Айны – неугодный народ

На модерации Отложенный  

 

Семья айнов

  В XX веке дорвавшийся к власти в Российской империи «интернационал» горел желанием разрушить старый мир «до основания». Стоит ли удивляться, что существование айнов – народа, чья культура насчитывала не менее 13 тысяч лет, оказалось нежелательным в стране, где царил « пролетарский интернационализм ».

Загадочный народ

  Айны – настоянный народ загадка. Их язык – изолят, не имеющий родства ни с одним из известных языков народов Земли. Айны имеют светлую кожу, мужчины, при желании, могут отрастить окладистые бороды, то есть внешне они сильно отличаются от соседних монголоидных народов.

Айны

  Большинство ученых сходится во мнении, что айны заселили Японские и Курильские острова не менее 13 тысяч лет назад. Им принадлежит культура Дзёмон, существовавшая с 13 000 до н. э. по 300 ч до н. э.

Знакомство с «русским миром»

  С русским миром айны познакомились в конце XVII века. Московиты, пришедшие на Амур , были удивлены, обнаружив здесь народ европейской внешности, с необыкновенно густыми волосами на голове.
  Айны Курильских островов стали известны московитам в 1711 году, когда казаки атамана Данилы Анциферова «открыли», для себя эти острова.
  Осваивать земли Сибири и Дальнего Востока московитов гнала алчность – банальная жажда захватит как можно больше пушнины. С этой целью все народы, попадавшие в сферу русского колониализма , облагались ясаком – государственным рэкетом. Самых уважаемых людей московиты брали в заложники (аманаты), и требовали за них выкуп – ясак. За несоблюдение нормы туземцам полагалось суровое наказание.
  Не стали исключением и айны: их заставляли выплачивать ясак шкурами каланов, отнявших для верности в заложники детей. Айнов объявляли русскими подданными, частенько силой обращали в православие .

Семья айнов в традиционных одеждах

  Особенно отличился камчатский сотник Иван Черный. Кнутом и пряником он заставлял айнских вождей принимать присягу на верность русской императрице. Сотник отличался крутым нравом – без колебания применял жестокие пытки ко всем провинившимся: как к казакам, так и к айнам.
  Первыми не выдержали казаки : они отправили начальству траур на притеснения сотника. Начальство разобралось, и отправило Черного в Иркутский острог, где тот и умер от оспы.
  Одновременно с этим, в 1771 году, восстали айны островов Чирпой и Уруп. Движимые благородным гневом на бесчинства камчатского сотника, повстанцы зачистили от россиян свои острова.
  Весть об этих событиях дошла до Санкт-Петербурга. В 1779 году, Екатерина II, в русле новой внутренней политики, направленной на устранение причин и последствий войны Пугачева , повелела « мохнатых курильцев оставить свободными и никакого сбора с них не требовать ».
  Но, как говорят на России : « Жалует царь, да не жалует псарь ». Царский указ саботировали на местах: чиновники перестали собирать с айнов подать в казну, компенсируя царскую милость взятками и поборами в свою карман. Подобное отношение принуждало айнов переселяться в Японию.
  В течение столетия численность айнов, живших на землях Российской империи во времена Екатерины, сократилась с полутора тысяч человек, до чуть более пары сотен, при Александре II.
  В XIX веке царские власти запретили самоназвание айны, так как Япония считала представителей этого народа своими подданными. В 1875 году русская и Японская империи подписали в Санкт-Петербурге контракт об обмене территориями, по которому Курилы отошли к стране Восходящего Солнца. Из 221 айна, зафиксированного переписью 1860 года, только 83 пожелали остаться в Российской империи.
  В 1877 году они прибыли в Петропавловск-Камчатский, где им предложили обосноваться в резервации на Командорских островах. Айны отказались, и пешком отправились искать место пригодное для жилья. Подходящим оказался поселок Камчадалов Явино. Вскоре айны создали неподалеку и свое селение – Голыгино. К концу XIX века общая численность айнов в этих поселках не превышала 100 человек.

Айны и нивхи. Иллюстрация из книги Г.-Т. Паулы "Этнографическое описание народов России". СПб, 1862 г.

  Условия существования айнов Японии были гораздо лучше. В 1899 году был принят «Закон о покровительстве аборигенному населению», по которому в каждой айнской семье выделялся земельный участок с освобождением на 30 лет от всех налогов. Бедным айнским семьям выдавалось семя для посева. Земли айнов находились под защитой властей – для проезда чужаков по этим территориям требовалось специальное разрешение губернатора. Также, японское правительство строило школы в айнских деревнях.

Айны. 1904 г.

В стране «победившего пролетариата»

  После переворота в октябре 1917 года власть в Российской империи захватили коммунисты. На словах они проповедовали пролетарский интернационализм и народную демократию, на деле осуществляли государственный террор и тоталитарное рабство.
  В 1930-е годы айны попали в перечень неблагонадежных народов. Их всех, по умолчанию, считали японскими шпионами. Спасаясь от репрессий айны записывались нивхами, меняли фамилии на русские. Жителей деревень Явино и Голыгино записали в камчадалы.
  Это слабо помогало. Дотошные чекисты выискивали айнов и отправляли их либо в концлагеря ГУЛАГа, либо в ссылку на Командорские острова, где они растворялись в алеутском окружении.

Айны возле традиционного жилья.

  После окончания Второй мировой войны СССР депортировал всех айнов на Хоккайдо. Выслали 1159 человек, включая жителей островов, захваченных в Японии. В Совдепе осталось всего несколько айнов из этнически смешанных семей.
  7 февраля 1953 года начальник Управления Уполномоченного Совета Министров СССР по охране военных и государственных тайн в печати К. К. Омельченко запретил публиковать в прессе любую информацию об айнах в СССР. Запрет действовал до 1973 года.
  В 1979 году коммунистический режим заявил о исчезновении народов айнов на территории СССР .

Современная РФ

  Согласно всероссийской переписи 2002 года, на территории РФ не проживало ни одного айна. Но уже в переписи 2010 года 109 человек окрестили себя айнами. Из них 94 – потомки жителей селений Явино и Голыгино.
  По сути людей считающих себя айнами больше, но власти Камчатки считают их камчадалами , так как конкретно так были записаны их предки в 30-е годы прошедшего века.
  В 2011 году глава Айнского общества Камчатки Алексей Накамура обратился к губернатору Камчатки Владимиру Ильюхину и председателю местной думы Борису Невзорову с просьбой включить айнов в Список коренных малочисленных народов Севера , Сибири и Дальнего Востока РФ. Приглашение отклонили.
  Алексей Накамура и еще 204 человека, попытались зарегистрировать некоммерческую организацию айнов, но суд и ее запретил. Ибо не было, нет, и быть не может айнов в РФ.
  В 2012 году айнов и камчадалов оставили права на традиционные промыслы: рыбалку и охоту. Если представители власти застают кого-либо из них за этим занятием, то считают это браконьерством, со всеми вытекающими последствиями.

Современные айны

  Для сравнения: в Японии проживает более 25 тысяч айнов. Народ признан национальным меньшинством. Действуют центры, где преподают айнский язык, изучается культура. Большинство айнов работают в сфере туристического бизнеса – знакомят всех желающих со своей неповторимой культурой и традиционным бытом.
  Но это экзотика для туристов. В повседневной жизни и быта современные айны мало чем отличаются от других граждан Японии.
  По-разному, сложились условия существования для айнов в разных государствах. Япония поддерживает национальную самобытность айнов, а в РФ потомки народа – наследника древнейшей культуры Дзёмон, практически исчезли. А тем, кто уцелел, не дают подняться