийцы.

Полную картину о бесстрашных воинах Леонида дополняет судьба двух выживших спартанцев. Одного Леонид послал гонцом в Фессалию, другой из-за ранения был оставлен в небольшом селении. На Родине оба воина были объявлены трусами и превратились в изгоев. Воин, посланный гонцом, позднее повесился. Второй проявил мужество и отвагу в сражении при Платеях, но его так и не простили. Обычай «со щитом или на щите» соблюдался неукоснительно. Спарта принимала только героев: или победителей или павших в битве.