Покойную правозащитницу Елену Боннэр вспоминают ее коллеги и друзья
«Давай без Люси не будем ничего обсуждать»
Елена Боннэр умерла 18 июня в Соединенных Штатах. Несколько лет назад она перебралась туда из-за болезни. Но даже из-за океана, рассказывает исполнительный директор движения «За права человека» Лев Пономарев, Боннэр продолжала следить за тем, что происходит в России, и практически до последних дней вела активную общественную деятельность.
«Она была яркой, неординарной личностью. При наличии такого супруга, как Андрей Дмитриевич Сахаров, не потерялась в его тени. У нее сложная интересная биография, своя позиция», - отмечает экс-глава президентской комиссии по правам человека Элла Памфилова
Елена Георгиевна Боннэр родилась в Туркестанской АССР. Ее отец в 1938 году был расстрелян, мать - приговорена к 8 годам лагерей, их реабилитировали в 1954 году. В 1940 году будущая правозащитница поступила на вечернее отделение Герценовского института в Ленинграде. В годы Великой Отечественной была мобилизована в Красную армию, работала санитаркой, в результате авианалета была тяжело ранена.
После войны Боннэр училась в медицинском институте, была исключена за высказывания о "деле врачей", восстановлена после смерти Сталина.
В 1960-х годах Боннэр приобщилась к кругу правозащитников; в 1970 году, на одном из судов над диссидентами познакомилась с Андреем Сахаровым. В 1972 году они поженились (Сахаров был вторым мужем Боннэр). В том же году она покинула КПСС из-за политических убеждений. В 1970-х правозащитница участвовала в судьбе многих диссидентов, основала фонд помощи детям политзаключенных, подписалась под учредительным документом Московской Хельсинкской группы.
В 1975 году она представляла мужа в Осло на вручении Нобелевской премии. В 1980 году Боннэр вместе с Сахаровым отправилась в ссылку в Горький.
Там же 4 года спустя была осуждена за клевету на советский строй. Впоследствии участвовала во многих правозащитных организациях, после смерти Сахарова в 1987 году возглавила фонд его имени. Последние годы жила в США.
Как сообщила дочь правозащитницы Татьяна Янкелевич, прощание пройдет в часовне Станецки Мемориал Чепел в городе Бруклайн, штат Массачусеттс. Согласно пожеланию Боннэр, урна с прахом будет захоронена в Москве на Востряковском кладбище, вместе с ее мужем, матерью и братом.
«Я тесно взаимодействовал с Еленой Боннэр и Андреем Дмитриевичем в последние два года его жизни. И у меня было ощущение, что я общаюсь с одним человеком. Они всегда были рядом, всегда вопросы решали совместно. Хорошо помню, когда к прихожу к ним, а Андрей Дмитриевич мне говорит, мол, давай без Люси не будем ничего обсуждать, сейчас она придет. Он ее Люсей звал…», - рассказывает Лев Пономарев.
По его словам, смерть мужа она восприняла очень мужественно. «Мы вместе создавали правительственную комиссию по похоронам. И наш сценарий стал главным. В правительстве предлагали ускоренный вариант, а нам удалось сделать похороны общественно значимым событием, был митинг», - вспоминает правозащитник.
Боннэр была членом комиссии по правам человека при президенте Борисе Ельцине, но 28 декабря 1994 года ушла с этого поста, объяснив это тем, что не хочет работать с руководством страны, которое развязало войну в Чечне.
«У нас с ней была встреча в середине 90-х годов. Она тогда проявляла усилия, чтобы объединить всех демократов. Мы у нее на квартире встречались, вспоминали Сахарова. Размышляли о том, что может быть в России. С тех пор мы с ней не виделись», - вспоминает Элла Памфилова.
Комментарии
долго же она "разводила" народы, фонды и даже олигархов!
Разве она была правозащитницей? В таком случае кто-нибудь скажет мне, защищала ли она права рабочих на труд, на высокую зарплату и безопасные условия труда? Отстаивала ли их интересы перед хозяйчиками? Если нет,то тогда она действительно - только "приобщилась".