Любовь и смерть приравнены друг к другу

На модерации Отложенный

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

«Нет больше любви, как если бы кто-то отдал душу свою за друзей своих». На днях Путин сказал эту фразу на митинге. Но и без него тут есть о чем поговорить.

Эту цитату часто приводят именно в военном контексте, обосновывая необходимость сражаться и умирать за других, за Родину в целом.

Давайте посмотрим, откуда эта цитата и для чего она была сказана.

«Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего». Это Евангелие от Иоанна (15:12-15), эту фразу там произносит Иисус на Тайной вечере.

Не будем сейчас рассуждать, насколько аутентично именно это Евангелие. Будем считать, что Иисус и правда это сказал.

Этой фразой Иисус объясняет, почему он идет на жертву, отдает свою жизнь.

Он подчеркивает, что он ее именно отдает. Он не сопротивляется, не сражается за себя, а со смирением идет на смерть, понимая свою миссию.

Далее идет акцент на слове «друзья». Иисус придает ему большое значение. Он подчеркивает, что его избранные ученики стали для него друзьями, а не рабами. И он идет на жертву ради них, ради своих близких людей — тех, кого он знает, любит и кому доверяет продолжить свое дело. И призывает их к тому же самому.

Как видим, за две тысячи лет цитата приобрела немного другое значение. Изначально в ней не шло речи о военных подвигах ради всего общества или страны. Речь шла о духовном подвиге, причем о подвиге самого Христа.

Конечно, никто не запрещает трактовать цитату по-разному.

На мой взгляд, главный вопрос кроется в понимании слова «друзья». Как широк может быть круг тех, за кого можно отдать жизнь? Кто определяет этот круг? И может ли кто-то прийти и сказать: я твой друг, иди и умри за меня?

Кроме того, обратите внимание, как в этой формуле взаимоувязаны — если не приравнены друг к другу — любовь и смерть. Смерть как высшее проявление любви. Эрос и Танатос, да.