Как мы воспитываем своих детей

На модерации Отложенный

  Я думаю, не открою Америку, если скажу, что ребенка воспитывает в основном атмосфера, царящая в семье, так называемый дух семьи, а потом уже нравоучения родителей, которые предназначены лишь «причесать» и «сгладить шероховатости» самобытной натуры ребенка. Но по большому счету дети еще в утробе матери получают свое личное Я, свою неповторимую данность, которая остается у них на всю их дальнейшую жизнь. Доказательством этому служат многочисленные факты, когда в неблагополучных семьях вырастают гениальные дети и, наоборот, в благополучных – никчемные подонки.

В народе это явление давно подмечено и гласит : каким уродился, таким и будет.

  Коль скоро это так и наши сугубо воспитательные меры являются чем-то второстепенным, то во весь рост, как говорится, встает вопрос о личном образе жизни родителей. За родителями всегда наблюдают внимательные детские глаза : что папа с мамой едят и пьют, о чем говорят, что смотрят, как вообще ведут себя в жизни. И вот в этой ситуации – когда, с одной стороны, родители должны быть требовательными к себе, а с другой иметь смелость не мешать ребенку всяческими запретами развиваться как самобытной личности – выходит на первый план вопрос мировоззрения родителей. Как метко заметил один мыслитель, «воспитатель обязан, как хороший полицейский, смотреть чтоб снаружи все шло своим чередом, но в дом не входить пока не позовут». Но как же мы можем отказать от запретов, как можем позволять все ребенку ? А вдруг что-то случится ? Как бы чего не вышло…И здесь мы неизбежно сталкиваемся с проблемой ипохондрии, болезненного самовнушения, проще говоря с нашей мнительностью, а еще проще с нашим пресловутым «а вдруг».

  Когда ребенок просит нас куда-то отпустить его с товарищем, у нас в голове тут же включается «а вдруг что-то случится» и мы запрещаем. Наши запреты в конце концов ни к чему хорошему не приведут, а лишь заставят ребенка быть изворотливым и лживым в достижении своей цели. Он все равно будет поступать в соответствии с велениями своего Я. Но зато мы удовлетворим свое чисто эгоистическое чувство, избавим себя от неприятных переживаний. И вот парадокс : беспокоясь о ребенке, допуская, что с ним может случиться беда, мы этим своим допущением призываем беду на его голову. Cомневаясь, что все будет хорошо, мы тем самым притягиваем несчастье. Сомнение, неверие – это в сущности и есть несчастье. И это наше житейское неверие есть всего лишь частный случай нашего общего неверия в Бога. В наших периодически приключающихся бедах виноваты не обстоятельства, и не слепые силы природы, а мы сами.

Это как в случае с Берлиозом и Аннушкой, разлившей масло : кто виноват ?... Правильно, трамвай.

  Самовнушение, мнительность, по моему глубокому убеждению, - это проблема номер один в обществе. Давно уже всеми понято, что мы в подавляющем большинстве житейских ситуаций реагируем не на объективный мир, а на свои субъективные представления о нем. С мнительностью тесно связана такая широко распространенная проблема как неадекватное восприятие. Например, ведя с кем-либо диалог, мы думаем сказать что-то одно, с нашего языка слетает нечто несколько иное, а до собеседника доходит совсем уж третье. Причина тому – наш несовершенный словарный запас : ведь мы же не гении словесности вроде Пушкина или Толстого. Но хотя бы помнить об этом надо и всегда быть начеку ?... Дальше со стороны собеседника все происходит точно так же. Заканчивается такой диалог ссорой, которая обусловлена не тем что мы плохие люди, а тем что мы элементарно друг друга не поняли. Львиная доля недоразумений между людьми происходит по причине их мнительности и неадекватного восприятия. Как же этого избежать ?... Взять за правило ставить себя на место собеседника и при разговоре мгновенно «прокручивать» в голове : а как бы я, будучи на его месте, отреагировал на те или иные мои слова.

  Таким образом, чтоб избавиться от мнительности, надо всемерно повышать свою внутреннюю культуру. А чтобы хорошо воспитывать своих детей, надо быть верующим. Это, конечно, всего лишь схема, но мне кажется эта схема недалека от истины. Кстати, по такой схеме должно происходить воспитание не только внутри семьи как ячейки общества, но и в самом обществе как совокупности ячеек.

  Мне скажут : а что же делать тем, кто не верит ?... Что я на это могу ответить. Пусть становятся верующими. Пусть хорошенько проанализируют это свое чувство неверия и поймут, что в действительности они…верят, верят в то что Бога нет (подлинно не верить может лишь нечто неодушевленное вроде бревна). И правильно верят, потому что в определенном смысле Бога действительно нет ! Православие – единственная в мире религия, которая учит, что Бог и есть и вместе с тем его нет (согласно принципу триединства). Стопроцентным показателем истинности религии является вот что : содержит ли она в самой себе противоположение своего основного положения ? Может ли эта религия контролировать саму себя ? Из всех религий в мире этому требованию отвечает только православие, имеется в виду богословская его сторона.