Гигер - гений страха...
"Творчество Гигера тревожит и ужасает нас потому, что охватывает громадный эволюционный период. Оно недвусмысленно сообщает, откуда мы пришли и куда уйдем. Гигер обращается к нашим глубинным, биологическим воспоминаниям. Картины Гигера - это наши фотоснимки, за восемь месяцев до рождения. Гинекологические пейзажи. Внутриматочные открытки. Гигер опускается даже еще глубже - в ядерную структуру наших клеток. Хотите знать, как выглядят ваши цепочки ДНК? Готовы увидеть, как гены вырабатывают белок, клонируя ваши собственные ткани? Взгляните на его работы.
Подобно Босху или Брейгелю, Гигер демонстрирует нам реальность в форме анаболизма и катаболизма. Мы, люди на его картинах, - это эмбрионы, цепляющиеся за стенки матки, личинки, завёрнутые в тонкий кокон собственного Эго, звенья в цепи перерождений, биологический материал для метаморфоз. Наши города похожи на гигантские муравейники, населённые колониями насекомых, безликих и уродливых. И это – мы.
В этом – сущность искусства Гигера, гения эволюции. Возвращая человечество к его протоплазменному, растениеподобному, личиночному прошлому, он в то же время показывает ему путь в космос. Именно там, по его мнению, наше будущее. Он учит человека любить своё тело: пусть оно схоже с личинкой, гусеницей, пусть ползает и источает слизь – метаморфоза начинается с любви к нему..."
Тимоти Лири
Гений страха
Ханс Руди Гигер (Hans Rudi Giger) родился в 1940 году в швейцарском городке Чур в семье аптекаря. На будущего художника неизгладимое впечатление произвел человеческий череп, подаренный однажды его отцу: у мальчика появилась тяга ко всему темному и загадочному. Архитектуре и дизайнерскому мастерству Ханс обучался в Цюрихской школе прикладных искусств.
Первые серьезные работы, выполненные тушью и маслом, появились в начале 60-х. В 1966, когда Гигер работал дизайнером интерьеров, прошла его первая персональная выставка картин. Позже Гигер выработал уникальный стиль рисования. Его излюбленной техникой стало напыление акриловых красок с использованием накладных шаблонов.
О Гигере по сей день ходит множество слухов. Некоторые считают его художником Зла. И неудивительно, ведь еще со студенческих лет он предпочитал селиться в “проклятых” домах и коллекционировал предметы, использовавшиеся в ритуалах черной мессы. В 1975 Гигер даже участвовал в парижской сатанинской выставке, а многие его работы носят откровенно богохульный характер. После выхода “Некрономикона” его заочно приняли в тайное общество под именем Frater Alien (Брат Чужой).
Что бы ни утверждала молва, Гигер был и остается очень талантливым, а главное — разноплановым художником. Его последняя выставка под названием “Х.Р. Гигер Вудсток 2003” прошла 12 апреля 2003. В настоящее время художник живет и работает в Цюрихе. В общей сложности о работах Гигера было издано порядка 20 книг, а в Швейцарии открыт музей, целиком посвященный его творчеству.
Вклад гения
Летом 1977 О’Бэннон сообщил Гигеру о съемках нового научно-фантастического фильма. Вскоре сценарист получил от Гигера сборник его работ “Некрономикон” и продемонстрировал рисунки режиссеру. Позднее в интервью Ридли Скотт утверждал, что, когда он пролистал издание, то несколько секунд не мог оправиться от шока. Складывалось впечатление, будто кто-то залез ему в голову и, прочитав мысли, изобразил на бумаге именно то, что Скотт так хотел воплотить в фильме. Несмотря на некоторое сопротивление со стороны исполнительных продюсеров (у которых, очевидно, была иная точка зрения), режиссер настоял на привлечении к съемкам именно этого художника. В 1978 году с Гигером был заключен контракт. В течение трех месяцев он сделал более двух десятков рисунков Чужих и отправил их в Великобританию, где по ним должны были создать фигуру существа в полный рост.
Первые сделанные Гигером рисунки Чужого.
Однако скульпторы не справились. Ханса Гигера лично пригласили в Англию для участия в подготовке к съемкам. Поездка затянулась на 5 месяцев. Скотт настоял, чтобы именно Гигер занимался стилистикой всего фильма. Работа велась в строжайшей секретности. Художник проводил дни напролет в Шеппертонской студии, трудясь над дизайном интерьеров космического корабля, внутри которого по сценарию были обнаружены яйца Чужих. Там же Гигер создал облик мертвого пилота и декорации пустынной планеты (LV-426), где этот корабль был найден.
Инопланетный корабль в видении Гигера.
В 1980 году художник получил за свою работу “Оскар” и, надо сказать, вполне заслуженно. При всем уважении к работе таких людей, как Дэн О’Бэннон, Рон Шуссет и Ридли Скотт, надо признать, что именно Гигеру вселенная Чужих обязана своей неповторимой стилистикой и армией поклонников. Художнику удалось сплести воедино направления научной фантастики и готических ужасов. Лишь благодаря ему рядом с прогрессивным миром высоких технологий, озаряемым ярким светом звезд, существует мрачный мир тьмы, исполненный опасностей и первобытных страхов. Подобное соединение двух, казалось бы, несовместимых жанров делает вселенную Чужих уникальной. Недаром первый фильм до сих пор считается законодателем жанра. “Чужое” лицо нигерийской национальности
Роль Чужого в первом фильме сыграл непрофессиональный актер по имени Болажи Бадежо (Bolaji Badejo). Двадцатишестилетний нигериец обучался в Лондоне графическим искусствам. С Ридли Скоттом его свел случай. Режиссер хотел подобрать такого человека на роль Чужого, чтобы зрителю было сложно понять, что существо на экране — всего лишь искусно сделанный костюм. Сначала выбор его пал на Питера Мэйхью, игравшего роль Чубакки в “Звездных войнах”. Однако сочетание роста (2,07 метра) и худобы нигерийца убедили Скотта взять на роль именно Болажи.
Гигер четыре месяца работал над костюмом Чужого. Каждый элемент делался индивидуально под фигуру Болажи. Художник буквально использовал нигерийца как каркас, “навешивая” готовые детали. Стоять по нескольку часов кряду на одном месте было не из самых приятных занятий, но результат, как оказалось, того стоил.
Воплощение ужаса
После долгих месяцев работы Гигеру удалось создать прелюбопытнейшее существо. Чужой, или, как его назвали во второй части (“Чужие”, 1986), “ксеноморф”, проходит за весь фильм несколько стадий развития. С дизайнерской точки зрения самый большой интерес вызывает последняя из них. Несколько раз Гигеру приходилось переделывать работу из-за явно сексуального характера отдельных деталей. Например, знаменитая бананообразная голова в первом своем варианте выглядела очень провокационно.
Взрослый ксеноморф высок и по-своему грациозен. Он, с одной стороны, имеет много общего с земными существами, а с другой — пугает своей чужеродностью. Некоторые черты его внешности (и повадки, кстати говоря, тоже) были позаимствованы у насекомых — муравьев, термитов, скорпионов. Другие — у пресмыкающихся. Тем не менее, своим силуэтом Чужой больше всего походит на человека. Объясняется это в первую очередь тем, что роль монстра играл живой актер, облаченный в костюм. Костюм этот, обошедшийся в 250 тысяч долларов, состоял из пятнадцати отдельных частей.
Наибольший интерес вызывает длинная гладкая голова ксеноморфа и его суставчатый хвост, за движения которых на съемках отвечал отдельный человек — Карло Рамбальди. Лицо Чужого (если это можно назвать лицом) было сделано из пластикового макета настоящего человеческого черепа. Гигер вставил этот череп в заготовку головы и начал его модифицировать: удлинил на шесть дюймов челюсти, сделал несколько наростов на подбородке, сгладил острые углы, добавил в нескольких местах мягкой резины и нанес слой краски. Результат превзошел самые смелые ожидания. Таким пугающим обликом не мог похвастаться ни один монстр из фильма ужасов. Ридли Скотт, который достаточно прохладно относился к жанру хоррора, был доволен результатом. Благодаря впечатляющему дизайну и грамотной режиссерской работе ксеноморф 1979 года даже сегодня смотрится устрашающе.
На ранних стадиях работы голова Чужого выглядела именно так.
Чужие в Интернете
Сайты, посвященные Гигеру:
www.giger.com
www.giger-art.com
www.hrgiger.com
Сайты о “Чужом”:
www.geocities.com/Area51/Corridor/3119
www.planetavp.com
Русскоязычные сайты:
www.alien-memorial.com
www.aliens.gmaker.net
Последнему сайту, его обитателям и персонально его несравненной создательнице Дане хотелось бы выразить особую благодарность за колоссальный объем проделанной работы и за помощь в подготовке этого материала.
* * *
Бесспорно, “Чужой” позаимствовал много идей у фильмов сороковых-пятидесятых годов (например, “Монстр без лица”, 1958 или “Ночь кровожадного чудовища”, 1958). Сюжет его, что греха таить, не отличается большой оригинальностью, а диалоги не несут какой-то философской нагрузки. Тем не менее, в способности передать атмосферу противостояния человека и инопланетных агрессоров ему нет равных. Обладая бюджетом в одиннадцать миллионов долларов, фильм собрал в семь раз большую кассу. Подобный успех — большая редкость даже для нашего времени.
Момент, когда корабль “Ностромо” расцвел на экранах кинотеатров огненным цветком, можно по праву считать началом “большого взрыва”. Взрыв этот ознаменовал собой рождение нового шедевра — киноленты Ридли Скотта. С тех самых пор Чужие живут в нашем воображении вот уже двадцать пять лет. Фильмы, открывающие перед нами во всей красе некоторые события этой вселенной, успели сменить четырех режиссеров. Многие писатели-фантасты пробовали себя в качестве авторов книг по миру Чужих. Издательство Dark Horse Comics выпустило около сотни комиксов, повествующих о противостоянии людей и ксеноморфов. Много воды утекло, а тема по-прежнему завоевывает новых поклонников. Все это доказывает одну простую истину: настоящие шедевры неподвластны времени. Да и, в конце концов, четверть века — не такой уж и большой срок для гениальной идеи.
Для справок: широкому кругу людей Гигер может быть известен как автор образа Чужого из серии "Aliens" и вообще самой концепции мира чужого...
Гигер: биомеханика зла
Одни называют его "художник-фантаст #1", других восхищает научная точность его видений; фанаты ужаса, специалисты по трасперсональной психологии и оккультисты в равной степени принимают его за своего; тем не менее, самое известное из его творений - "Чужой" ("Alien") - в значительной степени - автопортрет. Религиозные фанатики сжигают его картины, обвиняя художника в сатанизме, но сам он сторонится всякой организованной религии, заявляя, что "в этих вещах" у него достаточно личного опыта. Убедительность его страшных видений роднит творчество художника с религиозным искусством Босха и Брейгеля. Однако мир биологических машин, который открывается в них, - это мир без Бога, без искупления, без надежды, мир, в котором невозможны никание религиозные верования.
Ханс Руди ГИГЕР (1940) родился в швейцарском городке Чур в семье аптекаря. Место и время рождения будущего мастера "фантастического реализма" кажется необычайно удачным: более благоприятного социокультурного контекста для развития дара к оккульно-психоделическому видению придумать трудно. Еще жив К.Г.Юнг, пишущий на старости лет об алхимии, герметизме и летающих тарелках; пройдет совсем немного времени, и другой швейцарец - Альберт Хофманн - совершит эпохальное открытие, обнаружив поразительные свойства ЛСД - вещества, которое позволяет любому желающему погружаться в миры юнговских архетипов и совершать межгалактические путешествия, не вставая со стула. Другом и духовным отцом Гигера станет Сергиус Глововин - специалист по древним мифам и символам и лидер контр-культурного неомифологизма.
В детстве, по собственному признанию Гигера, больше всего интересовали девочки, цирк и темные, мрачные закоулки, где он мог без момех играть, творя свои причудливые миры. Со временем эти миры становились все более отчетливыми и детализированными. А пристрастие к черному он сохранил на всю жизнь.
Впервые рисунки Гигера (цикл "Atomkinder" - "Атомные дети") публиковались с 1959 г. в журнале, издававшемся в школе кантона Чур, а также в подпольных изданиях типа "Clou" и "Hotcha". Мрачная символика и сюрреалистическая коллажность, характерная для этих рисунков, предвосхищает зрелое творчество Гигера. Гробы, черепа, деформированные человекомонстры и фантастические орудия пыток - все это пока не выходит за рамки шизоидных юношеских фантазмов и подается в модальности макаберного юмора. Но уже в середине 60-х появляется мотив, который станет у Гигера одним из ведущих: роды, рождение, эмбрионы-солдаты и зародыши-механизмы. В 70-х Станислав Гроф будет использовать гигеровский "Некрономикон" для иллюстрации своей теории пренатальной памяти: то, что человек переживает в материнской утробе и в процессе родов в значительной степени предопределяет структуру его личности. Гигер с потрясающей убедительностью воспроизводит отрицательный пренатальный опыт: его зародыши - беспомощные жертвы и убийцы одновременно, а прочеесс родов - изощренная пытка.
Вообще, механичночть, насильственно-принудительный характер биологических процессов - центральная тема Гигер. С другой стороны, сама механика биологизируется, происходит парадоксальное сращение механизма биологизируется, происходит парадоксальное сращение механизма с организмом. Отсюда - гигеровские "биомеханоиды", впервые появившиеся в конце 60-х и представляющие собою мирное, гармоничное слияние технологии, механики и биологической жизни, и ужасающий своей иномирной бесчеловечностью "Чужой".
Поскольку в работах Гигера находит выражение отрицательный, болезненный опыт сознания, многие считают его художником Зла. Такое истолкование имеет под собой определенную почву: мир Гигера строится на переплетении не только биологических и механических, но и оккультных мотивов.
В 1975 г. он участвовал в парижской выставке, посвященной дьяволу; многие его работы носят богохульственный характер, выворачивая наизнанку образы причастия, распятия и крестных мук; лейтмотивы его творчества - агрессия, страдание, разложение, убийство и самоубийство, механический и жестокий секс - воплощаются в чудовищных демонических образах.
Он живописует победу материи над духом, Сатаны над Христом. Из его автобиографии следует, что студенческих лет он предпочитал селиться в "проклятых" домах, коллекционировал ритуальные предметы, использовавшиеся в ритуалах типа Черной мессы (в его коллекции имелась, например, "голова дьявола", обтянутая настоящей человеческой кожей). Его первая возлюбленная - прекрасная Ли Тоблер - после девяти лет с Гигером впала в летаргию, а затем застрелилась. Он симпатизирует "Ангелам Ада" и даже нарисовал плакат для слета этой организации в Швейцарии. После выхода "Некрономикона Гигера" ("Некрономикон" - апокрифическая книга заклинаний, позволяющих вызвать демонических Властелинов мира - важнейших источник вдохновения для Алистера Кроули, Г. Ф. Лавкрафта и многих других черновидцев) Гигер был заочно принят в одно из тайных обществ под именем "Frater Alien" ("Брат Чужой") - что является, несомненно, признанием его авторитетным экспертом в области Зла.
Однако знание Зла вовсе не обязательно означает подчинение его законам. Ведь Зло, в сущности - это та иллюзорная реальность, в которой мы, обычные, непросветленные существа, "движемся и живем". Понимание природы Зла может поэтому стать путем к освобождению из его пут.
Как бы мы ни относились к творчеству Гигера, какие бы смыслы ни открывало нам оно, нельзя не признать его творческий гений. Широко пользуясь техникой шаблонов-накладок и распылителем, что, по его собственному признанию, позволяет художнику функционировать автоматически, за пределами обычного ясного сознания, он создает картины настолько реалистичные, что их можно принять за фотографии. (Что, кстати, однажды и подвело датских таможенников, отказавшихся пропустить их в страну. Гигер, рассказывая об этом случае, замечает: "Где, интересно, они думали, я фотографировал? В аду, что ли?") Сходя в гроб, Гигера благословил Дали - еще один представитель "сверхреализма". Искусство Гигера, как, впрочем, и всякое настоящее искусство, открывает новые измерения реальности, давая нам тем самым возможность расширить наше понимание мира и самих себя.
нда-с, помнится, был период увлечения, но не очень долгий. Сейчас отношение к Гигеру куда более спокойное, но, оставшееся крайне уважительным. наличие у пациента Гигера в голове тараканоф - неоспоримо! но это тараканы очень особой породы: тараканы с большииими фаллосами. в прочем, Оскар Уайльд как то говаривал: Художник не моралист. Подобная склонность художника рождает непростительную манерность стиля.
Не приписывайте художнику нездоровых тенденций: ему дозволено изображать все.
я не сумасшедший! мне просто на все наплевать! (с) Daffy Duck
Darkness » Комиксы » Артбуки и прочие рисунки » Творчество Х. Р. Гигера
Комментарии