Над чем смеялись в брежневском застое и не смеются сейчас

Сегодня стало уже "хорошим тоном" у некоторых политиков, виртуозов пера и шакалов ток-шоу походя пнуть СССР. Мол, никакой сатиры там не было и вообще делали одни галоши.

"Почему вы не даете отпор? - спросил меня однажды главный редактор нашего "Патриота" Михаил Земсков. - Вы работали в "Правде" в советские годы, писали фельетоны и лучше многих других знаете, как тогда обстояло с критикой".

Сделал наброски такой "эпохалки", но с публикацией не спешил. Да, видать, пришла пора обозначить хотя бы тезисы. Потому что хватать и сажать начали не только за дела, но уже и за мысли.

Хотя ст.29 Конституции РФ как раз "гарантирует каждому свободу мысли и слова". Причем, "мысль" стоит на первом месте. Ага, щас. У профессора Валерия Соловья спросите...

Одно дело, когда в Союзе глушили "Голос Америки" и "Свободу". Кому надо было - ловили и слушали. И совсем другое - когда придя к власти, лучшие выученики Собчака позакрывали неподконтрольные газеты и телепрограммы.

А в Советском Союзе сатира процветала. В центральных газетах, соревнуясь друг с другом, бичевали недостатки отделы фельетонов. В областных - отделы сатиры и юмора. В союзных республиках выходили сатирические журналы по типу "Крокодила". В Татарии - "Чаян", на Украине - "Перец", в Белоруссии - "Вожык"...

И это было не голое смехачество. На критические выступления прессы было положено принимать меры и отвечать редакциям - от райкомов до министерств. А сейчас? 

Не надо думать, что мы в отделе фельетонов "Правды" бога за бороду схватили.

У некоторых "героев" с наступлением гласности появилась инспирированная со Старой площади охота "засудить "Правду" за вранье". Так что ходил по судам, отбиваясь от исков, весь наш отдел. И я ходил.

А на ЦТ блистала программа "Вокруг смеха". С подмостков эстрады дураков и чинодралов высмеивал Аркадий Райкин - Герой Социалистического Туда и лауреат Ленинской премии, между прочим. Его ученики Виктор Ильченко и Роман Карцев получили свой Театр Миниатюр.

Им писал неподражаемый Михаил Жванецкий, а писатель-сатирик Михаил Задорнов писал сам себе. Кто у нас пришел им смену? Правильно - Уголовный кодекс.

В 1967 г. режиссер Леонид Гайдай отснял свою знаменитую ныне "Кавказскую пленницу". Это вершина, можно сказать, советской комедиографии. В тов. Саахове угадывался местный партийный князек. Видимо, поэтому картину не пускали в прокат.

Но друзья Гайдая сумели показать ее добрейшему Леониду Ильичу, и тому она понравилась. Началось триумфальное шествие "Пленницы" по экранам страны. Вся мужская половина Союза сразу влюбилась в красавицу-циркачку Наталью Варлей.

Потом вышли такие же смешные ленты - "Бриллиантовая рука", "Иван Васильевич меняет профессию", "Ирония судьбы...". За 20 лет снято что-то подобное? Смешно спрашивать.

Наступала мрачная эпоха мракобесия, лицемерия, официальной лжи, преследования инакомыслия, уголовных дел и посадок за лайки-посты-репосты-твитты-СМС-ки.

"Костры Джордано Бруно" запылали по всей стране...