Мир без денег.

На модерации Отложенный


«Три или четыре тысячи лет назад боги начали мигрировать из озёр, лесов, рек и гор на небо, став имперскими властителями природы, а не её сущности». Так пишет Чарльз Эйзенштейн в «Священной экономике» о трансформации человеческого существования, которая теперь обернулась против нас – слабее против одних и сильнее против других, особенно той части человечества, которая не участвовала в этой трансформации – коренных народов Земли. Сейчас, когда глобальное потепление и экологический коллапс всё очевиднее и реальнее, те, кто невиновен в них, сталкиваются с самыми серьёзными последствиями.

Но, возможно, их голоса, наконец, станут услышанными в «цивилизованном» мире, или, по крайней мере, появится осознание, что «территории 370 млн. представителей коренных народов составляют 24% всей суши и содержат 80% мирового биоразнообразия», - как пишет Линда Этчарт на Nature.com. - «Коренные народы занимают участки земли с ценными природными ресурсами, и именно они защищают леса, страдающие от вторжения современности».

Так что же это значит? Я задаю этот вопрос, без какого-либо опыта, как участник современности, спрашивая себя: чему я должен учиться, и чему должна учиться современность – глобальный властитель, обладающий современными технологиями. Решение проблемы климатических изменений – это не просто технологический вопрос (солнечные панели, ветряные мельницы, электромобили), но и что-то глубокое, экологическое, духовное: Как мы прислушиваемся к планете Земля? Как нам вернуться в круг жизни? Как нам избавиться от зависимости? От денежной зависимости?

Билл Маккиббен так сказал Democracy Now по этому поводу: «Возобновляемая энергия – самая дешёвая энергия на планете. Но она недостаточно быстро развивается, потому что существует огромная индустрия, которая пытается заработать на приближении к концу света. Новости не так уж плохи. Мы добились некоторого прогресса. На прошлой неделе мы объявили, что глобальная продажа угольных, нефтяных и угольных активов превысила 40 трлн. долларов. Это стало крупнейшей антикорпоративной кампанией в истории. Мы собираемся продолжить оказывать это давление, потому деньги – это кислород, подпитывающий пожар глобального потепления.

И если мы сможем погасить этот капитал, мы сможем, по крайней мере, немного замедлить это».

Необходимо нечто больше простой продажи активов. Необходим культурный, духовный прорыв в осознании нашей роли в отношениях с планетой. Это не мелочь! Но возможно, это может начаться с малого. Руперт Росс в своей книге «Возвращение к учениям» отмечает: «У лакота не было слов, оскорбляющих другие формы существования: вредители, отходы, сорняки. Эти слова привезли в «Новый свет» белые». Расширьте этот процесс убийства святости природы до уровня правительств, и вы получите, например, бразильского президента Жаира Больсонару, которого называют «капитаном бензопилой», потому что за два года своего президентства Больсонару способствовал уничтожению 10 тыс. кв. миль бразильских тропических лесов – одной из самых ценных экосистем на планете.

Деньги, которые являются воображаемым, на большей части планеты ценятся больше реальности природы – среды нашего обитания. Тропический лес Амазонии, кажется, весь распродан, а там, где не распродан, там продана земля под ним. Рассказывая о Декларации ООН о правах коренных народов, которая предоставляет коренным народам законное право собственности на свои земли, Линда Этчарт отмечает, что в ней есть лазейка. В Эквадоре, подписавшем эту декларацию, «владельцы земель не являются владельцами полезных ископаемых внутри этих земель, а это означает, что нефть и другие полезные ископаемые могут добываться без их разрешения».

Несколько лет назад эквадорское правительство продало консорциуму китайских государственных нефтяных компаний право разведки на 500 тыс. акров Национального парка Ясуни, который она называет «одним из самых биоразнообразных мест на Земле». Климатические изменения и разрушение окружающей среды сохранятся, пока деньги считаются богом, которому поклоняются национальные лидеры (и почти все мы). Мудрость коренных народов выходит за рамки этой цивилизованной религии. Как может выглядеть мир без денег, или мир, который относится к деньгам как-то иначе? На фоне разрушения климата мы вынуждены заглядывать за рамки нашей нынешней точки зрения и осознавать священность планеты Земля, иного выхода у нас нет.


Источник: A World Without Money, Robert C. Koehler, commondreams.org, November 04, 2021.