Владимир Потанин: "Конфискация иностранных фирм в России вернет нас на 100 лет назад"

На модерации Отложенный

Уже введенные и планируемые ограничения, вызванные ситуацией вокруг Украины, сильно влияют на глобальную экономику. Президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия не собирается ни от кого закрываться и готова работать с теми иностранными партнерами, кто этого хочет.

"Мы сами ни от кого не собираемся закрываться. Мы открыты для работы со всеми нашими иностранными партнерами, которые этого хотят", - сказал Путин в ходе совещания с членами правительства РФ в четверг.

Глава государства потребовал защиты прав тех иностранных инвесторов, которые не собираются покидать Россию. "Права тех наших иностранных инвесторов и коллег, которые остаются и работают в России, должны быть надежно защищены. Я прошу правительство не упускать это из виду", - отметил Путин.

По его словам, по-другому следует относиться к тем компаниям, которые решили закрыть свою деятельность в России.

"Те, кто собирается закрывать свои производства, здесь нужно действовать решительно, и ни в коем случае не допускать какого-то ущерба для локальных российских поставщиков комплектующих материалов. Нужно, как и предложил глава правительства, вводить внешнее управление и передавать потом эти предприятия тем, кто работать хочет", - подчеркнул президент.

По его словам, "инструментов легальных, рыночных достаточно, никакого произвола нет необходимости допускать".

Позииция Путина оказалась созвучна крупному бизнесу России. Так, глава "Интерроса" Владимир Потанин сделал заявление в ТГ-канале "Норильского никеля":

"Считаю очень важным, чтобы в нынешней ситуации ответные экономические меры России были выверенными, прагматичными и не привели к дополнительным трудностям для отечественной экономики. На фоне во многом иррациональных и даже истеричных событий на мировых рынках мы должны выглядеть солидно и хладнокровно, и наши усилия должны быть направлены не на то, чтобы «хлопнуть дверью», а на сохранение экономических позиций России на тех рынках, которые мы так долго осваивали.

 

Это касается, к примеру, вопросов экспорта российской продукции. Не секрет, что многие государства используют санкции в том числе как инструмент в конкурентной борьбе. Было бы неправильно, если бы Россия своими действиями способствовала достижению ими этих целей. Напротив — если нас «выдавливают» с рынков, то мы должны стараться удержаться на них, а не добровольно отказываться от своего участия."

По мнению Потанина, следует очень осторожно подходить к такому вопросу, как конфискация предприятий тех фирм, которые объявили об уходе с российского рынка. Во-первых, это вернет нас на сто лет назад, в 1917 год, и последствия такого шага — глобальное недоверие к России со стороны инвесторов — мы будем испытывать много десятилетий.

Владимир Потанин не исключил варианта, что иностранные компании, сделавшие заявления об уходе из России, вернутся в страну, как только позволит политическая ситуация в их странах. Поэтому не следует сжигать все мосты.

"Случаи национализации — то есть выкупа предприятий у владельца и последующее обращение их в государственную собственность — в новейшей истории известны. - пишет Потанин. - Это более цивилизованный подход, который, как правило, применяется для реструктуризации целых отраслей, часто с последующей приватизацией. Поэтому не уверен, насколько сегодня целесообразно говорить о национализации активов зарубежных компаний.

Куда более адекватной мерой мне кажется предложение Минэкономразвития — ввести внешнее управление на таких предприятиях. Это позволит владельцам сохранить собственность, а компаниям — избежать развала, продолжать выпускать продукцию и платить деньги работникам.

Я понимаю, что в свете направленных против России экономических ограничений может возникнуть вполне понятное желание поступить симметрично. Но на примере западных стран мы видим, что от введения санкций против России страдает экономика этих же стран. Мы должны быть мудрее и избегать такого сценария, когда ответные санкции ударят по нам самим."