Бурнеша: Женщино-мужчина в Албании и в ряде стран.

На модерации Отложенный https://youtu.be/bZwzuggnyM8

 

В Албании до сих пор жива традиция «переделки» женщин в мужчин – их там
несколько тысяч. Они берут мужские имена, носят мужскую одежду, ведут себя как
мужчины. К этому их толкает Канун – свод архаических, родо-племенных
законов.

Несмотря на то, что треть албанцев – христиане (половина из которых католики,
другая половина православные) средневековый свод законов распространяется и на
них. В этом Кануне нет ничего удивительного – подобные законы для самосохранения
нации есть практически у всех горных, замкнутых социумов – от адатов в Чечне до
билус в стране Басков. Другое дело, что в Албании Канун продолжает определять
жизнь всего общества, а не только его архаических слоёв.

Одна из главных составляющих Кануна – кровная месть. Вот описание обыденной
жизни в Албании по Кануну в 1990-е, которое давала газета Die Welt:

«Более половины населения северных горных территорий Албании не выходят из
своих домов. Они опасаются кровной мести. Дело в том, что если провинился один
человек из семьи, кара распространяется и на его родных.

За поруганную честь в Албании можно заплатить только кровью, а за пролитую
кровь — опять же только кровью. После перемен последнего времени этот закон
снова вступил в силу, причём чем меньше государственный контроль и управление на
данной территории, тем большую силу набирают законы вендетты.

Планы кровной мести вынашивают годами. В деревне Блеран, находящейся недалеко
от границы с Монтенегро, был убит Герг Капаклиа. За 13 лет до своей гибели он
толкнул на улице представителя семьи Гека, а такое оскорбление, по албанскому
кодексу чести, смывается только кровью. Капаклиа, вероятно, убили бы ещё тогда,
но железные руки диктатора Энвера Ходжи надежно защищали албанцев от традиции.
Герги отправился в Грецию, а когда вернулся, два брата кровно обиженного
представителя семьи Гека пристрелили его прямо на улице.

Младший брат Герги — Пепин, бывший вместе с ним, заголосил и бросил камень в
убийц, которые, недолго думая, пристрелили и его. Теперь уже настал черёд семьи
Гека. Один из пяти братьев Герги всё-таки пристрелил одного из Гека, но попутно
был застрелен и полицейский, который пытался остановить насилие. Таким образом,
семья Капаклиа нажила себе сразу двух кровных врагов: к Гека прибавилась еще
семья убитого полицейского.

***

 Исторяи 2.

 

«Албанские девы» бурнеши - женщины, которые живут как мужчины

В Северной Албании уклад жизни чрезвычайно патриархальный. Женщина обязана вести быт, готовить, воспитывать детей. У мужчины в руках власть — социальная и политическая, он глава семьи. Но в стране нашлись девушки, готовые бороться с неравенством и отказаться от своей женской идентичности. Эти женщины выбрали для себя другой путь и стали жить как мужчины. Так в Албании появились бурнеши.

Cosmo.ru

2

 

Уникальной традиции искусственного перевоплощения женщины в мужчину сотни лет. Бурнеша добровольно отказывается от брака и сексуальной жизни. После принесения клятвы у нее появляется мужская одежда, работа и право голоса в управлении общиной. Она даже выбирает себе другое имя и становится представителем своего клана. В том числе находится в ответе за обиды и оскорбления, нанесенные семье, которые искупаются только кровной местью. Мы расскажем, почему у женщины иногда нет иного выбора, как быть мужчиной.

Албанские девы, или мужчины без смены пола

Давшие обет девственности (или по-албански burrnesha) — это девушки, которые живут как мужчины. Бурнеш всего около сотни во всем мире, они есть не только в Албании, но и в Боснии, и в Сербии. Практика была распространена вплоть до XX века, и даже сейчас в албанских деревнях можно встретить бурнешу.

Мальчики в юбках: зачем афганским детям внушают, что они другого пола

 

Обычно такое решение принималось семьей девочки, когда в семье не хватает мальчиков. Фактически единственным способом для женщины обрести власть над своей жизнью было стать мужчиной. В буквальном смысле. Операция по смене пола не требовалась (да и уровень медицины оставлял и продолжает желать лучшего). Но албанские женщины перенимали все привычки и внешний вид представителей сильного пола. Итак, причин, по которым женщина может избрать путь «заклятой девственницы», множество.

  • Роль вещи. Какое там право голосования, если даже часы запрещено носить, курить и иметь достойную профессию! Это считалось мужской прерогативой. Албанские девушки жили на птичьих правах сначала у своих родителей, затем у мужа. Конечно, сегодня дела обстоят гораздо лучше, но в деревнях традиции умирают медленно. Желание идти против своей природы связано с попыткой изменить многовековую несправедливость. «Зачем жить как мужчина? — задает себе вопрос Лул Иванай, одна из «девственниц». — Потому что я ценю свою свободу. Я думаю, что я опередила свое время».
  • Навязанный жених. Временами девушки решают стать бурнеша, чтобы избежать нежелательной свадьбы и не разлучаться с семьей. Подрастающих в семье невест никто не спрашивал относительно выбора жениха, все решалось без их согласия. Как сообщает Википедия, бурнеши принимали обет целомудрия, чтобы не идти замуж поневоле. По факту, это единственный способ отказаться выходить замуж, не опозорив при этом свою семью (а это уже вопрос расправы над всеми представителями мужского пола).
  • Отсутствие мужчины. Все мальчики умерли в детстве, либо в результате болезни в зрелом возрасте, либо их убили по причине кровной мести. Тогда бурнеша берет на себя роль главы семьи и заботится о домочадцах. В частности, это связано с тем, что после замужества девушка была обязана помогать в новом доме мужа, а не у матери, пусть даже пожилой и немощной.
  • Наследственный вопрос. Согласно древнему албанскому кодексу Канун, семья должна была быть патрилинейной — то есть наследство переходит исключительно по мужской линии. Женщины же, согласно этому кодексу, долгое время были ограничены в правах. Тогда албанские женщины принимали облик бурнеши, даже если отец жив, чтобы избежать потери наследства после смерти родителя.

Мы приведем пример женщины, для которой нашлись веские основания стать мужчиной.

Так что албанские клятвенные девы существуют и в нынешнее время. Пашка Соколи (интервью с ней смотри с 1:34 в нашем видео) решила стать бурнеша самостоятельно, но причин для этого решения созрело множество.

«Мое детство было наполнено страданиями. Мой отец умер, когда моя мать была беременна мной. Моя мама оставила меня, и я выросла с дядей и бабушкой».

Она была единственной, кто мог обеспечить семью. Если бы Пашка вышла замуж, она обязана была жить со своим мужем, бросив дядю и бабушку. Дядя Пашки заболел, и его пришлось положить в больницу, которая располагалась в нескольких милях от деревни.

«Мне нельзя было водить машину, единственный способ для меня добираться до больницы был переодеться мужчиной и вести себя как мужчина».

К 35 годам, устав от тяжелой участи одинокой незамужней женщины, Пашка приняла обет девственности.

Проведение обряда бурнеши в Албании

Из-за распространенного обычая кровной мести многие албанские семьи остались без сыновей. Это вызвало настоящий всплеск популяции бурнеша. Становясь внешне мужчиной, девушка по сути становится существом вне пола - личной жизни у нее нет, она не может создать семью и завести детей

В албанских глубинах девочка становится бурнеша, давая нерушимую клятву перед двенадцатью жителями деревни. После этого она имеет право носить мужскую одежду, оружие, курить, пить алкоголь и наниматься на мужскую работу.

Кроме того, бурнеша брала себе мужское имя и становилась хозяином в доме, если, кроме нее, там жили только мать и сестры. Она лишь не имеет право заводить детей. Говоря об этом феномене, рассуждать можно только о гендере. Становясь «мужчиной», она не имеет права вступать в однополые отношения, потому что концепт женской однополой любви незнаком албанцам.

Но в остальном новоиспеченные главы кланов становятся выше обычных женщин. Ведь теперь к ним с почтением относятся в обществе из-за появившихся прав.

Нарушение клятвы раньше каралось смертью. И хотя сейчас такой опасности нет, албанские бурнеши не отказываются от своего образа жизни, опасаясь гнева со стороны соседей. Есть случаи, когда старейшины разрешали им вернуться к естественной роли. Но таких примеров единицы – слишком велика сила клятвы.

Явление бурнеши в современном обществе

Бурнеша берет мужское имя и ведет мужскую жизнь, но вовсе не потому, что ее врожденная женская природа ей претит. Девочек толкает на такой шаг жестокий свод средневековых законов...

В наши дни большинству оставшихся бурнеша уже за 50. Они прожили тяжелую насыщенную жизнь, пожертвовали возможностью иметь детей и выйти замуж ради собственной свободы.

Википедия сообщает, что бурнеши существовали не только в Албании, но и Черногории, Косово, Метохии. Европейскому обществу о них стало известно в конце 19 – начале 20 веков. И поскольку на севере Албании многие женщины до сих пор лишены естественных во всем мире прав, клятвенные девственницы не изживают себя. Хотя найти их уже можно с трудом.

Одна из них умерла в 2016 году в Черногории. Станка Церович прожила долгую жизнь в статусе бурнеши, поскольку в ее семье не было мужчин, а братья умерли во младенчестве.

У Дране Маркджьони, которая дала обет целомудрия в конце 40-х годов минувшего века, родственники мужского пола были подвергнуты политическим гонениям, арестованы. Она стала единственной, кто мог заботиться о своей семье, племянницах и племянниках.

Известна судьба Сание Ватоци – бурнеши в Албании. Она взяла на себя социальные функции мужчины, потому что таковых в ее клане больше не осталось. Она всю жизнь работала водителем грузового автомобиля. Сание смотрит фильмы о любви, читает книги, и втайне мечтает о личном счастье. Ее никто не убьет за измену клятве, но общество все равно не примет это решение.

А мы понимаем, что трудно назвать бурнеш счастливыми и довольными своим выбором. Им просто не предоставили другого. Остается надеяться, что изживающий себя уклад больше не будет навязывать женщинам подобную роль.

Фото: Getty Images, Legion media