Бовт о санкциях

На модерации Отложенный

Политолог уверен, что возможна цепная реакция у многих стран и компаний, которые перестанут покупать российские товары исходя из политических, а не экономических соображений, во вред самим же себе

Фото: БелТА/ТАСС

США отказываются от российской нефти и газа. О запрете на импорт официально объявил Джо Байден. Перспективы таких же ограничений Штаты обсуждают с Европой.

Президент Путин после объявления новых санкций подписал указ о применении специальных экономических мер для обеспечения безопасности РФ.

А чуть раньше во вторник громкие политические заявления о перспективах переговоров с Россией сделал президент Украины Владимир Зеленский. Все это Business FM обсудила с политологом Георгием Бовтом. Начали с санкций:

— Сейчас мы имеем дело с весьма интересным и прискорбным эффектом, когда экономические соображения отступают на задний план, а на первый план выходит политика, враждебная политика. США уже не считаются с какими-то потерями, они не так велики для Америки, нефть составляла 3% импорта и где-то до 8% доходил импорт нефтепродуктов. Они, конечно, легко без этого обойдутся. Но дело в том, что запускается механизм так называемой cancel culture, который был весьма успешно отработан в разных социально-политических кампаниях, MeToo, Black Lives Matter. Когда действуют не столько формально введенные ограничения, сколько цепная реакция так называемого общественного мнения. В данном случае, корпоративного общественного мнения. И поэтому не дожидаясь никаких формальных санкций компания Шелл, имеющая довольно обширные связи с Россией и миллиардные обороты, говорит о том, что ей стыдно покупать российскую нефть. И она постарается от нее побыстрее избавиться. То же самое делает ВР, которая недавно имела долю с Роснефтью. Эта цепная реакция может охватить другие корпорации, не только американские. В первую очередь, европейские. Фактически американская администрация дает понять всему миру — вы там смотрите конечно, как вы будете себя дальше вести, но учитывайте, что репутация нынче часть общей стоимости бизнеса, его капитализации. Если про вас будут говорить, что вы активно сотрудничаете с этими агрессивным русскими, то ваша капитализация может сильно упасть. Поэтому Европа сейчас будет как полоумная нестись к поставленной цели сократить на две трети энергопотребление источниками из России до конца года, не считаясь ни с какими потерями. До тех пор пока там не начнутся массовые волнения и протесты в связи с тем, что цены на коммунальные услуги выросли в несколько раз, они будут продолжать это делать.

— Кстати, министр Новак сегодня уже не исключил того, что мы в ответ можем закрыть Северный поток-1, но сказал, что это обоюдоострый механизм, но тем не менее, впервые было об этом заявлено. Последний указ президента о специальных экономических мерах для обеспечения безопасности России -- в этом году президент поручил обеспечить запрет на вывоз и ввоз в Россию продукции и сырья по перечням, которые определит Кабмин, и список стран, которым это будет запрещено. О чем может идти речь — что могут запретить ввозить и вывозить из России?

— Видимо, еще не решили, что конкретно. Все, что угодно могут запретить, у нас тоже ведь пошла такая рубка, что мы не считаемся ни с какими экономическими потерями, поскольку дело зашло очень далеко. Если мы сейчас отступим, то оно зайдет гораздо дальше, чем нам бы хотелось и виделось в самом кошмарном сне. Такое представление, во всяком случае, бытует наверху. Правы они или не правы, рассудит история. Тем не менее, это, похоже, так. Запретить можно все, что угодно — от титана до никеля или палладия. Уголь легко — скажут — покупайте в Донбассе уголь теперь, а мы вам не будем поставлять.

— Владимир Зеленский заявил сегодня, что охладел к планам по вступлению в НАТО и готов к неким компромиссам с Россией по Крыму, ДНР, ЛНР. Как относиться к таким заявлениям?

— Владимир Зеленский, если можно так выразиться, блестяще для его положения с его позиций играет свою роль и делает много артистически противоречивых заявлений. Сегодня он говорит одно, завтра другое, а послезавтра будет говорить третье. Эти заявления все время корректируются в зависимости от оперативной связи с западными лидерами, а также с ориентацией на то, что происходит на поле боя. Пока за этими заявлениями не последовало никакой готовности оформить их или хотя бы начать переговоры по тому, чтобы их оформить юридически. Они местные выборы в Донбассе не могли восемь лет провести, вернее, не хотели. То есть хотели, но по своим правилам. И это будет та же самая песня, довольно протяжная, которую можно использовать для того, чтобы как-то замедлить военную операцию российской армии, но это все не годится пока для того, чтобы оформлять в виде юридических соглашений.

Байден уже предупредил граждан США, что ограничение неминуемо ударит и по американцам, и отказ от российской нефти приведет к повышению стоимости бензина.