Нервы у многих на пределе, крупой и макаронами запаслись, теперь можно подумать, как бы денги сохранить. И тут как тут — звонок с предложением «спасти деньги от санкций». Предлагают якобы перевести свои средства на некий «безопасный счет». Но деньги — свои, а счет… вообще-то чужой. Однако не все об этом могут здраво рассудить закипающими мозгами. Поэтому в такой непростой обстановке лучше всего прекратить общение с незнакомцами — вне зависимости от того, кем они представляются.
В эти тревожные дни произошел всплеск мошенничеств, в общем-то, по старой схеме, которая неожиданно заработала по-новому, пишут «Известия». Раньше говорили, что деньги с карточки прямо сейчас переводит на другой счет некий «Иван Петров из русской глубинки», а сейчас трындят про Запад, который ввел санкции против наших банков. Преступники всего лишь подстраиваются под актуальную информационную повестку, разьясняют в Центробанке. Такие сообщения могут поступать как по телефону, так и распространяться в социальных сетях.
Генеральный директор Национального фонда защиты потребителей Александр Калинин считает, что борьба с такого рода мошенничествами — это функция государства:
— Надо иметь в виду, что размещение любого вклада или депозита — это, в условиях рыночной экономики — риск. Всегда появляются желающие залезть в «наш кошелек», в данном случае на банковскую карточку под тем или иным поводом. Удивляться тут нечему — так было, есть и будет. Правоохранители должны просто четко выполнять свои обязанности.
С точки зрения финансовых, кредитных, инвестиционных и прочих услуг, наши банки работают масштабно. Финансовые учреждения услугу оказывают, потребители ее выбирают — имеют право и возможность выбора. Захотят — выберут ВТБ, захотят N-ский банк — исходя из своих вкусов, предпочтений и возможностей, закон позволяет. Банков у нас пока еще много, сотни.
Помимо права выбора — класть деньги в «Сбербанк» или «Газпромбанк» — банки предоставляют достаточно полную информацию о себе и своих услугах, это второе. Хотя некоторые хитрят, что-то пишут мелким шрифтом, но в целом потребитель, совершающий финансовые сделки, информирован.
В-третьих, безопасность банковских услуг с каждым годом растет. Центральный банк контролирует их качество, это заметно. В случае чего, отзывает у банков лицензии. И четвертое: потребитель, если что-то случилось, может воспользоваться своим правом и гарантированно возвратить до 1,4 млн., чтобы с банком не случилось. Государство, через определенные структуры, обеспечивает потребителя этой возможностью. Если на счету больше 1, 4 млн, например, миллионов пять, то это другое дело.
Ловить мошенников — это уже работа полиции или других структур, в зависимости от того, кто и по какому поводу мошенничает, например, находясь в Нигерии или Анголе. Недавно вместе с компетентными органами, мы разбирались с компьютерным вирусом, которые появился на сайтах ряда министерств и ведомств, в том числе и у нас в фонде. Он парализовал работу компьютерной системы. Выяснилось, что есть два адреса рассылки: один в Кемерово, другой в Киеве. Там их сложно достать. Мы наладили нормальную работу всех систем, что оказалось непросто.
В полиции и ФСБ созданы специализированные подразделения. Например, управление «К» — по контрразведывательному обеспечению кредитно-финансовой системы, и управление «П» — «потребительский рынок» в МВД.
Сейчас злоумышленники запугивают своих потенциальных жертв сообщениями о специальной военной операции на Украине и якобы угрозе счетам в связи с введением санкций против России. Мошенники обещают помочь спасти частные средства, после отключения страны от системы международных переводов SWIFT. В реальности же они предлагают доверчивым людям перевести свои кровные на подставные счета.
Поэтому следует сохранять спокойствие, быть настороже. Не нужно вестись на такого рода лживые посулы. Да, обстановка в мире тревожная. США и Великобритания ввели ограничения для российских финансовых организаций, например, для «Альфа-банка», «Внешторгбанка», «Промсвязьбанка, банка «Открытие», «Совкомбанка», «Новикомбанка», «Газпромбанка», «Россельхозбанка», «Московского кредитного банка» и «Сбера».
Приложения некоторых из них исчезли из Apple Store и Google Pay. Клиенты не смогут использовать карты Visa и MasterCard за рубежом. Евросоюз объявил, что некоторые российские банки, попавшие под санкции, будут отключены от международной системы платежей, однако конкретные названия кредитных организаций еще не названы.
На территории нашей страны пластиковые карты любых платежных систем, выпущенные всеми банками, продолжат нормально работать, уверяют в Банке России. Но уже невозможно сделать покупку в магазине с помощью смартфона, или оплатить покупки в зарубежных интернет-магазинах. Могут возникнуть затруднения при попытке расплатиться картой в магазине или транспорте. Но сами средства на счетах клиентов в банках — в полной сохранности и доступны. Финансовые учреждения только-только развернули посредничество в сделках между продавцами и покупателями, принимая платежи по картам и смартфонам, и вот попали под санкции.
Управляющий партнер АКГ «Эксперт разведка» София Иевенко считает, что если говорить о проблеме в целом, то стоит взглянуть на нее более масштабно:
— По какой причине сайты, с которых совершаются фишинговые атаки, не блокируются со стороны специализированных госструктур, в частности, находящихся под Министерством развития, связи и массовых коммуникаций, Роскомнадзора и др. И о динамике роста числа — почему имеется даже точная статистика?
Хочется все-таки верить, что кибербезопасность со стороны государства может и будет состоять не только в огораживании наших умов от «непопулярных» высказываний, но и в защите личного благосостояния. Те, кто, например, пробовал попасть на сайт визовых центров в Москве, сайтов ГИБДД, Роспотребнадзора и т. п. могли заметить, что найти оригинальный сайт — не так-то просто. Стоит немалого труда, подкрепленного бытовой смекалкой и жизненным опытом, чтобы пробраться через дебри сайтов компаний-посредников, попав на которые обывателю сложно понять, что это вовсе не официальный сайт той организации, наименование которой он ввел в поисковом запросе.
Возникают и другие вопросы, связанные с причинами, по которым, во-первых, к посредникам не предъявляется требование о четком информировании пользователей о своей посреднической роли, а во-вторых — отсутствие ответственности поисковых систем, которые за официальную плату «поднимают» в результатах поиска сайты непонятных посредников. При этом вытесняются с первых страниц оригинальные сайты искомых организаций и благонадежных компаний. В результате, мы имеем еще один пример того, что обсуждаются не причины (то есть созданные условия и возможности для совершения мошенничества), а одно из частных следствий проблемы — одна из многочисленных категорий мошенничества…
Многие уже заранее сняли наличные и расплачиваются по-старинке: бумажными купюрами и медяками. То же можно делать при поездках за границу. Валютные переводы в другие страны, увы, в некоторых банках невозможны. В остальном их работа продолжается в обычном порядке, разве что процентные ставки при кредитовании клиентов могут пересмотреть, а приложения и интернет-версии работают, кроме переводов за рубеж.
Опять приходится напоминать про «социальную инженерию» — психологическое манипулирование людьми для совершения каких-либо действий или разглашения конфиденциальной информации. Мошенники используют прием «полуправды»: берут реальный инфоповод и перемешивают его с ложью. Так у людей появляется доверие к злоумышленникам и вырастают опасения за сохранность своих кровно заработанных.
Некоторые мошенники предлагают участвовать в сборах денег на гуманитарные проекты. Некая псевдо-организация обещает переводить по одному центу за репост какой-нибудь новости в социальных сетях. Это похлеще того, что предлагал Остап Бендер, собирая деньги на ремонт Пятигорского «Провала», чтобы не очень проваливался.
Схема обмана с переводом денег на подставной «безопасный» счет используется уже давно, будучи одной из первых, которой воспользовались «социальные инженеры». А поводы разные. Увы, часто граждане самостоятельно подтверждают перевод денег на чужой счет. Доказать, что перечисление было сделано под «цыганским гипнозом», невозможно, а значит шанса вернуть деньги, в случае их исчезновения, практически нет.
Юрий Енцов
Комментарии