Перед Кремлем стоят две взаимоисключающие задачи

На модерации Отложенный

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Если у кого-то еще остались силы заниматься трезвым анализом, то вот вам.
Я в течение недели общался с представителями самых разных социальных групп, стараясь сделать свою микровыборку максимально репрезентативной, и по итогам прихожу к выводу, что нынешнее ощущение радикализации российского общества связано в первую очередь не столько с пересмотром своих позиций умеренными сторонниками той или иной точки зрения, сколько с резким вовлечением в политику тех, кто раньше ею не интересовался и кого в общественной дискуссии попросту не было.

Кризис привел к резкой политизации общества, вот прежде молчавший народ и пошел высказываться, кто во что горазд. Ну а поскольку собственных мыслей у этих людей немного, да и навыков критического анализа поступающей информации тоже нет, свое вдохновение они черпают из ближайшего доступного им источника — новостей Первого канала.

К тому же люди понимают, что речь идет о «святая святых» — о внешней политике — теме, которая без преувеличения является для Путина сакральной. Поэтому в подкорке у каждого сидит, что здесь с ним лучше соглашаться, фронды в этой части он не потерпит. Здесь выступить против способны только очень политизированные граждане — люди, имеющие устойчивый интерес к политике и давно сформировавшуюся точку зрения.

У аполитичной же публики нет таких убеждений, ради которых стоит лезть на рожон.

Можно предположить, что по мере привыкания к новой ситуации указанная группа постепенно начнет терять интерес к политике, вновь погружаясь в быт. Народ там в основном мало зарабатывающий и не имеющий особых сбережений, поэтому борьба за выживание, связанная с ухудшающейся экономикой, будет отнимать у него все больше времени и сил. В результате, несмотря на все усилия кремлевской пропаганды, произойдет некоторая деэскалация дискуссии.

В этой связи перед Кремлем сейчас стоят две взаимоисключающие задачи. С одной стороны, надо удерживать своих сторонников в политическом поле и для этого постоянно повышать градус, с другой — надо постараться не дать экономике умереть окончательно, а для этого градус надо снижать, потому что кипящие страсти могут простимулировать что угодно, кроме нормального инвестиционного процесса. Первая задача — краткосрочная; вторая — более длинная. Опыт говорит, что обычно Кремль предпочитает решать первые, игнорируя вторые. Тем не менее обнародованные планы по снижению административного давления на бизнес и прочие меры поддержки предпринимателей говорят о том, что и вторую задачу сейчас там тоже держат в уме. Власти понимают: для того, чтобы холодильник окончательно не возобладал над телевизором, он не должен опустеть окончательно…