Эссе. О материальном и духовном единстве мира и жизни.

На модерации Отложенный

Есть жизнь - во всей своей полноте, неповторимости, искренности, любви и надёжности - и есть игра в жизнь - игра в то, что скоро закончится, что не настоящее и эфемерное, одно сплошное приключение. Именно такие ассоциации возникают, когда стоит вопрос "Что есть жизнь?". С точки зрения материализма и науки, жизнь, как известно, это крохотный островок во вселенной, рай среди бушующих неуправляемых в своем пути энергий и физических объектов, случай, ставший реальностью, и которой уготована недолгая участь. Большинству людей, особенно материалистам и физикалистам, такая точка зрения на жизнь близка и понятна, у других ученых и философов эта, казалось бы, непреложная истина, установленная наукой, вызывает сомнение и вопросы. Как обычно в таких случаях возникает вопрос «А что если?». Разумеется, это не научная постановка вопроса, ведь наука связана с изучением и познанием материальной действительности, с которой мы, люди как физические объекты сосуществуем и находимся в позиции исследователя и испытателя. За идеей о том, что жизнь – это нечто большее, чем наше материальное бытие стоят теология и философия. В частности, для философов-мистиков (идеалисты – не точное название) научные знания и истина – понятия не тождественные: знания относятся к истине, как часть к целому, как неполная истина к полной истине. Знания об окружающем мире не приближают нас к истине, а если не отдаляют от нее, то очень сильно запутывают, и становится очень трудно отличить истину от заблуждения. Так что, хоть и с иронией, знания и впрямь умножают скорбь. Знания все больше и глубже завлекают разум в бесконечные перипетии и процессы, происходящие в материальноммире, так что в море информации о ней, учёные теряют уже ощущение реальности происходящего. Самое ценное, что есть в материальном мире, это жизнь и разум на планете Земля. Рождение жизни на Земле - это величайшая миссия, возложенная на материю, все остальное - расходный материал, отыгравшую свою роль или, возможно, ещё будет востребован во время других циклов существования материи. С точки зрения материалистической науки это, конечно, глупость, но для философского полета мысли нет ничего невозможного.

В том числе вероятность того, что по аналогии с материальными энергиями существуют энергии любви и сознания как высшей мудрости, что наравне с материей физической существует материя духовная.

Только любовь к мудрости, философия даёт надежду, надежду разобраться с "авгиевыми конюшнями" научных знаний в материальном мире.

Философов интересует не «как», а «зачем», «для чего». Согласно естественным наукам, изучая мир, мы больше и глубже познаем не только мир, но и жизнь, как и почему она возникла. То есть материальный мир больше жизни, жизнь является частью материального мира: не мир в жизни, а жизнь в мире. Эта, казалось бы, неоспоримая истина следует не только из данных науки, но из нашего опыта и здравого смысла. Поэтому отрицать очевидное было бы равнозначно безумию, что, разумеется, не входило бы ни в чьи планы. Нисколько не сомневаясь в реальности и материальности нашего мира, философия не довольствуется объяснениями науки, здравым смыслом и житейским опытом, позволяя себе усомниться в такой уж безальтернативности наших знаний об объективной действительности. Ведь в отличие от науки, которая держится на знаниях, философия – это любовь к мудрости. Мудрость выше любого разума, в том числе абсолютного: разум может быть направлен и во зло, а не только во благо. Разум, знания учат нас, что наш мир держится на материи и энергии, и только мудрость понимает, что в основании всего сущего, в том числе и материального бытия, стоит любовь. Знания, являющиеся образом, отражением объективной действительности, направлены в большей степени во благо нашего тела, улучшения жизни и быта. И только мудрость заботится о внутреннем мире человека, об его духовности. Любовь - мудра, а мудрость исходит от любви. Мудрость и любовь пребывают только в жизни, жизни неиссякаемой и непреходящей, в жизни вечной. Совершенное (вечная жизнь) не нуждается в несовершенном (материальном). Материальный мир, существующий благодаря движению и вечному изменению, это всего лишь отблеск, отражение жизни вечной, и освященный ее любовью и мудростью.