Мир "Властелина колец" Толкина. Как создавались кольца власти

На модерации Отложенный

Три кольца - владыкам эльфов под высоким небом; семь – для гномьих королей…

Здравствуйте, уважаемые читатели. Очередной обзор по миру Средиземья Профессора Толкина. Сегодня, я приурочиваю его к новости о выходе первого тизера ожидаемого в начале сентября сериала Amazon «Властелин колец». Насколько можно понять из тизера и более ранних сообщений шоураннеров проекта, сюжет сериала будет строиться вокруг темы великих колец, а временем действия станет Вторая Эпоха легендариума Срезидезмья.

Мне показалось интересным сделать обзор на тему появления колец, в преддверии сериала. Читающие эту статью люди, знакомые с творчеством Профессора только по экранизации Питера Джексона, или читавшие «Властелин Колец» много лет назад, в детстве, смогут получить представление, в чем же там с этими кольцами сыр – бор, кроме того, что Единое Кольцо стало самым желанным для Саурона предметом и Фродо с компанией отправился кидать его в жерло вулкана.

По замыслу создателя Арды (мира), Эру Илуватара, бессмертные эльфы, как старший народ, должны уступить место в Средиземье народу младшему, людям. Бессмертные должны были удалиться за море, на Заокраинный Запад. Причем, это увядание наступило не сразу, а по прошествии долгой Предначальной Эпохи и Эпохи Первой. В Первую Эпоху часть эльфов, что ушли в Валинор, за море, вернулись в Средиземье. Здесь, в стране Белерианд, они начали долгую и безнадежную войну с Властелином Мрака, Морготом Бауглиром. Моргота удалось победить только после вмешательства из Валинора. В битве, прозванной Войной Гнева, Моргот был низвергнут за круги мира, а его приспешники, за редким исключением, перебиты. Так закончилась Первая Эпоха и началась Вторая.

Валары, стихии мира Арды, предложили всем ушедшим эльфам вернуться обратно в Амман. Часть эльфов так и сделали, но не все. Многие бессмертные любили Средиземье и не хотели оставлять его.

Так, после затопления Белерианда, на крайнем его востоке осталась свободной от моря маленькая прибрежная полоса, примыкающая к Синим горам и лежащей за ней страной Эриадор. Там возникло королевство оставшихся в Средиземье эльфов, Линдон. Жили в нем перворождённые синадры, чьи предки так и не достигли заморского Валинора и жили в лесах Белерианда, и нолдоры, пришедшие в Белерианд из-за моря и сражавшиеся с первым Темным Властелином Морготом и его слугой Сауроном. Королем эльфов Линдона был Гил – гэлад, сын Фингона. Нолдоры и синдары жили в Линдоне, а люди Белерианда переселились на остров между Амманом и Средиземьем, где основали королевство Нуменор. Большая же часть Средиземья представляла собой незаселенные земли. В западном Средиземье вольно жили эльфы – авари, имевшие весьма смутные представления о Валиноре, Белерианде и борьбе тамошних эльфов и людей с Морготом, а далеко на востоке и юге множились люди. Но эльфы вольно бродили по бескрайним лесам, а людей было не слишком много.




 

Через семьсот пятьдесят лет после начала Второй Эпохи, часть эльфов – нолдоров пересекает Синие горы, отделяющие Линдон от Эриадора, и к западу от Мглистых гор основывают новое королевство, названное Эрегионом. Рядом жили гномы Мории, знаменитого подгорного королевства Казад-Дум.

Эльфы – нолдоры Эрегиона и гномы Мории сошлись на почве общих интересов, кузнечного и каменного дела. Гномы добывали митрилл, истинное серебро, а эльфы делали из него великолепные украшения. Помните эпизод из «Содружества Кольца», когда Хранители не могли открыть врата в Морию, руны на которых выбил эльф Келебримбор? Келебримбор был правителем Эрегиона и самым искусным мастером этого королевства, а может быть и вообще, среди всего эльфийского племени, исключая неистового Феанора, создателя знаменитых Сильмариллов. Кстати, Келебримбор был родичем Феанора, являясь его внуком.

Главной проблемой всех эльфов Средиземья являлось увядание. Создателем всего сущего, Эру Илуватаром было определено, что перворожденных сменят в Средиземье смертные люди. Для эльфов Высокого Рода, нолдоров и синдаров, это усугублялось зовом моря, тоской по стране бессмертных, Валинору. Нолдоры Белерианда искали средство предотвратить угасание того Средиземья, которое они любили, и окончательное его превращение в обычный мир, где нет места дивному народу. Так, Келебримбор создал камень Элессар - артефакт, с помощью которого окружающее пространство становилось таким, как во времена юности эльфийского народа. Он подарил его нолдорской принцессе Галадриэль. Именно Элессар, до создания эльфийских колец, делал лес Лориэн тем, чем он являлся, дивным эльфийским местом. Вернее, он позволял эльфам жить там, как в незапамятные времена.

Мастера Эрегиона совершенствовали свое мастерство. Они изготовляли и другие артефакты. Например, волшебные кольца. С помощью этих колец усиливались лучшие качества их носителей: они становились искусней, сильнее, терпеливей и т.д.

История изготовления великих колец связана с пришедшим в главный город Эрегиона, Ост – ин – Эдиль, мудреца по имени Аннатар, что значит «даритель». Аннатар имел вид эльфа и обладал знаниями, которыми желал поделиться с мастерами Эрегиона, в свою очередь научившись чему-то у них. Аннатар рассказывал, что, как и эльфы – нолдоры, любит Средиземье и хочет сделать его лучше. Ведь кроме Линдона и Эрегиона мало мест, где было бы комфортно жить человеку, эльфу и т.п. Почти все Средиземье по-прежнему находилось в своем первозданном виде. Этим он и подкупил жаждавших знаний нолдоров. Самый искусный народ Средиземья разрывался между тягой к Амману (Валинору) и Средиземью и хотел привнести хоть чуточку света Заокраинного Запада в земли смертных.

А вот в Линдоне, Верховный король Гил-Гэлад и Элронд сын Эарендила Морехода не прониклись медовыми излияниями Аннатара. Вход последнему в эльфийскую землю был воспрещен. Что-то чувствовал сын Фингона Отважного.

Смутное ощущение предательства. И король не ошибся.

Под личиной Аннатара, скрывался не кто иной, как главный подручный Моргота Бауглира. При полном поражении темных сил в Войне Гнева, Саурону удалось улизнуть, избежать гибели и плена. Долгое время, майар Майрон (так звали Саурона изначально) тайно скитался по Средиземью среди эльфов и людей. Как бесплотный дух и приняв личину Аннатара. Возможно, Саурон даже и предпринял попытки если не раскаяться, то не начинать новый поход за абсолютной властью. Слишком ошеломительным было падение его хозяина. Но очень долго Саурон пробыл рядом с Морготом. Он уже не смог стать иным. Мысли о реванше и захвате Средиземья вновь побудили его строить злокозненные планы. Поначалу, он просто путешествовал по Средиземью, среди эльфов – авари и людей востока, удивляясь неустройству большинства земель. Постепенно, у Саурона все сложилось в понятный ему пазл. Валары бросили Средиземье, которое нужно обустроить. А как лучше это сделать, известно ему, одному из самых сильных майаров. Только надо сокрушить западных эльфов (о людях Нуменора Саурон узнал позже).

Аннатар и Келебримбор. Кадр из короткометражки "Тень Мордора". Источник изображения: https://www.gamespot.com/articles/shadow-of-mordor-s-final-dlc-is-the-epic-final-sho/1100-6425383/?comment_sort=m.dateCreated&comment_direction=DESC&comment_page=2

Аннатар и Келебримбор. Кадр из короткометражки "Тень Мордора". Источник изображения: https://www.gamespot.com/articles/shadow-of-mordor-s-final-dlc-is-the-epic-final-sho/1100-6425383/?comment_sort=m.dateCreated&comment_direction=DESC&comment_page=2

 

В тысячном году В. Э. новый Темный Властелин укрепляется в Мордоре. Туда стекаются орки и другие старые слуги Моргота. Начинается строительство крепости Барад – Дур. В то же время, как Аннатар, Саурон проникает все дальше на Запад.

В 1200 году начинается долгое сотрудничество Аннатара и эльфов Эрегиона. Келебримбор, Саурон и другие мастера совместно куют так называемые Великие Кольца: семь гномьих колец и девять людских. Они были призваны даровать их владельцам многие силы и возможности. Процесс этот не был быстрым. Взаимный труд Аннатара и нолдорских искусников продолжался более четырех веков. Но ни нолдоры, ни Саурон, не предвидели того, что случилось дальше.

В тайне от эльфов, Саурон выковал в кузне, на вершине Ородруина, Великое Единое кольцо. Оно стало средоточием мощи, силы и могущества Темного Властелина. Келебримбор выследил и раскрыл Саурона. Но было поздно, огромная мордорская армия перешла Мглистые горы.

Но и Саурон не смог полностью воплотить свои планы. Независимо от Саурона, Келебримбор сотоварищи создал Три Эльфийских Кольца. Их влияние на мир было несколько иным, чем у Сауронова творения. Они делали Средиземье таким, как в дни Предначальной Эпохи, наполняя его незримой магией дивного народа.

Армия Саурона разорила и уничтожила Эрегион. Нападение случилось в 1695 году Второй Эпохи. Один из величайших мастеров, когда-либо живших в Средиземье, Келебримбор пал. Посланная на помощь королем Гил- Гэладом линдонская армия, под водительством Элронда Полуэльфа, не смогла пробиться к захваченному городу. Мордорцы оттеснили эльфов на север. Там, в отрогах Мглистых Гор, Элронд основывает Имладрис (Райвенделл). Саурон становится повелителем почти всего Средиземья. Лишь лесные эльфы Лотлориэна и Зеленолесья скрываются в своих пущах, а гномы Мории заперлись в подгорном городе. Только королевство Линдон еще сражается с Господином Средиземья. Это было триумфом Саурона.

Пока Саурон ликовал, к побережью Средиземья шел флот людей Нуменора. Потомки Барахира, Берена, Турина, Туора и Эарендила высадились в Серых Гаванях и разнесли армию Саурона в пух и прах. В спешке Повелитель всего и вся отступает на восток. Но к юго-востоку от Эриадора, на берегах реки Гватхло войско Мордора вторично терпит крах. Саурон бросает все и удаляется в Мордор, затаив лютую злобу на нуменорцев.


Через много веков Аннатару придется публично сдаться королю Нуменора
 

Наступил долгий мир. Лишь через тысячу лет, нуменорцы снова унизят Темного Властелина, но это уже другая история. Пока же, Саурон затаился в Мордоре, распространяя свое влияние на восточные и южные земли.

Если Нэнья, Вилья и Нарья, три великих эльфийских кольца, были неподвластны Саурону, то гномьи и людские кольца, семь и девять, были выкованы при участии Саурона и связаны с Единым Кольцом. Саурон влиял на их обладателей. Само собой, не в лучшую сторону. Правда с гномами такое влияние особой выгодны для Повелителя Мордора не принесло. Эти упертые крепыши не поддались на чары Саурона. Они делались более вспыльчивыми, недоверчивыми, алчущими золота и иных богатств. Но ни один гном не встал на сторону Хозяина Мордора. А вот судьба королей людей, которым достались в дар великие кольца, была незавидна. Они жили долго и достигли громкой славы и большого могущества, но превратились в призраков, рабов воли хозяина Единого Кольца. Таковыми они предстали во «Властелине Колец», в виде Назгулов (и конечно же в экранизации Питера Джексона).

Что касается Саурона, силы его вместе с Кольцом возросли многократно. Обратной стороной стала прочная связь Черного Властелина с артефактом. Они практически стали единым целым. С уничтожением Единого Кольца, Саурона просто не стало. Впрочем, про это надо писать отдельный обзор. На этом у меня на сегодня все.