В Кремле предпочитают не говорить о будущем Киева

На модерации Отложенный

Как выяснила «НГ», среди левопатриотов идут дискуссии о будущем Украины как государства и высказываются опасения, что Россия, как и в 2014 году, не дожмет до конца. Утверждается, что поэтому-то пророссийские активисты даже на занятых войсками РФ территориях пока не выходят из подполья. Это неудивительно: если в связи с военной спецоперацией еще упоминается некий план, по которому все и развивается, то о политической реализации его результатов Москва умалчивает. Зато киевские власти уже приняли закон о наказании граждан за коллаборационизм. Возможно, площадкой для опытов по переустройству Украины станет Херсонская область. Однако часть экспертов сомневаются, что у Кремля сейчас есть более или менее четкое понимание будущего соседней страны. Похоже, по традиции проблемы предполагается решать по мере возникновения.

Секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев 15 марта высказался о будущем Украины лишь самыми общими словами. «Мы заинтересованы и будем всемерно содействовать экономическому развитию Украины и нормализации жизни братского народа», – заявил он в ходе совещания по вопросам обеспечения национальной безопасности в Северокавказском федеральном округе, которое прошло в Грозном. Кстати, Патрушев обсуждал украинскую ситуацию и с главой Чечни Рамзаном Кадыровым, который в последнее время стал чуть ли не официальным спикером российской власти не столько по силовым аспектам спецоперации, сколько по ее политическим, социальным и идеологическим причинам и последствиям.

Но в целом власти о будущем Украины предпочитают не высказываться. Например, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков уклончиво ответил на просьбу отреагировать на прогноз о временных рамках идущих сейчас переговоров, сделанный советником главы офиса украинского президента Алексеем Арестовичем. Тот заявил, что соглашение Украины с Россией может быть подписано в течение одной-двух недель, в крайнем случае к началу мая.

Песков на это заметил, что власти РФ «не хотели бы спешить с прогнозами». А еще он сообщил, что в Кремле пока не познакомились с законом, который только что оперативно подписал президент Украины Владимир Зеленский. За сотрудничество с Россией вводится уголовная ответственность – лишение свободы на срок до 15 лет, а также ликвидация партий и организаций, связанных с осужденными за такое сотрудничество.

Судя по всему, это стало ответной мерой Киева в связи с заявлением Минобороны РФ о том, что территория Херсонской области Украины взята Россией под полный контроль. В бывшей Северной Таврии, которая является естественным предпольем Крымского полуострова, сейчас проживает более миллиона человек. И по некоторым косвенным данным, именно в этом регионе российские власти, видимо, начнут первые опыты по демилитаризации и денацификации украинского государства. Причем, как выяснила «НГ», среди левопатриотической общественности, которая в целом поддерживает спецоперацию, сейчас развернулись споры о перспективах последней. В них участвуют и отдельные представители пророссийски настроенных слоев населения Украины, которые прямо заявляют, что там не верят в решимость РФ остаться навсегда. Самым прогнозируемым вариантом пока остается «слив» Новороссии – примерно такого же рода, что случился в 2014 году после бурной «русской весны». Именно по этой причине на сотрудничество с военными сейчас якобы и не идут даже самые ярые противники киевского режима – причем не столько из-за страха за жизнь, сколько из-за понимания, что прослывут предателями, а значит, ничего не смогут добиться.  

И Кремль вольно или невольно их опасения подтверждает хотя бы тем, что и сам отказывается говорить о будущем Украины, и, похоже, вообще запрещает распространять этот дискурс в обществе. Например, в этом на днях лично убедился депутат Госдумы от КПРФ Денис Парфенов. Он принял участие в политическом ток-шоу на одном из федеральных телеканалов, но был выгнан с него сразу после того, как поставил вопрос, по его мнению, имеющий принципиальное значение для жителей России и Украины: «Какой образ будущего мы можем им предложить?» Коммунист стал пояснять, что это будущее должно быть не олигархическим, а социалистическим, но был обвинен в партийном пиаре.

 

«НГ» спросила у экспертов, есть ли у Кремля план на перспективу после военной спецоперации или нет. И попросила их высказать свое мнение о том, какое будущее ожидает Украину либо грозит ей. Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ»: «Сейчас конечный результат спецоперации важнее для власти, чем образ будущего, никто толком не знает, как она окончится. Но на самом деле на эту тему российская власть не особенно хочет рассуждать, потому что четкого видения и не имеет. Вот и говорит о том, что будущее Украины решит сам ее народ. И кстати, образ будущего как раз есть у украинских властей, которые уже объявили о налоговых свободах и скорее всего будут рассчитывать на помощь Запада». Единственное, заявил эксперт, что, видимо, надо уже четко понимать, что «РФ не хочет видеть Украину богатой и процветающей, очевидно, что для РФ такая преуспевающая и демократическая Украина абсолютно не нужна». Но поскольку официально речи о захвате чужой территории никогда не шло, как и об оккупационных органах, то и разговоры о будущем чужой страны и ее власти, видимо, в Кремле считаются неуместными. «А на самом деле замысел, возможно, предельно прост: разгромить и отойти – пусть годами восстанавливаются», – предположил Калачев. И указал, что поставить пророссийского политика на территории Украины у РФ вряд ли получится. Марионетку не изберут или не переизберут, проблемы могут возникнуть даже на традиционно пророссийских территориях, а утверждать такого ставленника силой значило бы признать оккупационный режим, чего Россия хочет избежать. Возможно, конечно, что, помимо ДНР и ЛНР, еще потребуют независимости Херсонской области для прохода в Крым или вовсе вернутся к проекту «Новороссия».

Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин заметил, что лично он постоянно говорит на ТВ об образе будущего Украины. «Есть два варианта развития событий. С начала спецоперации я склонялся к первому варианту: демилитаризованная и денацифицированная независимая Украина как суверенное государство, в состав которой, возможно, даже вернется Донбасс – либо как автономная территория, либо даже как неотъемлемая часть. При этом страна должна быть полностью нейтральной между РФ и Европой – такая транзитная территория. Но видимо, этого уже не получится. И теперь я вижу принципиально иную картину, то есть вариант номер два. Это распад Украины на буферные зоны и разделение пополам: юг, восток и центр – под влиянием РФ, а Западная Украина – под влиянием совокупного Запада. Эдакие квазигосударственные образования по образу и подобию ГДР и ФРГ», – заявил эксперт. Мухин подчеркнул, что сейчас России плевать на реакцию Запада и мировое сообщество, но уточнил, что после того, как спецоперацию доведут до конца, все-таки «сам народ Украины решит ее судьбу». Он пояснил, почему сейчас никакая политическая работа не ведется: «Гуманитарную миссию на освобожденных территориях ведут Минобороны, МЧС, волонтеры, а все пророссийские активисты – на территории РФ. В Украине сейчас нет политического контингента, там одна часть людей боится, другая сражается; выхода у России с населением пока два – либо выводить за руку, либо бороться с ним. Начинать же политическую работу пока рано, как и говорить сейчас о будущем Украины, – это фальшстарт. Но наверняка при любом раскладе РФ добьется от Украины системы гарантий независимости от внешнего, то есть западного влияния. Также Россия добьется прекращения вооруженного конфликта между территориями Украины. И если удастся очистить всю страну или хотя бы часть от нацистов, то на очищенной территории удастся поставить пророссийского или нейтрального политика, а на неочищенной – не получится».