Кто был первым грешником: Адам, Ева или Каин?
На модерации
Отложенный
Кто был первым грешником: Адам, Ева или Каин?
Кто несет ответственность за грех и смерть согласно Библии? В христианстве сформировался догмат о первородном грехе, по которому первым грешником сначала стала Ева, а потом Адам, но ответственность за грех, и как следствие смерть, в первую очередь лежит на Адаме, потому что он мужчина...
В книге Бытия, где сказано об изгнании Адама и Евы из рая, ничего не сказано об их грехе. Христианское представление о первородности греха основано на новозаветной книге апостола Павла "Послание к Римлянам":
Грех вошел в мир через одного человека, а с грехом — смерть, и, таким образом, все стали смертными, потому что в нем все согрешили... Однако же от Адама и до Моисея смерть уже царствовала и над теми, кто не согрешил как Адам, преступив Божий запрет. (Послание к Римлянам 5:12,14)
"Адам и Ева" Лукаса Кранаха Старшего, 1530 год
С точки зрения апостола Павла первым грешником и ответственным за смерть является именно Адам. Эта концепция распространилась во всем христианстве.
В результате первого греха произошло грехопадение - изгнание Адама и Евы из рая. Но представление, что Адам и Ева стали первыми грешниками, является лишь одной из версий об ответственности за первый грех и последующей смерти.
Изгнание из рая
Сомнение в греховности Адама и Евы возникает по двум причинам. Во-первых, в книге Бытия поступок Адама и Евы не назван грехом. Они просто осушались Бога. Во-вторых, Бог предупреждал первых людей, что они сразу умрут, если вкусят запретный плод. Но этого не произошло, Адам после изгнания дожил до 930 лет и умер естественной смертью. Значит Адам не был ответственен за греховную природу людей.
В древности существовало представление, что ответственность за человеческую смерть несет не Адам, а его первый ребенок - Каин. Именно в связи с Каином в Библии впервые употребляется термин "грех":
Но если ты поступаешь неправильно, то у твоих дверей притаился грех: он желает овладеть тобой, но ты должен властвовать над ним. (Бытие 4:7)
Каин завидует Авелю
В последующем стихе Каин убивает младшего брата Авеля. Именно Авель, а не Адам, первым пережил смерть. Раз смерть является следствием греха, то и первым грешником является Каин, а не Адам и Ева. В Библии также есть подтверждение данной версии. В Книге Премудрости Соломона сказано:
Она сохраняла первозданного отца мира, который сотворен был один, и спасала его от собственного его падения: она дала ему силу владычествовать над всем. А отступивший от нее неправедный во гневе своем погиб от братоубийственной ярости. (Премудрость Соломона 10:1-3)
В этом отрывке говорится, что божья премудрость спасала Адама. И отступивший от премудрости Каин, разгневавшись, убил брата Авеля.
Царь Соломон
Интересным отрывком также является 2:23-24 из Книги Премудрости Соломона:
Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего, но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его.
Отрывок может относиться как к Адаму и Еве, так и к Каину.
Именно Каин убил своего брата из зависти. С другой стороны, завидовать мог и змей, названный диаволом.
Похожим образом толкует иудейский историк Иосиф Флавий, который воспитывался в семье иудейских священников и сам был таковым некоторое время. В труде "Иудейские древности" Флавий пишет, что Бог предупреждал Адама не о смерти, но о гибели. Также Флавий пишет весьма занимательную речь Бога:
Я знал, что вы могли бы прожить жизнью блаженной и свободной от всякого страдания... и старость не так скоро напала бы на вас и вам можно было бы дольше жить. Теперь же ты нагло нарушил Мое повеление, ослушавшись Моих приказаний; ведь ты молчишь не из скромности, но потому, что сознаешь за собою совершенное злодеяние.
Иосиф Флавий
Флавий два раза упоминает, что Адам был смертен и без непослушания. Скорее имеется в виду, что Адам должен был умереть естественной смертью, а не погибнуть, как Авель. Что в итоге? Адам умер естественной смертью. В то же время в иудейской традиции с древности существует предание, что Каин погиб от рук своего праправнука Ламеха.
Удивительно, но священномученик Климент Римский, четвертый папа римский и автор двух посланий к коринфянам, которые могли войти в канон Нового Завета, подтверждает версию с Каином. Он ссылается на Премудрости Соломона, а цепочку грехов начинает именно с Каина:
...каждый последовал злым своим похотям, допустив снова беззаконную и нечестивую зависть, чрез которую и смерть вошла в мир...
Климент Римский
После этих слов он приводит цитату из Бытия о том, как Каин убил брата Авеля. Про Адама и Еву он ничего не пишет. Это значит, что ответственным за смерть является именно Каин, а не Адам и Ева.
Этой же точки зрения придерживается раннехристианский святитель и автор термина "Троица" Феофил Антиохийский. В труде "Послание к Автолику" он пишет:
Когда же сатана увидел, что Адам и жена его не только живут, но и родили детей, тревожимый завистью, что не имел силы подвергнуть их смерти, и видя, что Авель благоугождает Богу, подействовал на брата его, по имени Каина, и побудил его убить брата своего Авеля. И, таким образом, явилось начало смерти в этом мире и доныне она ходит по всему роду человеческому.
"Начало смерти в этом мире" возникает с Каином, а не Адамом. Следовательно, позиция апостола Павла о первородности греха Адама и Евы не является единственной. Были авторы, которые считали, что первый грех и начало смерти лежит на Каине, и они тоже находили подтверждения в Библии.Источник: "Трикстер: Научно о религии"
<hr/>
Опубликовано 21 января 2022 Комментариев 0 | Прочтений 347
<hr/>
ЕЩЁ ПО ТЕМЕ...
Комментарии
В древности существовало представление, что ответственность за человеческую смерть несет не Адам, а его первый ребенок - Каин. Именно в связи с Каином в Библии впервые употребляется термин "грех":
Но если ты поступаешь неправильно, то у твоих дверей притаился грех: он желает овладеть тобой, но ты должен властвовать над ним. (Бытие 4:7)
Переписала Светлана Сергиенко.
"Грех" = ошибка.
"Греховность" - склонность делать ошибки.
- Такую склонность имеют все живые организмы по самой своей природе, а не наживают её.