Al Arabiya: почему во время войны Сталин не спас своего сына из немецкого плена

На модерации Отложенный

Самый короткий ответ на этот вопрос дал сам Сталин – когда немцы предложили обменять рядового Джугашвили на плененного русскими фельдмаршала Фридриха Паулюса:

— Солдата на фельдмаршала не меняем, — объяснил Верховный Главнокомандующий.

Al Arabiya: почему во время войны Сталин не спас своего сына из немецкого плена

Фото: Доклад Сталина на 9 чрезвычайном съезде Советов по проекту Конституции СССР — stalinism.ru

И добавил, что его сын ничем не отличается от сотен других русских солдат в немецких концлагерях.

Но авторы популярного издания Объединенных Арабских Эмиратов Al Arabiya уверены, что именно им удалось выяснять, что стояло за всем этим на самом деле.

Начинают арабские авторы весьма осторожно, а потому — не промахиваются: «У советского лидера Иосифа Сталина были достаточно сложные отношения со своей семьей».  Потом сразу же переходят в истокам обозначенных сложностей, но так же без подробностей: «В детстве Сталин терпел отца-алкоголика, который постоянно бил их с матерью». Далее авторы, знакомые с самой растиражированной фразой-полупритчей матери Иосифа Сталина, все же срываются и выносят вердикт: «Он (Сталин) разочаровал свою мать, грезившую о том, чтобы ее сын стал священником».

После настолько щедрого обобщения в материале приводят некоторые факты биографии будущего Отца народов, где информация об исключении из Тифлисской духовной семинарии соседствует со схематичными данными о самоубийстве его второй жены – Надежды Аллилуевой.

— Считается, что поводом для самоубийства стала ее ссора со Сталиным, — неожиданно осторожно уточняют журналисты.

И только после этого переходят, собственно, к Якову – первенцу Иосифа Виссарионовича Сталина (Джугашвили).

Авторы сообщают, что «натянутые отношения» с сыном у Вождя были из-за того, что фактически мальчика до 14 лет воспитывала его тетя. Мама – Екатерина Сванидзе умерла, когда Яков был маленьким, а папа почти всегда был в бегах — его разыскивала царская полиция.

 В 1921 году, когда юношу привезли в Москву, он впервые увидел отца — Иосифа Сталина.

— Сталин был против того, чтобы сын женился на любимой женщине и смеялся над ним после того, как тот предпринял неудачную попытку застрелиться, — пишут авторы. – Яков хотел покончить с собой из-за драмы в собственной семье – он потерял маленькую дочь. Только усилиями кремлевских врачей молодого человека удалось спасти. Но после этого Сталин начал издеваться над сыном, называл недотепой, который не смог даже застрелиться.

Тем не менее, авторы все же указывают тот факт, что именно по настоянию Сталина Яков Джугашвили закончил Артиллерийскую академию РККА. Мол, не во всем он отцу перечил.

В мае 1941 года – ровно за месяц до нападения Германии на Советский Союз, старшего лейтенанта Якова Джугашвили назначили командиром артиллерийской батареи. 22 июня 1941 года началась война. Но Яков Джугашвили отправился на передовую в качестве рядового солдата:

— Сталин ничего не сделал, чтобы хоть как-то уберечь от войны своего сына! – пишут арабские журналисты. — 16 июля 1941 года Яков попал в немецкий плен. Немецкие офицеры выяснили, что он сын Сталина и стали допрашивать.

Но Яков Джугашвили сотрудничать с немцами отказался.

— И все же благодаря усилиям пропагандистской машины Третьего Рейха весть о пленении сына Сталина разнеслась чуть ли не по всему миру, — продолжают авторы. — Немцы даже стали во всеуслышанье говорить о том, что этот инцидент будет началом распада Советского Союза.

Но потом была Сталинградская битва. Разгром 6-й немецкой армии заствил Адольфа Гитлера просить помощи у Швеции для того, чтобы обратиться к Сталину. Гитлер хотел обменять Якова на фельдмаршала Фридриха Паулюса и еще нескольких немецких генералов. Продолжение знают все. Даже Швеция не помогла, как говориться.

Сам Яков хорошо понимал, как, по мнению отца, должен поступить. Да и как вообще может поступить русский солдат в подобной ситуации. 14 апреля 1943 года он бросился на находящуюся под напряжением колючую проволоку концентрационного лагеря Заксенхаузен.

Но авторы арабского издания в своем материале опираются на данные исключительно немецких документов, в которых сказано, будто сын Сталина хотел … убежать. И его застрелили часовые.

На этом экскурс в российскую историю арабские журналисты считают оконченным.

Что касается мнения прочих журналистов, то самые агрессивные высказывания в сторону Сталина, как правило принадлежат лидерам мнений однозначной — если не русофобской — то прозападнической ориентации.