«Национализации не будет»: юрист объяснил, что случится с покинувшими Россию компаниями

На модерации Отложенный

Ранее звучало предложение национализировать иностранные фирмы.

 

Генпрокуратура России проверит соблюдение прав работников компаний, заявивших об уходе с российского рынка. Об этом сообщили в  пресс-службе ведомства. Там пояснили, что прокуроры установили жесткий контроль за соблюдением трудового законодательства, в том числе условий трудовых договоров, порядком выплаты заработной платы и определением ее размера, исполнением взятых на себя обязательств перед контрагентами, а также обязательств перед Российской Федерацией. О том, что ждет фирмы, решившие прекратить свою деятельность на российском рынке, ожидает ли их национализация, «Блокноту» рассказал основатель адвокатского бюро «Законоведъ» Григорий Сарбаев.

Термин «уход с рынка» в законодательстве отсутствует, речь может идти о приостановке или прекращении деятельности юридического лица путем ликвидации или банкротства.

 

Приостановка деятельности обычно происходит в связи с финансовыми проблемами и крайне редко при наступлении так называемых форс-мажорных обстоятельств, к которым, в частности, относятся решения государственных органов. Замечу, что госорганами РФ никаких решений относительно компаний с иностранным участием не принималось, и поскольку российские юрлица находятся в юрисдикции только нашей страны (все без исключения иностранные компании действуют через российские юрлица), то решения иностранных государств на их правовое положение юридически не влияют и форс-мажорными обстоятельствами считаться не могут. 

Приостанавливая деятельность из-за финансовых проблем, компании обычно сами распродают имущество, чтобы не платить налоги, гасят задолженность перед сотрудниками и налоговой, замораживают расчетный счет. Однако такие действия возможны лишь при отсутствии кредиторской задолженности, что исключено в случае с действующими компаниями с многомиллионными оборотами. Все они имеют банковские кредитные линии, долги перед поставщиками и т.д.

 

Известные бренды заявили о намерении покинуть российский рынок

При этом необходимо понимать, что сейчас компании с иностранным участием сохраняют сотрудникам зарплату или отправляют в отпуск не от доброты душевной, а потому, что в противном случае директорам этих юрлиц, которые в большинстве своем являются гражданами России, грозят совершенно конкретные санкции. В случае угрозы массового увольнения, они обязаны предупредить об этом заблаговременно государственные органы, в частности службу занятости. За этим следуют проверки деятельности топ-менеджмента, принявшего решение о массовом увольнении.

 

Поэтому здесь речь,  возможно,  вести не о приостановке деятельности или ликвидации, а о банкротстве компаний. Поскольку их финансовые показатели, на основании сданной налоговой отчетности, были стабильны, то ответственность может стать вполне себе уголовной по статье «преднамеренное банкротство (ст. 196 УК РФ)». Эта статья позволяет привлечь к ответственности должностных лиц, если они сознательно совершили какие-либо действия, которые довели до банкротства компании, или наоборот что-либо не сделали.

И указания иностранных собственников к делу тут не пришьешь.

В рамках банкротства существует несколько процедур, одна из них – внешнее управление, то есть передача полномочий по управлению должником внешнему управляющему.

Логика здесь очевидна: если топ-менеджмент довел компанию до «ручки», то более эффективные профессионалы вернут ее в нормальное положение. Предыдущие руководители от управления отстраняются, и внешний управляющий самостоятельно принимает решение о том, что делать с компанией и ее имуществом. Согласно закону, решение о введении внешнего управления принимают кредиторы. Однако в ситуации, когда иностранные государства объявили дефолт по своим обязательствам в отношении наших активов, а фактически «наложили лапу» на то, что им никогда не принадлежало, в частности резервы Центробанка РФ, неудивительно, что на государственном уровне рассматривается вопрос упрощения процедуры введения внешнего управления «брошенными» на произвол судьбы компаниями, за которыми стоят тысячи работников – граждан РФ и их семьи.

Ранее в России заявили о возможности национализировать иностранные предприятия

Внешние управляющие в данном случае будут назначаться по инициативе государственных органов (ФНС, глав регионов, прокуратуры и т.д.) и имущество будет передаваться тем, кому оно действительно необходимо для того, чтобы в первую очередь сохранить рабочие места, рассчитаться с работниками, налогами и кредитами.

Сейчас в представленном законопроекте прописана следующая схема: компания-собственник имущества, которая более чем на четверть принадлежит иностранным лицам из недружественных государств, в течение пяти дней может отказаться от внешнего управления, возобновить деятельность или продать свою долю. Однако после этого срока суд на три месяца назначает временную администрацию, по его окончании акции новой организации выставляются на торги, а старая ликвидируется. Покупатель новой организации обязуется сохранить не менее 2/3 трудового коллектива и не менее года продолжать деятельность прежней организации.

Как видим, ни о какой «национализации» предприятий речи не идет, поскольку данные компании не передаются в собственность государства, а меняют собственника в связи с тем, что предыдущий фактически прекратил деятельность на территории нашей страны.

С идеей национализировать имущество ушедших из нашей страны компаний 7 марта выступила «Единая Россия». В партии отметили, что подобная мера позволит предупредить банкротство и сохранить рабочие места. 9 марта правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила второй пакет мер поддержки экономики России в условиях санкций. Документ предусматривает, в том числе, первый шаг к национализации имущества иностранных компаний. Под процедуру уже в ближайшее время может попасть порядка 60 юрлиц. Впрочем, у собственников будет пять дней, чтобы одуматься и возобновить работу в России.