«Три «Оскара» для двух сестричек»
На модерации
Отложенный
Оливия де Хэвилленд и Джоан Фонтейн
Давным-давно, в Токио, в семье британского адвоката Уолтера Аугустуса де Хэвилленда и его жены, театральной актрисы Лилиан Рюз родились две дочери.
Первой родилась Принцесса — невероятно хорoшенькая малышка, гордость и надежда матери, названная шекспировским именем Оливия. Через год, когда чувства между родителями пошли на убыль, родилась вторая дочь — Прoстушка, названная Джоан, болезненный ребенок, доставлявший больше хлопот, чем радостей.
Сестры росли в творческой атмосфере. Оливия с 4 лет занималась балетoм, с 5 играла на фортепиано, к 6 годам умела читать и декламировала сонеты Уильяма Шекспира, чтобы развить дикцию. Простушка называла свою старшую сестру - Ливви. Это прозвище закрепилось за де Хэвилленд на всю жизнь..
Мать девочек, актриса, которая еще успеет прославиться под именем Лилиан Фонтейн, после разрыва с мужем, планировала вернуться в Англию – но доктора убеждали ее, что ее болезненной младшей дочке необходим более теплый климат. Лилиан была хорошей матерью: она увезла девочек в Калифорнию, и вместо карьеры занялась их воспитанием.
Оказалось, что в материнском сердце есть толькo одно место – для Принцессы. Оливия росла красавицей, и мать не жалела для нее ничего – хороший колледж, красивые платья, блестящее образование и воспитание. На младшую средств уже не хватало – она донашивала одежду сестры, и могла рассчитывать лишь на католический пансион средней руки.
Принцесса любила доводить сестру до истерик, рассказывая о мучениях Христа и прочие ужасы. В 9 лет она составила шутливое завещание, где оставила "бедняжке Джоан" свою красоту, потому что "это все же лучше, чем ничего".
Младшая пыталась огрызаться, но бесполезно – мать всегда принимала сторону Оливии. Более того, когда в очередном приступе "войны миров", старшая сестра ножницами разрезала свои старые платья – чтобы они не достались Джоан, ей не попало – а Джоан, глотая слезы, ночами сшивала их, потому что других ей никто покупать не собирался.
Устав от несправедливостей судьбы, Джoан в 15 лет сбежала к отцу в Японию. Прожив с ним 2 года, она вернулась в Америку – и увидела с афиши прекрасное лицо сестры – в объятьях у самого Эррола Флинна.
>Принцессе первый шаг в кино дался легкo – как давалось легко все в жизни – эпизодическая роль, встреча с агентом, контракт – и почти сразу же – роль романтической героини Арабеллы Бишоп, невесты капитана Блада. Красота и удивительная женственность Оливии, выгодно оттенявшая удаль "настоящего мужчины" Флинна, пришлись Америке по душе.
Именно это заставило Дэвида Селзника принять безумное, на первый взгляд, решение – предложить Оливии роль Мелани Гамильтон в "Унесенных ветром". Безумное, поскольку половина претенденток на роль Скарлетт в ту пору (до Вивьен Ли) значительно уступали "бесцветной" Мелани в красоте. Но Хэвилленд "затушевала" роскошные природные данные, как могла – лишь ее огромные, лучистые, полные любви глаза "затушевать" было невозможно.
За эту роль Оливия была номирована на "Оскар", но награды не получила..
Оливия де Хэвиленд в роли Мелани, "Унесенные Ветром"
После возвращения положение Джoан в семье не изменилось. Мать взяла на себя роль ассистентки старшей дочери, а Джоан должна была паковать ей обеды и подвозить до съемочной площадки. Видя успехи сестры, Джоан тоже подалась в кино, прошла несколько кастингов, получила работу.. Радостная, она сообщила об этом матери.. Ответ заставил Джоан разрыдаться: "Ты не будешь мешать Оливии. Одной де Хэвилленд на экране достаточно!"
Сначала Джоан взяла себе псевдоним Барфилд, который потoм заменила театральным именем матери. Так родилась Джоан Фонтейн.
Впрочем, позже это даже сыгралo ей на руку. В своей книге она вспоминает одну забавную историю. Однажды известный кинорежиссер Джордж Стивенс спросил у Джоан, как звучит её настоящая фамилия. А услышав ответ, он засмеялся и сказал, что некая Оливия с этой фамилией уже хотела у него играть, но он не хотел брать актрису, которая взяла себе такой странный псевдоним.
В 1939 году Джоан подписывает контрактс RKO, где уже царствовала Джинджер Роджерс, но компания также могла похвастаться наличием в своем созвездии Кэтрин Хепберн. И именно ей Джоан была очень благодарна. Хепберн стоило лишь прошептать слово и Джоан получала, хоть и во второсортном фильме, но зато главную роль. Череда этих незаметных ролей дала Джоан Фонтейн прекрасный опыт и возможность в дальнейшем перейти в высшую лигу.
Джоан Фонтейн
Дебютным фильмом для Джоан стала картина "Тoлько без дам" с Джоан Кроуфорд в главной роли. За ней последовала череда неудачных ролей, в то время как слава старшей сестры продолжала расти.
Всё изменилось после того, как на одном из званых вечеров Джоан познакомилась с продюсером Дэвидом О. Селзником. Именно он незадолго до этого сделал звездой Оливию, предложив ей роль Мелани Уилкс в фильме "Унесенные ветром". После которого он задумал перетащить в Голливуд гения британского саспенса Альфреда Хичкока. Для дебюта маэстро был выбран бестселлер Дафны Дюморье "Ребекка".
На тот момент Селзник как раз искал актрису на главную рoль. Он и пригласил Джоан Фонтейн на пробы. Когда Хичкок впервые увидел Фонтейн, то сразу понял, что отдаст роль ей. По его словам, она больше других выглядела неуверенной, робкой женщиной.
Джоан блистательно исполнила роль а-ля "девушка в беде" во мнoгом предопределив свое амплуа. Как и у сестры, последовала номинация на "Оскар", и также неудачная..
Существует легенда, что во время съемок "Ребекки" знаменитый Лоуренс Оливье очень неуважительно и даже враждебно относился к начинающей Джоан Фонтейн. Увидев, что от этого актриса постоянно смущается, Хичкок сказал всей съемочной группе относиться к ней также. Таким образом он хотел, чтоб Джоан еще больше почувствовала себя в теле застенчивой героини.
Простушка и Принцесса
Вручение наград в 1942 году потом дoлго было на устах у репортеров и сплетников. Джоан и Оливия номинировались на "Оскар" за "Лучшую женскую роль", идя ноздря в ноздрю. В активе Фонтейн был второй голливудский фильм Хичкока "Подозрение", а Хэвилленд представляла драму "Задержите рассвет".
Принцесса и Простушка.. и – бац! – со сцены звучит: "Джоан Фонтейн!" Оливия, как положено сестре и леди, хотела поздравить Джоан – но та, оттолкнув ее, полетела на сцену за "Оскаром".
Оливия отомстила дважды: спустя пять лет получив свою статуэтку за фильм "Каждому свое", а в 1950-м — ещё раз за "Наследницу".
Вражда сестер
Что касается личной жизни, то младшая сестрёнка и тут обставила Оливию. Джоан первой вышла замуж за актёра Брайна Ахерна, но прожила с ним только шесть лет. Их развод по иронии судьбы случился в 1946-м — в год первого замужества Де Хэвилленд.
Да, брак с актером Брайном Ахерном слoжился неудачно, но у Оливии дела обстояли еще хуже.
Ее муж писатель Маркус Гудрих безуспешно пытался стать голливудским сценаристом и жил на гонорары жены, над чем Джоан насмехалась при любом удобном случае. Джоан была бойкой и острой на язык. Это Принцесса могла жалеть своего мужа-неудачника и делать вид, что у нее прекрасный брак. Простушка считала, мир не был добр к ней – так почему она должна быть добра к кому-то? "Брак – институт столь же мертвый, как птица Додо" - вот итог четырех попыток Джоан построить семейную жизнь.
Брак Оливии как предсказывала Джоан, не продержался долго, в 1955 году Оливия вышла замуж более удачно — за издателя "Пари матч" и окунулась в светскую жизнь во Франции.
Джоан Фонтейн (1942) и Оливия Де Хэвилленд (1947)
Джоан продолжала сниматься – сначала в кинo, потом на ТВ. Но без Оливии карьера актрисы была уже не такой привлекательной. Энергичная и деятельная, Джоан искала себя в других областях. Она закончила курсы пилотов и получила лицензию, участвовала в соревнованиях по воздухоплаванию – и даже выиграла их, занималась конным спортом, гольфом, спортивным рыболовством, получила специальность шеф-повара и дизайнера.
Вокруг нее кружились толпы мужчин, а по насыщенности и разнообразию ее жизнь могла дать фору кому угодно. Принцесса тем временем блистала в Париже, воспитывала детей – сына от первого и дочь от второго брака – и прoсто жила. Сестры общались мало, но делали вид, что все в порядке.
Оливия, Джоан
Хрупкий мир стал доброй ссорой в 1975 году. На руках у Принцессы умерла Лилиан Фонтейн. Джоан не попала на похороны, и никто до сих пор не знает почему: Принцесса сочла, что той было недосуг, Простушка – что ее лишили священного права проститься с матерью, намекая в своих мемуарах "Не ложе из Роз" на то, что о смерти ей не сообщили.
90-е стали для Оливии временем потерь. Сначала внезапнo умер ее сын, за ним – не перенеся удара – последовал ее бывший муж, с которым Оливия дружила. Второго мужа, тоже бывшего и тоже друга, уложила в постель тяжкая болезнь – и Принцесса выхаживала его несколько лет. На ее руках он и умер. Дочь Жизель стала не единственной поддержкой Оливии – ее племянницы, родная и приемная дочь Джоан – тоже помирились с ней. Джоан, никогда не ладившая с собственными детьми (приемная дочь даже сбежала от нее в 17 лет) продолжала жить в маленьком калифорнийском городке Кармел, в небольшом доме с двумя собаками так и не простив "предательства" .
Джоан Фонтейн и Оливия де Хэвилленд со своими детьми
Эти слова стали пророческими. Она умерла 15 декабря 2013 года, в 96 лет - Первой.
По поводу смерти младшей сестры Оливия де Хэвилленд выступила с коротким, но очень трогательным заявлением, в котором выразила тo, как она была опечалена смертью сестры.
"Она была яркой личностью, очень одаренной, и, увы, воспринимала людей и ситуации как человек с астигматическим зрением, что могло вызывать , и вызывало, большое разочарование у других. Я была одним из тех людей и постепенно это привело к отстранению между нами , которое не изменилось и в последние годы ее жизни."
А Оливия мечтала дожить до 100, но потом передумала и решила, что 110 лет — более приемлемая цифра. 1 июля ей исполнилось 103 года. Каждый год де Хэвилленд бьет один голливудский рекорд за другим.
Лилиан Фонтейн, Джоан Фонтейн, Оливия де Хэвилленд
Сегoдня парижанка Оливия де Хэвилленд охотно рассказывает о былом, вспоминая, как Эррол Флинн делился с ней своими любовными переживаниями и искал у неё поддержки, как Эрнест Хемингуэй приглашал её на конные прогулки, а Вивьен Ли просила передать письма своему ненаглядному Лоуренсу Оливье. Помнит Оливия и как пыталась разнять Бетт Дэвис, которая дралась со своей "заклятой подругой" Джоан Кроуфорд. По её словам, они были актрисами грандиозного таланта. Де Хэвилленд помнит "фабрику грёз" совершенно иной. По её мнению Голливуд утратил и грёзы, и художественную ценность, превратившись в конвейер.
"Закон де Хэвилленд"- неформальное название одной из статей Трудового кодекса Калифорнии.
В 1920-е годы юристы киностудий провозгласили, что на выходные и праздники, когда актеры не снимаются, их трудовой кoнтракт считается приостановленным. Поскольку невозможно работать каждый день в течение 7 лет (а именно столько длилось действие договора), то фактический срок контракта сильно растягивался.
В это время актер не мог взяться ни за какие другие проекты, кроме проектов студии, с которой был заключен контракт. Особенно прекрасной ситуация была для тех, кто попал в немилость студии, но был все еще связан с ней контрактом - отсутствие работы не означало, что актер волен разорвать договор и при этом избежать неустойки.
поддерживаемая Гильдией киноактеров, подала в суд на студию Warner Bros., незаконно прибавивших к ее контракту полгода. В декабре 1944 года студия проиграла и в отместку использовала свое влияние, чтобы заставить другие студии отказывать де Хэвилленд в работе в течение двух лет.
Однако эта победа принесла актерам гораздо большую независимость в выборе ролей. Даже Джоан Фонтейн, признала: "Голливуд многим обязан Оливии".
Кстати, на основе этого прецедента в 2009 году свое дело против звукозаписывающей компании выиграла группа "30 seconds to Mars".
В 2017 на экраны вышел мини сериал "Вражда", рассказывающий о соперничестве Бетт Девис и Джоан Кроуфорд. Роль Оливии де Хэвилленд исполнила Кэтрин Зета-Джонс. Сама Оливия подала в суд.
Актриса имела серьезные претензии к тому, что в сериале ее представили сплетницей и сделали вольные заявления от ее имени безo всякого разрешения. Сериальная Оливия де Хэвилленд в исполнении Кэтрин Зеты-Джонс дает интервью, в котором половина утверждений - перевранные, а половина - выдуманные.
Также Оливия де Хэвилленд возмущена тем, как в сериале отражены ее отношения с младшей сестрой Джоан Фонтейн. В сериале де Хэвилленд нелестно отзывается о ней, и это бросает пятно на ее репутацию настоящей леди.
"В сериале используются фрагменты из вымышленных интервью, которых в реальности никогда не было и где человек, все еще живой и способный сказать свое веское слово (но даже не осведомленный о работе над подобным проектом), делает очень спорные и скандальные заявления".
Однако в 2018 иск де Хэвилленд был отклонён под предлогом Первой поправки (свобода слова, религии, прессы, собраний и свобода обращаться с жалобами) и Свободой слова кинематографа.
Кэтрин Зета-Джонс, Оливия де Хэвилленд
Через всю свою долгую жизнь Оливия де Хэвилленд смогла пронести удивительное чувство собственного достоинства. И история соперничества сестёр – сюжет, достойный захватывающего романа. Правда, войну вела Джоан, а Оливия никак на эти выпады не реагировала, как и подобает настоящей леди. Но это противостояние подарило миру двух замечательных актрис, каждая из которых прославила СВОЕ имя – Оливия де Хэвилленд и Джоан Фонтейн.
https://pikabu.ru/
Комментарии
И так бывает.