Россия бесплатно охраняет интересы Китая в Центральной Азии

На модерации Отложенный

Председатель КНР Си Цзиньпин провел виртуальный саммит с лидерами постсоветских государств Центральной Азии, посвященный 30-летию установления дипломатических отношений между ними и Китаем. Он подчеркнул, что Пекин готов углублять сотрудничество. Встреча обретает особую актуальность в свете недавних бунтов в Казахстане. По мнению экспертов, Пекин вполне удовлетворен тем, что силы ОДКБ помогли справиться с беспорядками. Иначе мятеж мог перекинуться на Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР. Пекин сознает, что Россия фактически стоит на страже китайских инвестиций в регионе, и не оспаривает ее ведущую роль в сфере безопасности.

Представители МИД КНР заявили, что связи пяти стран Центральной Азии и Китая достигли исторических высот и могут служить образцом нового типа международных отношений, к которому движется человечество. Но насколько прочны эти отношения? И главное — крепко ли держат власть в руках нынешние руководители бывших советских республик? Хотели они того или нет, но эти вопросы участники саммита не могли обойти молчанием.

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заверил, что власти извлекли уроки и страна быстро восстановится. По его словам, Казахстан столкнулся с агрессией террористов и боевиков. Казахстанцы с благодарностью восприняли поддержку со стороны Китая и братских стран Центральной Азии. Сейчас проходит реформа государственного управления, обеспечения национальной безопасности. Восстанавливается порядок на таможне, ведется борьба с недобросовестными предпринимателями. В репортажах двух казахстанских СМИ, излагающих речь президента, не упоминается роль России в восстановлении стабильности. Неясно, это недосмотр редакций или Токаев действительно об этом не говорил.

Китайские эксперты, комментируя состоявшуюся конференцию, делали упор на то, что в сотрудничестве с Китаем все хорошо. Пань Чжипин, директор Института Центральной Азии в Академии общественных наук Китая, сказал, что отношения КНР с пятью странами проникнуты духом взаимного доверия. Не случайно инициативу «Пояса и пути» Си Цзиньпин провозгласил в 2013 году во время визита в Казахстан. Положение сегодня осложняют проникновение в регион местных террористов и вмешательство со стороны США. Но с этим вызовом пять стран могут справиться благодаря координации политики между Китаем и Россией, которая пользуется большим влиянием в регионе.

Впрочем, на Западе наблюдатели утверждают, что КНР будто бы недовольна тем, что именно Россия вовремя пришла на помощь Казахстану. Такие утверждения Пекин опровергает как клевету и фейк.

A Financial Times напоминает, что в Центральной Азии есть еще один влиятельный внешний игрок — президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Он мечтал сформировать блок, куда вошли бы Турция и «братские» государства бывшего Советского Союза. Но тот факт, что Токаев обратился к президенту РФ Владимиру Путину, а не к Эрдогану за помощью, доказал, что «большим боссом» в регионе остается Россия.

За прошедшей встречей пристально следили и в Индии, чьи связи с Центральной Азией уходят в глубь веков. Как пишет газета Tribune, выходящая в Дели, саммит Китая с его пятью соседями обострил соперничество Индии с КНР. Ведь вслед за саммитом, организованным Китаем, премьер-министр Индии Нарендра Моди также проведет дискуссию с лидерами пяти государств. Она состоится 27 января. Прежде никогда подобные мероприятия не устраивались.

Индия предлагает предлагает созывать подобные саммиты каждые два года и готова оплачивать расходы на содержание офиса в Дели, в который будут стекаться предложения о сотрудничестве из пяти государств. В столице Индии утверждают, что Китай собрал саммит неожиданно. А Индия давно о свой инициативе объявила. Причем президенты должны были лично прибыть на празднование дня Республики Индии — 26 января. И только вспышка «омикрона» вынудила провести конференцию виртуально.

В беседе с «НГ» Алексей Маслов, директор Института стран Азии и Африки МГУ, отметил: «Страны Центральной Азии были и раньше для Китая как бы испытательной площадкой для многих инициатив, в том числе „Пояса и пути“. Сейчас перед Си Цзиньпином стоят три задачи. Во-первых, не допустить проникновения исламского фундаментализма в эти страны, а оттуда — в Китай. Во-вторых, создать надежную инфраструктуру для поставки китайских товаров за рубеж. В-третьих, обеспечить через Центральную Азию энергетическую безопасность Китая. Ведь он закупает большое количество нефти, газа и даже урана из этого региона. Поэтому ему пообещали новые перспективные проекты».

Касаясь комментариев западной прессы о том, что Китай недоволен укреплением влияния России, эксперт сказал: «Для Китая это большой подарок, что Россия тратит деньги на охрану рубежей Центральной Азии. Все, что касается военных дел, — это расходная статья. А Китай, вкладывая деньги, получает дивиденды. Это разделение труда зависит от того, кто чем владеет. У России хорошо отработано взаимодействие с пограничниками в Таджикистане, Узбекистане. А соревноваться с Китаем по инвестициям Россия не может».