Эволюционная этология альфа – самца и его стада в России.

При демократии дураки имеют право голосовать, при диктатуре — править.
Бертран Рассел

Наследственность и поведение

Условно поведение особи можно разделить на 2 компоненты: генетически обусловленное (инстинктивное) и приобретенное в результате обучения (хотя следует учитывать, что способность к обучению также генетически детерминирована). У наиболее  примитивных организмов преобладает генетическая компонента. Например, инстинкты у насекомых. В процессе эволюции у живот­ных происходило усложнение нервной системы, и возрастала роль обучения.

Поведение детенышей высших позвоночных сначала полно­стью инстинктивно, их сосательные и хватательные рефлексы ге­нетически детерминированы. По мере развития детенышей на основе врождённых стратегий поведения возникают импровиза­ции. Появляется возможность переносить прежний опыт на новые ситуации. У человека, в отличие от других позвоночных, развива­ется уникальная способность планировать будущие действия и использовать язык для передачи этих планов. Значение приобре­тенной компоненты поведения резко возрастает. Фактически, чело­век - единственное живое существо, на поведение которого преоб­ладающее влияние оказывает культура, передаваемая потомкам не генетически, а в результате обучения.

Турнирная таблица

В группе животных, например, в стае голубей, постоянно про­исходят стычки. Однако интенсивность их периодически меняется. В определенный период подобных состязаний может быть много и птицы дерутся яростно. Затем устанавливаются отношения доми­нирования - подчинения, и число стычек снижается. Разница в силе между голубями обычно невелика, но психологический эф­фект от победного или, наоборот, разгромного счета очень велик. В группе устанавливается ряд соподчинения: доминант - субдоми­нант 1 порядка - субдоминант 2 порядка и т.д. Для подтверждения иерархии доминант обязательно клюнет субдоминанта. Тот ответит не ему, а подчинённому, и действие пойдет вниз по цепочке. Последнему голубю придётся клюнуть землю.

В большой группе образуется не цепочка, а пирамида, когда субдоминантов будет несколько, а внизу - ещё больше. Самый ниж­ний слой составят птицы, пасующие перед всеми. Это – «униженные и оскорблённые», находящиеся на дне общест­ва.   Иногда    таких   называют    звучным    словом    «подонки». Они накопили большую нереализованную агрессивность, которая скрывается заискивающим поведением перед вышестоящими.

Как указывает В. Дольник, самосборка такой пирамиды в группе животных - закон природы. Человеческое общество стре­миться перевести эту иерархию с зоологического уровня на иной, установленный по более разумным правилам игры. Однако и в человеческой среде на дне пирамиды скапливаются люди, пре­образующиеся в подонков. Они завистливы и полны скрытой агрессивности, которую переадресуют неодушевленным предметам. Они способны совершать акты бессмысленного вандализма, разбивая стёкла, лифты, телефоны, переворачивая урны и т.д. Количество подонков зависит от ситуации в обществе. В истории любого государства, в том числе в России, существуют переходные периоды, когда значительная часть населения оказывается нищей и лишена собственности. Уровень агрессивности в таком обществе необычайно высок.

Иерархия в стадах обезьян

Изучая стада приматов, можно судить об организации перво­бытных племен человека. Устройство групп у наших ближайших родственников - горилл и шимпанзе - можно назвать автократией (автократ - это управляющий в одиночку). Кроме того, это патриар­хальная автократия, поскольку во главе стоит старший самец. Более молодые самцы не могут противостоять патриарху и занима­ют подчиненное положение. Разумеется, патриарх или вождь имеет больше возможностей оставить потомство. В человеческом обще­стве право на лидерство монарх передавал по наследству своим потомкам.

У всех приматов конкурируют за место в иерархии прежде всего самцы. У самок - совсем другие принципы организации.

Некоторые аналогии можно найти и в человеческом обществе. Собакоголовые  обезьяны  (павианы,  гамадрилы,  бабуины),   живущие на открытых пространствах, имеют более сложную орга­низацию стада. Самое главное в жизни самца-павиана – это борьба за иерархический ранг, с которым прямо связана возможность об­ладания самками.

Проигрыш в этой борьбе означает постоянные унижения и страх. Павианы низкого ранга находятся в стрессе, ча­ще заболевают и меньше живут. В этих условиях часть самцов од­ного возраста создают союзы, которые позволяют им в будущем свергнуть самцов более высокого ранга. Для этого обычно один са­мец обхаживает другого, стараясь с ним не конфликтовать. Образование союзов с целью свержения доминанта - обычное дело в человеческой истории. У людей такие союзы легко создаются, но и легко разрушаются. Во все века оставалась актуальной рим­ская поговорка: «Разделяй и властвуй!».

На вершине павианьей пирамиды сидит не один патриарх, а несколько. В их отношениях нет дружбы или доверия, но нет и вражды. Когда-то в юности они образовали союз, он был прове­рен временем и общей борьбой с другими самцами. Менее настыр­ные и хуже организованные сверстники погибли, а эти оказались на вершине. Теперь их главная забота - сдерживать напор субдоминантов. В одиночку это невозможно, поэтому эти старшие павианы управляют совместно. Групповое доминирование старших по возрасту называется геронтократией - властью стариков. Геронты считают всех самок в стаде своей собственностью и стараются не допустить их спаривания с другими самцами. Конечно, самки себе на уме и не всегда подчиняются, но вероят­ность оставить потомство у геронтов всегда выше.

Геронтократия часто формируется и у людей, если этому не препятствуют установленные законы. Она может образоваться в небольшой группе, а может и на вершине государства. Обычно геронтократия возникает, если стареющий лидер не уверен в себе и боится более молодых конкурентов. Окружая себя стариками и делясь с ними властью, он создаёт устойчивую систему управления.

Распределение благ в стаде

Мы обсуждаем тему агрессивного поведения, поэтому умест­но рассмотреть инстинктивные программы заполучения чужого до­бра в стаде. Именно с этим багажом человечество вступило в эпоху экономических отношений.

Принято выделять 6 врождённых программ изъятия чужой собственности:                                1)  Захват кормовых угодий. На это способна только сильная особь. Для посторонних сам факт обладания источником благ – признак силы и власти.                                                                    2) Отнятие чужой собственности силой (ограбление).
Дети на­чинают грабить раньше, чем говорить.                                                                                                                                          3) Отнятие благ у подчинённых без стычки, по праву домини­рования. Очень распространено у обезьян и у людей, хотя бы в символической форме, поскольку служит для утверждения иерар­хии. Пример – «Музей подарков товарищу Сталину».                                                                                                                                                                                                                         4)  Похищение чужого добра (воровство). На это идут чаще всего животные более низкого ранга, поэтому всегда осуществляет­ся тайно. В программе также заложен запрет на разглашение: попа­дешься - побьют. Человек, как и его предки - существо вороватое.                                                                                                                                        5) Попрошайничество. Эта программа всегда обращена вверх. У детенышей и самок в стаде обезьян попрошайничество, обращённое к самцам, - это способ выживания. В этом случае потреб­ность делиться запрограммирована генетически и поддерживается отбором.                                                                                                                                          6)   Обмен. Меняются животные одного ранга. У обезьян и ворон обмен всегда обманный, у них есть хитроумные способы, как обмануть партнера и завладеть обоими предметами. У человека подсознательная сторона обмена - односторонняя выгода («не об­манешь - не продашь»). Взаимовыгодный обмен - это более позд­нее достижение разума, появившееся в борьбе с инстинктом.

Благодеяния в стаде

Вы можете спросить: «Неужели обезьяны только отбирают все подряд друг у друга? Может, вожак раздаёт излишки пищи нуж­дающимся?» Очень соблазнительно найти в природе элементы об­щества справедливого распределения. К несчастью, у обезьян равенства и братства обнаружить не удаётся. Иерархи стадных обезьян никогда не делятся с другими самцами тем, что добыли са­ми. Они раздают отнятое, причём не нужное им самим. В условиях кочевого образа жизни всё, что не удалось проглотить или спрятать за щеку, приходиться раздавать или выбрасывать. В этом случае ие­рархи начинают одаривать особей более низкого ранга и самых униженных попрошаек, по несколько раз вручая и отбирая подачку. Это вовсе не «забота о ближнем», а способ самоутверждения.

Ввиду важности проблемы, с обезьянами проделали множест­во экспериментов. Если обучить обезьян пользоваться запираю­щимся сундуком, они начинают использовать сундук для хранения добра. Получив сундук, вожак прекращает что-либо раздавать, а всё прячет и прячет. Если дать сундуки другим обезьянам, то иерарх соберёт все сундуки у себя. В другом опыте обезьян обу­чили зарабатывать жетоны, за которые давали продукты. Сообщество сразу расслоилось: одни зарабатывали жетоны, другие попрошайничали, а доминанты грабили. Доминанты быстро сооб­разили, что выгоднее отбирать жетоны и хранить их за щекой. Некоторые обезьяны-труженики сначала зарабатывали жетоны впрок, но доминанты постоянно грабили, поэтому накопление же­тонов прекратилось. Труженик сразу «проедал» заработанный жетон.

Жизнь нашего общества напоминает жизнь стада обезьян:

  1. Государство даёт правой рукой, а левой тут же отнимает.
  2. Каждый вышестоящий  бьёт  нижестоящего,  находящиеся на  самом низу пирамиды дерутся  между собой…
  3. Основная масса населения России живёт сегодняшним днём, в лучшем случаи – что-то за «щёку»  кто-то припрячет, а потому и «сундуки»  простолюдинам   не нужны,  всё равно отнимут или  пропадёт.

По материалам курса лекций Гордеева М.И. и Перевозкина В.П. «Введение в эволюционную этологию». Томск 2004.