Опять нам обещают удвоение!



Во вторник, по-моему, на канале РБК, ведущий сказал:

«Росприроднадзор и «Норникель» ПОД НЕПОСРЕДСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ ПУТИНА заключили соглашение…».

Это иногда называют «оговорка по Фрейду». Как, однако, тонко получилось!

Но это ладно, это меня позабавило. А вот выступление Путина о задачах на ближайшее десятилетие, которое можно было видеть в среду по всем каналам, оно меня расстроило. Сильно расстроило.

Оказывается, то, что меня расстроило, говорилось раньше, – в Сети полно сообщений об этом, датированных 20 апреля. Тогда премьер выступал перед Госдумой. Тот раз я пропустил – наверное, был сильно занят сборами в отпуск.

А теперь Путин выступал в Женеве, на 100-й сессии Международной конференции труда. И говорил о стратегии развития России до 2020 года.

Мама дорогая! Чего мы достигнем через 9 лет!

Средняя зарплата вырастет почти в два раза, с 19 с чем-то до 35 тыс. рублей. Для этого мы поднимем в два раза производительность труда, а в высокотехнологических сферах экономики – ещё более того, в 3-4 раза. Будет создано 25 млн высокотехнологичных, высокооплачиваемых рабочих мест. Кроме зарплат, будут расти социальные гарантии, то есть выплаты и льготы.

Я, ребята, хорошо помню брежневские времена. Помню, как мы хихикали над отчётными докладами Генерального секретаря съездам партии. Там, кроме отчёта, были планы на следующую пятилетку. «Довести производство электроэнергии до 330 млрд Квт*ч (цифры произвольные, не в них дело)… ежегодный сбор зерновых до 280 млн т… поднять производительность труда в тяжёлой промышленности на 19%, в лёгкой – на 23%...».

Цифры были примерно такие, я имею ввиду приросты за 5 лет. Заметьте, двумя разами за две пятилетки и не пахнет. Тем не менее мы хихикали: ага, сказать-то ещё не то можно…

Нынешнее руководство процентами не заморачивается, меряет в разах. Это несколько смущает: не крутенько ли? Но разы – это не главное.

Главное – на съездах выступал глава централизованной экономики, плановой и командной, и всеми средствами производства в этой экономике распоряжался, в конечном итоге, этот глава.

Не подумайте, что я защищаю социалистическую модель производства; у меня к ней масса принципиальных претензий. И я не утверждаю, что плановые цифры достигались. Я сейчас не об этом.

Я сравниваю, на каком базисе строят свои программы, свои обещания тот глава и этот.
Брежнев, повторю, через структуры Совмина прямо руководил каждым предприятием огромной страны. Если он говорил, что мы что-то модернизируем, скажем, Новолипецкий комбинат, это означало вот что:

1. В план какому-нибудь НИИ чёрной металлургии включалась разработка проекта модернизации, а какому-нибудь Новокраматорскому заводу тяжёлого машиностроения – выпуск оборудования для Новолипецкого комбината.

2. НИИчермету и Новокраматорскому заводу выделялись деньги на эти работы.

3. Новолипецкому комбинату включались в план получение, установка и ввод в действие оборудования, изготовленного новокраматорцами.

4 . Ему давались деньги на реконструкцию старых и строительство новых цехов, а под это – лимиты на цемент, прокат и всё такое прочее. То есть соответствующие предприятия обязывались произвести и поставить всё это в Новолипецк.

5. Составлялись планы для производителей стройматериалов, строителей, железнодорожников и пр., и под эти планы давались деньги.

6. В нескольких ПТУ начинали учить работе на новом оборудовании.

7. В план предприятиям-потребителям Новолипецкого комбината включалось, грубо говоря, потребление его модернизированной продукции, и под это тоже давались деньги. То есть Новолипецк имел гарантированный спрос.

8. Всем причастным структурам министерств и ведомств поручалось взять всё это на контроль.

И тоже самое проводилось ещё по партийной линии, по разного уровня парткомам.

Ещё раз говорю: я не утверждаю, что эта система работала эффективно! Все мы знаем, что чаще всего она работала как раз неэффективно. 

Но что я хочу подчеркнуть: было хотя бы понятно, почему и как она должна работать. Были этапы, сроки, средства и люди, которые несли за все эти дела персональную ответственность.

А сегодня – вам понятно, почему это громадьё планов будет выполнено? С какого перепугу модернизация вдруг пойдёт, да как! так, чтобы в два раза за 9 лет! А кое-где и в четыре! Вы видите такие механизмы, хотя бы неэффективные? А если кто видит, то – почему ж они до сих пор не работали? Почему вдруг возьмут и заработают прямо с III квартала сего года?

Потому, что они, вишь ли, стратегию пишут? Так ведь написать можно… эх!

Ещё вопрос, этакого морального свойства. Всего-то лет пять назад тот же человек декларировал удвоение ВВП за 10 лет. Неужели забыл?! А мы помним… Невольно напрашивается мысль: тогда на кризис списали, теперь тоже что-нибудь придумают? А может – о, страшная догадка! – это он новый кризис накликивает?!

В общем, ребята, жуть какая-то. Всего-то 10 лет так называемой стабильности, и вот мы слышим обещания покруче, чем обещал несчастный, осмеянный, застойный Брежнев. При том, повторю, что у Брежнева были сплошь одни подчинённые, которыми он мог командовать, – а что у Путина? 12 магнатских кланов? Малый бизнес, который не могут перестать душить с самой перестройки? Чиновники, для которых вертикаль власти давно и прочно стала транспортёром, подающим материал для пиления – и больше ничем?!

Неужели весь смысл этого – первые выстрелы предвыборных битв? Тогда это чрезмерно цинично и, простите, изрядно глупо. Цинично потому, что нам в очередной раз показывают морковку, которая уже столько лет болтается перед носом, ни на сантиметр к нему не приближаясь. Глупо потому, что – неужели можно подумать, что кто-то на это поведётся?

***


Нельзя так. Вдруг я всё-таки неправ? Вдруг наконец-то придумали что-то такое, что действительно дёрнет страну вперёд? Было же японское чудо, а немецкое чудо было аж два раза. Вдруг в эту стратегию заложили такую систему законов, стимулов и взаимосвязей, которая заставит магнатов захотеть модернизироваться, а малому бизнесу даст возможность развиваться на ниве всякого венчура и инноваций? 

В это я ещё могу поверить, точнее, присвоить ненулевую вероятность. А только что делать с вертикалью?

Гаишники, преподаватели, врачи, берущие наши сотенные и тысячные, – это, конечно, плохо. Но это пустяки! Для нас это беда и гадство, для страны, для державы – мелочь.

Вот те, кто делает стоимость дорог в 10 раз больше, чем в Финляндии – это же не дорожники делают, им и двукратного превышения хватит! Вот эти ребята из департаментов, которые платят за партию томографов из бюджета своего города втрое и две части берут себе – вот это смертельно.

Именно – смертельно!

И пока я не вижу, чтобы нащупывался какой-нибудь выход.

***


Чёрт, опять кончил заупокой. Ну, что ж, видать, иначе не получится…

Владимир Мейлицев, bwana.ru