Анатомия слухов: дана команда полюбить мир

На модерации Отложенный

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Как только выяснилось, что России и Западу еще многое надо обсудить за столом переговоров, сразу умолкли крики «час пробил, пора в атаку».

Россия развернулась лицом к миру

Глава МИД РФ Сергей Лавров не только сообщил, что в поступивших в Москву предложениях от США и НАТО по гарантиям безопасности для России он видит «рациональные зерна», но и вслед за замглавы администрации президента Дмитрием Козаком слегка потроллил сторонников ужесточения позиции России. Возможно, министр, у которого больше информации о реальном содержании переговоров с Западом, чем, скажем у «Единой России», понимает, что ужесточать что-либо уже просто некуда.

А может таков сейчас (хотя бы временно) общий курс. Недаром президентский пресс-секретарь Дмитрий Песков явно без энтузиазма прокомментировал инициативу, которую кто-то вложил в уста единороссов: начать официальные поставки вооружений ДНР и ЛНР. В его нынешних комментариях на тему противостояния с Западом, похоже, главным становится допущение, что уже в ближайшее время могут состояться новые, уже третьи за последнюю пару месяцев, переговоры Владимира Путина с Джо Байденом.

России и Украине нужен мир, а США и странам Европы не нужна ядерная война, надо исходить из этого — так теперь говорит и спикер Госдумы Вячеслав Володин. Хотя еще в начале прошлой недели на Охотном ряду звучали призывы поставить Западу мат в два хода: сначала потребовать роспуска НАТО, а после очевидного отказа «кардинально решить проблему», да так, чтобы Россия осталась «единственной сверхдержавой в мире».

Ходят слухи, что такой поворот курса демонстрирует удовлетворение, которое в Кремле испытывают в отношении развития переговорного процесса с Западом. Весь остальной шум, по этой версии — это просто хайп, вызванный желанием и дальше повышать ставки, раз это так хорошо сработало на прошлых этапах.

Однако для личной встречи с Байденом или видеоконференции с ним, очевидно, должна быть создана достойная повестка. Так что раньше, чем недели через две, такой контакт точно не состоится. Ведь уже известно, что в первой половине февраля запланированы очередные переговоры в «нормандском формате». Ответ на свои технические предложения, в частности, о возобновлении работы совета Россия-НАТО, ждут и в Североатлантическом альянсе. Вот и разговоры о необходимости как можно более срочного предоставления гарантий безопасности (на чем там настаивал Кремль в конце декабря — начале января) пока поутихли.

Санкции гипотетические и превентивные

Запад в свою очередь, похоже, дает понять, что «принял мяч» и тоже готов снижать обороты. Уже звучат слова, что США на данный момент не рассматривают введение против РФ санкций, затрагивающих экспорт нефти и газа или отключение РФ от SWIFT. Тем более, конечно, и речи не идет о немедленном приеме Украины в НАТО.

Вдобавок, если верить публикации британской газеты The Times, которая ссылается на дипломатические источники, в Вашингтоне опасаются, что не смогут ввести санкции против руководства РФ якобы из-за нежелания Лондона терять проходящие через него финансовые потоки.

Тут, конечно, не могла не возникнуть версия, что вся эта эскалация международной напряженности была нужна России для того, чтобы надолго «обнулить» угрозу новых санкций, которая к концу прошлого года стала реальным источником беспокойства в Кремле. Действительно, раз на Украину никто не нападает, то как теперь можно грозить проблемами, скажем, с запуском газопровода «Северный поток-2»?

Впрочем, на проблему санкций есть и более оригинальный взгляд. Его изложил в пятницу Владимир Зеленский. Позицию президента Украины можно сформулировать таким образом: «реальные санкции могут быть только превентивными, вот поэтому надо принять Украину в НАТО».

Губернаторов уносит снегом

Как только барабаны войны зазвучали тише, в России ожила внутриполитическая повестка. В первую очередь, это касается слухов насчет кадровых перестановок во власти. Начала очередного сезона «губернаторопада» активно ждали еще в прошлом году, но эту тему унесло информационным вихрем вокруг обострения конфликта с Западом. И вот теперь в анонимных телеграм-каналах вновь начали перечислять самые проблемные регионы с низкими электоральными успехами «Единой России».

Это, в первую очередь, Томская, Рязанская, Кировская и Оренбургская области. По самым жестким прогнозам, в целом в отставку могут отправиться сразу около десятка глав регионов.

Одной из самых обсуждаемых тем недели стали слухи о неприятностях губернатора Санкт-Петербурга. В том числе, предположение, что Александр Беглов не смог встретиться с Владимиром Путиным во время визита президента в северную столицу вовсе не из-за ковид-ограничений, как было объявлено официально.

Говорят, что в течение последнего месяца информационную кампанию против Беглова ведет сильная элитная коалиция. Она возникла в результате накопившегося недовольства околокремлевских кланов насчет того, что петербургский губернатор якобы начал вести себя в городе как единоличный хозяин. Учитывая набор претензий и влияние некоторых оппонентов Беглова в Кремле, неудивительно, что атака, похоже, частично достигла своей цели.

Разумеется, неловкая ситуация, в которую попал Беглов, сразу стала поводом для обсуждения, кто может прийти ему на смену. Тут традиционно называют бывшего министра транспорта Максима Соколова, вспоминают и Дмитрия Козака, и еще с десяток «московских питерских» чиновников, которые могли бы вернуться в родной город на Неве.

Как бы то ни было, даже если увольнения губернаторов, как ожидают некоторые слухмейкеры, начнутся уже в феврале, Беглов вряд ли окажется в первых рядах. Пока снежная зима продолжается, у него остаются шансы поправить имидж на самом уязвимом направлении — наладив работу коммунальных служб.