Самая смелая атака подводной лодки Второй мировой войны

На модерации Отложенный

Командир подводной лодки Гюнтер Прин заслужил прочное место в анналах военно-морской истории за свой дерзкий рейд в Скапа-Флоу.

U-47- немецкая подводная лодка типа VIIB, входившая в состав кригсмарине времён Второй мировой войны. Заложена 25 февраля 1937 года на верфи Friedrich Krupp Germaniawerft в Киле. Спущена на воду 29 октября 1938 года, 17 декабря 1938 года лодка вошла в состав Кригсмарине. С начала Второй мировой войны подводная лодка принимала активное участие в боевых действиях на море, совершила 10 боевых походов. Экипажем лодки уничтожено 30 судов противника суммарным водоизмещением 162 769 брутто-регистровых тонн и британский линейный корабль «Ройял Оук» (водоизмещение 29 150 тонн), а также повреждены ещё 8 судов водоизмещением 62 751 тонна. 
7 марта 1941 года U-47 исчезла в Северной Атлантике южнее Исландии. Обстоятельства её гибели до сих пор неизвестны.

U-47- немецкая подводная лодка типа VIIB, входившая в состав кригсмарине времён Второй мировой войны. Заложена 25 февраля 1937 года на верфи Friedrich Krupp Germaniawerft в Киле. Спущена на воду 29 октября 1938 года, 17 декабря 1938 года лодка вошла в состав Кригсмарине. С начала Второй мировой войны подводная лодка принимала активное участие в боевых действиях на море, совершила 10 боевых походов. Экипажем лодки уничтожено 30 судов противника суммарным водоизмещением 162 769 брутто-регистровых тонн и британский линейный корабль «Ройял Оук» (водоизмещение 29 150 тонн), а также повреждены ещё 8 судов водоизмещением 62 751 тонна. 7 марта 1941 года U-47 исчезла в Северной Атлантике южнее Исландии. Обстоятельства её гибели до сих пор неизвестны.
 

Вечером 13 октября 1939 года у моряков на борту британского линкора HMS Royal Oak не было никаких оснований полагать, что им угрожает что-то, кроме холода и скуки. Великобритания, находилась в состоянии войны с Германией, но линкор был пришвартован вдали от сражений в Скапа-Флоу, базе Королевского военно-морского флота и одной из самых безопасных якорных стоянок в мире. Никто не подозревал, что чуть ниже, в мутной воде, ожидая удара, как волк на охоте, был один из самых смертоносных асов подводников нацистской Германии.

Гюнтер Прин родился в 1908 году в балтийском городе Любек, одном из старейших и самых легендарных морских городов Северной Европы. В то время гордостью Германии был хваленый флот открытого моря кайзера Вильгельма II, и, как и многие немецкие мальчишки, Прин рос, мечтая стать морским офицером. Он старательно копил достаточно денег на случайных заработках, чтобы позволить себе поступить в школу моряков и начать карьеру в торговом флоте. Он служил на нескольких торговых судах, в конце концов получив достаточно опыта, чтобы сдать экзамен на должность капитана торгового судна.

Прин поступил на службу в Кригсмарине 1933 году, где полностью проникся нацистской идеологией. Став ранее членом нацисткой партии. Адольф Гитлер, ставший канцлером Германии в январе 1933 года, не собирался придерживаться ограничений на военно-морское перевооружение, закрепленных в Версальском договоре. Он привел в действие тайные планы нового современного Кригсмарине, включающего линкоры и подводные лодки. Для Прина это означало возможности, о которых он мог только мечтать в бывшем флоте. Прослужив год рядовым моряком на борту легкого крейсера « Кёнигсберг» , Прин получил желанное место в новой школе подготовки экипажей подводных лодок в Киле.

Гю́нтер Прин (16 января 1908 — предположительно 7 марта 1941) — немецкий подводник времён Второй мировой войны, кавалер Рыцарского креста с дубовыми листьями. Прин являлся одним из самых результативных подводников Кригсмарине и был известен под прозвищем «Бык Скапа-Флоу», полученным после успешной операции по проникновению на рейд британского флота в гавани Скапа-Флоу и потоплению линкора HMS Royal Oak.

Гю́нтер Прин (16 января 1908 — предположительно 7 марта 1941) — немецкий подводник времён Второй мировой войны, кавалер Рыцарского креста с дубовыми листьями. Прин являлся одним из самых результативных подводников Кригсмарине и был известен под прозвищем «Бык Скапа-Флоу», полученным после успешной операции по проникновению на рейд британского флота в гавани Скапа-Флоу и потоплению линкора HMS Royal Oak.
 

 

Ас-подводник Вернер Хартманн пригласил Прина служить на свою подводную лодку, когда ему было поручено патрулировать испанские воды во время гражданской войны в Испании. Хотя немецкие войска официально были нейтральными наблюдателями, конфликт оказался идеальным полигоном для испытания нового оружия и тактики.

 

Прин получил в 1938 году командование собственной лодкой U-47 . Новоиспеченный командир подводной лодки патрулировал вместе с U-47 к западу от Бискайского залива, когда началась война. В первую неделю сентября 1939 года он потопил три британских торговых корабля, что принесло ему Железный крест второго класса и двухнедельный отпуск для его команды. Это также принесло ему личную встречу с Карлом Деницем, верховным главнокомандующим группы подводных лодок.

 

У Деница было свое видение роли Кригсмарине в грядущем конфликте. Он горячо верил, что только ведя так называемую тоннажную войну в гораздо большем масштабе, чем та, которую вели подводные лодки во время предыдущего конфликта, Кригсмарине сможет заставить Британию подчиниться. Тем не менее Гитлер проявлял лишь поверхностный интерес к подводным лодкам Кригсмарине. Подводникам нужна была впечатляющая победа, чтобы доказать свою состоятельность и привлечь внимание как фюрера, так и немецкой общественности.

 

«Вы думаете, что решительный командир сможет завести свою подводную лодку в Скапа-Флоу и атаковать там вражеские военно-морские силы?» — спросил Дениц Прина на собрании. Как база британского Королевского флота, Скапа-Флоу считалась неприступной, но Дениц объяснил, что у него есть доказательства возможного входа. Он передал информацию Прину и велел ему доложить через три дня свое видение. Он заверил его, что- что- бы он ни решил, его репутация в глазах высшего командования не пострадает. На следующий день Прин сообщил, что это возможно, и как именно он сможет атаковать.

 

Архипелаг Скапа-Флоу расположен между Шотландией и Оркнейскими островами. Естественная гавань служила безопасной якорной стоянкой для флотов со времен викингов. Защита Скапа-Флоу включала в себя прожекторы, артиллерийские батареи, мины, сети против подводных лодок, патрульные катера и сторожевые корабли. Однако у военно-морской базы были и явные недостатки.

 

Незадолго до начала войны Дениц получил сообщение от проходившего мимо немецкого торгового судна о том, что в проливе Кирк, самом северном из входов в гавань, между затопленными кораблями блокирующими вход- имеется заметная брешь. Самолеты-разведчики Люфтваффе позже подтвердили, что действительно была 17-метровая дыра, через которую предположительно могла пройти подводная лодка. Более того, не было ни дозорных кораблей, ни прожекторов. Это была досадная оплошность со стороны британского адмиралтейства и идеальное место для нанесения удара Прином.


Во время атаки U-47 вошла - и ушла - через восточную часть якорной стоянки Скапа-Флоу, сумев избежать различных противолодочных средств обороны и опасных отмелей.

Во время атаки U-47 вошла - и ушла - через восточную часть якорной стоянки Скапа-Флоу, сумев избежать различных противолодочных средств обороны и опасных отмелей.

 

Вечером 14 октября 1939 года Прин стоял на боевой рубке U-47, с тревогой осматривая вход в Кирк-Саунд в поисках любых признаков вражеских патрулей. Когда он убедился, что их нет, он отдал приказ начать вход в бухту по неспокойным водам. Найти брешь между кораблями-блоками было непростой задачей. В безлунную ночь, когда только северное сияние дает некоторое освещение, это было все равно, что вдеть нить в иголку. В какой-то момент подводная лодка зацепилась за якорный трос и была вынуждена резко включить реверс двигателей на полную мощность. Через несколько мгновений сердце Прина чуть не остановилось, когда лодка внезапно попала в свет фар проезжающей на берегу мимо машины.

Удивительно, но водитель ничего не заметил. «Мы внутри!» — прошептал он в боевой рубке.

Когда U-47 наконец вошла в гавань, Прин начал обследовать ее в поисках добычи. Это оказалось на удивление сложно. Неделей ранее крупная британская оперативная группа линкоров, крейсеров и эсминцев покинула Скапа-Флоу для действий в Северном море и до сих пор не вернулась.
Это означало, что у U-47 было меньше часовых, о которых нужно было беспокоиться, но также затрудняло поиск подходящей цели. Прин знал, что должен найти его быстро. Каждая секунда, которую он провел на якорной стоянке, значительно увеличивала риск обнаружения. В то же время ему очень не понравилась мысль о том, что он приложил столько усилий только для того, чтобы потопить танкер или сухогруз. Наконец он заметил вдалеке массивный силуэт того, что могло быть только британским линкором. Это был HMS Royal Oak.

Этот вид основной якорной стоянки британского флота метрополии в Скапа-Флоу был сделан в 1939 году.

Этот вид основной якорной стоянки британского флота метрополии в Скапа-Флоу был сделан в 1939 году.
 

Он знал, что это его шанс. Он приказал подготовить четыре торпеды и запустить их. При каждом выстреле он чувствовал, как лодка слегка кренится, сигнал к началу отсчета трех с половиной минут, которые потребуются торпедам, чтобы пересечь примерно 3500 метров до цели. Но по прошествии времени, которое показалось ему вечностью, все, что он услышал, — это слабый приглушенный взрыв возле носа «Ройял Оук». Одна торпеда дала осечку, а из трех других только одна действительно добралась до цели, где ударилась о якорную цепь корабля и относительно безвредно взорвалась.

Удивительно, но не светились прожекторы, не звучала тревога и не шли в ход эсминцы. Позже выяснилось, что дежурная вахта на Royal Oak отклонила вырыв посчитав как обрыв якорного троса, как незначительное событие. Прин развернулся и выпустил еще две торпеды из кормовых аппаратов. Но снова ничего не произошло.

Проклиная свою удачу, Прин отошел от « Ройял Оук » на некоторое расстояние, чтобы остыть и перезарядить торпеды. Было уже за полночь. Следующие выстрелы должны были быть решающими, если он хотел успеть уйти до рассвета. Вскоре после часа ночи он выпустил еще три торпеды. На этот раз все три попали в цель, пробив большие пробоины чуть ниже ватерлинии по правому борту корабля. Почти сразу корабль начал крениться, когда в него хлынули тонны морской воды.


Затопление линкора Royal Oak. U-47 in Scapa Flow.The Sinking of HMS Royal Oak 1939. Angus Konstam. (2015 Osprey Publishing Ltd.)

Затопление линкора Royal Oak. U-47 in Scapa Flow.The Sinking of HMS Royal Oak 1939. Angus Konstam. (2015 Osprey Publishing Ltd.)


Через несколько минут Royal Oak начал переворачиваться. По всей палубе матросы ныряли в холодную воду, отчаянно пытаясь спастись. У тех, кто все еще находился на нижних палубах, не было шансов. Вместе с кораблем затонуло около 800 британских моряков. Прин знал, что корабль был уничтожен- «Ему конец!» он сообщил своей команде. Корабль затонул через тринадцать минут после попадания. Погибло 833 моряка.

Реконструкция затонувшего корабля Royal Oak, поскольку он находится на глубине 96 футов, или 29,3 м. Линкор опирается на надстройку правого борта, а на миделе правого борта корпуса до сих пор сохранились пробоины от двух торпедных попаданий.

Реконструкция затонувшего корабля Royal Oak, поскольку он находится на глубине 96 футов, или 29,3 м. Линкор опирается на надстройку правого борта, а на миделе правого борта корпуса до сих пор сохранились пробоины от двух торпедных попаданий.
 

U-47 направилась прямо в Кирк-Саунд. Но даже в надводном положении и на полной скорости подводная лодка могла развивать скорость всего 17 узлов, что делало ее легкой добычей для быстрых британских эсминцев, которые уже начали поиски.

Поначалу казалось, что удача на стороне экипажа U-47, но оказалось, что экипаж еще не вне опасности. У берегов Шотландии их догнали два британских эсминца, вынудив их экстренно погрузиться. Прин пытался перехитрить своих преследователей под водой, но эсминцы были вооружены гидроакустическими системами ASDIC и следили за каждым его движением. Экипаж U-47 беспомощно сидел на морском дне, а вокруг взрывались глубинные бомбы, а в ушах беспрерывно звучал призрачный звук АСДИКа. В конце концов звуки прекратились, а звук винтов становился все слабее и тише, пока не исчез совсем. Прин вынырнул и не обнаружил следов своих преследователей. С тех пор все было гладко.

Когда U-47 пришвартовалась в Вильгельмсхафене, Дениц и его начальник гросс-адмирал Эрих Редер поднялись на борт, чтобы поздравить и наградить экипаж. Гитлер был в восторге. Он был так рад, что послал свой частный самолет, чтобы забрать Прина и его людей, и доставить их обратно в Берлин на церемонию в рейхсканцелярии. Там он лично наградил Прина Рыцарским крестом. В ту ночь они были личными гостями министра пропаганды Йозефа Геббельса в театре Винтергартен.

Члены экипажа стоят на палубе U-47, когда подводная лодка возвращается из успешного боевого патрулирования в 1939 году. Каждый член экипажа был награжден за потопление Royal Oak.

Члены экипажа стоят на палубе U-47, когда подводная лодка возвращается из успешного боевого патрулирования в 1939 году. Каждый член экипажа был награжден за потопление Royal Oak.
 

Прин в одночасье стал национальным героем. Затопление Royal Oak было именно той вдохновляющей историей, которую страна должна была услышать в то время, когда большинство немцев все еще опасались войны с Великобританией и Францией. Для Кригсмарине, особенно для подводных лодок, это был пропагандистский триумф, сценарий которого нельзя было придумать лучше.

Пресса быстро прозвала Прина «Быком Скапа-Флоу», и с тех пор, куда бы он ни пошел, его приветствовали ликующие толпы и камеры новостей. Написанные мемуары о его подвиге под названием « Мой путь в Скапа-Флоу » быстро стали национальным бестселлером.

Прин вернулся к патрулированию на U-47 в ноябре 1939 года. В течение следующих полутора лет он был бичом британского судоходства. Только в июне 1940 года на его долю пришлось 10 процентов от общего тоннажа, потопленного как Кригсмарине, так и Люфтваффе. В октябре того же года он возглавил волчью стаю подводных лодок в яростной атаке на британский конвой, в результате которой было уничтожено восемь вражеских кораблей. Когда он вернулся в порт, он стал пятым немецким офицером, которому Дубовые листья были добавлены к его Рыцарскому кресту.

Королевский флот получил некоторое преимущество в битве за Атлантику в 1941 году в противолодочном вооружении и тактике в сочетании с военно-морскими подкреплениями из Канады и Соединенных Штатов. 20 февраля 1941 года U-47 вышла из Лорьяна, Франция, в свой 10-й поход. Две недели спустя она пропала где-то к югу от Исландии.

По сей день не подтверждено, что именно произошло с U-47. Два британских эсминца, HMS Wolverine и HMS Verity, атаковали U-47 глубинными бомбами, но скорее всего это было другая поврежденная лодка-UA. Тем не менее, есть некоторые предположения, что подводная лодка U-47 могла быть уничтожена одной из собственных торпед- такое редкое событие случалось, когда неисправная торпеда выполняла полную циркуляцию. Гибель скрывали от немецкой публики почти три месяца. Штаб объявил о пропаже лодки Прина, а также о его посмертном повышении в конце мая 1941 года.

Источники данных и изображений: U-47 in Scapa Flow.The Sinking of HMS Royal Oak 1939. Angus Konstam. (2015 Osprey Publishing Ltd.), U-Boat Commander ( 2000, Tempus Publishing Ltd.), https://www.uboat.net/men/prien.htm, https://de.wikipedia.org/wiki/G%C3%BCnther_Prien


https://www.youtube.com/watch?v=ncEbhVF3WyE