Михаил Хазин: Железный занавес для России? Не смешите меня

На модерации Отложенный

На фоне продолжающейся спецоперации на Украине Запад не оставляет попыток задушить Россию ограничительными мерами. По числу санкций, в том числе против физических и юридических лиц, Россия уже обогнала Иран, Сирию и КНДР. Но есть ли толк? Ответ ищем вместе с Михаилом Хазиным.

России объявили "финансовую ядерную войну", пишет агентство Bloomberg. В отношении нашей страны вводятся не только экономические и финансовые, но и технологические санкции. Евросоюзом подготовлены несколько пакетов ограничительных мер, в рамках которых предполагается запретить экспорт морских технологий в Россию.

Мы набрались смелости и меняем систему координат

Тон задаёт Вашингтон, выстраивая на свой лад геополитический расклад в мире, испугавшись спецоперации России на Украине. А Европа покорно исполняет указания, прилетевшие из-за океана. О роли США говорил и глава МИД России Сергей Лавров:

Когда США объявляли, что это угроза их нацбезопасности, вы кто-нибудь задали вопрос: а с какой стати за 10 тыс. км Соединённые Штаты решили наводить порядок? Нет, вам это в голову не пришло, потому что это великодержавие такое, высокомерное. А когда Россия говорит: "Вот она, угроза для нас", нам объясняют: "Да никакой угрозы нет. Вы в безопасности". Мы сами будем определять условия, которые необходимы для нашей безопасности, когда это находится вплотную к российским границам <…> Решение по Украине – вынужденное, потому что нас не слышали и врали нам на протяжении последних 30 лет.

Эту тему в программе "Царьград. Главное" обозреватель Юрий Пронько обсудил с экономистом Михаилом Хазиным.

Юрий Пронько: Получается, что мы наконец-то набрались смелости и решили изменить ту систему координат, которая сложилась 30 лет назад, но США с нами не согласны и продолжают поддерживать этих персонажей в Киеве?

Михаил Хазин: США уже объяснили, что как только стрельба закончится, они вернутся к вопросу о санкциях и даже могут их отменить. Это первое обстоятельство.

Второе обстоятельство, которое нам нужно понимать – и это тоже важная вещь:  распад всей этой системы процесс абсолютно объективный. И вопрос сейчас состоит в том, что ему надо соответствовать. Россия сегодня этому процессу соответствует. Значит, у нас на следующем этапе будет несколько великих держав, у каждой из которых будет своя валютная зона, и в своей зоне ответственности Россия обязана наводить порядок.

Украина, безусловно, входит в зону ответственности России. Там порядка нет, с нашей точки зрения. Ещё 9 мая президент России Владимир Путин сказал на Красной площади, что в своей зоне ответственности Россия правила игры будет определять сама. В силу того, что это происходило в рамках подготовки встречи с президентом США Джо Байденом в Женеве и встреча состоялась, это предложение было принято.

– Если было принято, что же они сейчас истерят?

– Это такая у них привычка. Я вообще склонен считать, что всё дело тут в политике Евросоюза. Это у американских политиков худо-бедно, но есть какое-то представление об ответственности за принимаемые решения.

У европейских политиков, которые меняются раз в 10 лет, чувство ответственности полностью утрачено. Руководители Евросоюза вообще живут в какой-то своей виртуальной реальности. А сейчас их "завели", и они, совершая резкие движения, очень подставляются.

Хазин

ЭКОНОМИСТ МИХАИЛ ХАЗИН. ФОТО: ТЕЛЕКАНАЛ ЦАРЬГРАД

– Но завели-то их американцы, преследуя собственные интересы.

– Нет, завела их эта либеральная модель. Они и кричат-то потому, что не согласны с её разрушением, ведь они в этой модели живут. Поэтому они плачут и говорят: верните обратно наш либеральный мир, в котором мы были чистые, умные, красивые и безответственные.

А им вместо этого говорят: ребята, из-за вас совершаются кровавые преступления, 8 лет стреляют в Донбассе, бомбят Югославию и так далее. И вы несёте за это ответственность. Они говорят: нет, это другое.

Я уже не говорю про фашистскую идеологию, которая пустила крепкие корни в Евросоюзе. И то, что они не хотят брать на себя ответственность, видно по тому, насколько жёстко они борются с любыми попытками дать альтернативную информацию – они закрывают телевизионные каналы, закрывают радиоканалы.

– Более того, недавно были возбуждены уголовные дела за поддержку России. Это уже тоже становится реальностью.

– Это уже охота на ведьм. На самом деле, они возрождают фашизм в чистом виде.

Две стороны оппонируют, выигрывает третья? Не всегда!

– Но обвиняют при этом нас.

 Отдельная тема – экономический ущерб Европе, странам ЕС от санкций. Есть разные экспертные оценки, что Европа теряет 3 евро на каждый 1 евро, потерянный Россией. И даже там звучат порой здравые мысли из уст европейских политиков. Вот что сказал депутат ЕП от Словакии Милан Угрик:

Где были международные санкции, когда США убили 200 тысяч гражданского населения в Ираке? Где были ваши резолюции, когда США выступали против международного права и бомбили Югославию, Ливию и Сирию? Где была Европа, когда украинские наёмники убивали детей в Донбассе или жгли мирных людей в Одессе? То, что происходит сейчас на Украине, – это ужасно. Это необходимо прекратить, но некоторые из вас, коллеги, игнорировали войны только из-за того, что их ведёт Америка.

Венгерский премьер Виктор Орбан также заявил, что русские не получили гарантий национальной безопасности дипломатическим путём, в итоге получают их в ходе спецоперации.

В Европе понимают, что в этой ситуации выигрывают третьи страны, будь то США или Китай. Действительно, когда две стороны оппонируют друг другу, третья выигрывает?

– Я бы не так сказал. У нас самые оптимальные условия, потому что наша экономика недоинвестирована и недомонетизирована, и в этом смысле у нас есть все шансы. Кроме того, у нас довольно большой импорт. Так что, если мы станем заниматься настоящим импортозамещением, а не фикцией, как это было с 2014 года, то у нас есть все шансы на серьёзный успех.  

Говорите, железный занавес для России? Не смешите меня. На нас ведёт атаку англосаксонский мир со своими сателлитами, а это – меньше 30% от всего человечества. На нашей стороне Индия, Китай, Иран, Бразилия, Египет.

– Но на них тоже давят. Недавно появились сообщения о том, что два крупнейших китайских банка отказывают тем, кто желает приобрести российские товары. На Индию тоже давят серьёзно в силу связей между Лондом и Дели. Вы считаете, они не дрогнут?

– Отказывают те китайские банки, которые ориентированы на мировую финансовую систему. Другие не отказывают. У нас тоже так было, когда ряд банков выходили на мировую арену, а другие и валютной лицензии даже не имели.

– У нас и сейчас есть банки под санкциями, а есть – которые не под санкциями.

– Обратите внимание, кстати, арабский мир тоже, скорее, нас поддерживает. То есть тот же арабский мир очень хорошо понимает, что происходит, и считает, что мы в своём праве.

– Сейчас кое-кто пугает, что мы возвращаемся в пещерный век, будем на телегах ездить, машины нам обрубают, поставки обрубают, заводы останавливаются, самолёты обрубают, торговые сети уходят, торговые центры будут пустеть, никого не останется. Что вы скажете по этому поводу?

– Давайте накроемся белой простынёй и будем медленно ползти по направлению к кладбищу.

– Но повыть-то, поистерить-то хочется.

– Если за это платят – почему бы нет? Но на примере компании Apple я могу сказать: о том, какими будут реальные санкции, имеет смысл говорить только через 2-3 месяца. Потому что через неделю-полторы закончится основная стрельба на Украине, ещё месяц-полтора там будет всё утрясаться. Да и США на это же довольно прозрачно намекали.

Но мы пока не знаем, что будет после окончания Паралимпиады. А вдруг Китай возьмёт Тайвань? Тогда в мире всё будет ещё более живенько. И часть китайского общества ждёт, что Си Цзиньпин это сделает перед съездом, иначе его многие не поймут. И что, тогда санкции уже против Китая? Тут можно только посмеяться.

Я не знаю, как именно будут происходить события. Но они происходить будут.

– Почему можно посмеяться над санкциями против Китая?

– Потому что ввести их США могут. Но это будет сразу означать катастрофу для самой Америки. То есть объявить санкции Пекину они не могут. А объявить санкции России и в абсолютно симметричной ситуации не объявить Китаю – это по-китайски означает потерять лицо.

– А вы не ожидаете силового столкновения Штатов и Китая вокруг тайваньского вопроса?

– А что там говорил председатель объединённого комитета начальников штабов США генерал Марк Милли минувшей осенью? Что они не собираются воевать ни с армией России, не с армией Китая, потому что это невозможно. И вообще, добавлял Милли, "великие державы решают свои вопросы дипломатическим путём, а не военным".