Военный эксперт о вероятности военных действий России - Украины
На модерации
Отложенный
"Военный эксперт: это будет крупномасштабная военная операция"
Воинский эшелон со 152-мм самоходными гаубицами 2С3 "Акация" Вооруженных Сил России перед разгрузкой на станции Брест-Южная в Белоруссии, 21.01.2022 (с) министерство обороны Белоруссии
В Стэнфордском университете, в Центре по международной безопасности и взаимодействию (СISAC) прошел семинар, посвященный перспективам войны России с Украиной. Что может быть сигналом скорого вторжения? Какие цели ставит перед военными Путин? Будет ли ответом партизанская война? Какова может быть реакция российской элиты? NT перевел и доклад и ответы на вопросы. Доклад представил Майкл Кофман, ведущий специалист по российскому военному комплексу, директор по исследованиям программы по изучения России CNA — научно-исследовательского института ВМФ США.
Есть немало неопределенности в отношении намерений России. В целом, наращивание военного потенциала России говорит нам о том, что политическое руководство страны дало указание вооруженным силам подготовиться к крупномасштабным военным действиям в Украине и сделать военную операцию жизнеспособным вариантом. Это почти все, что мы можем узнать о намерениях.
ВОЙСКА
Сразу скажу, что я пессимист, и я был им с самого начала этого кризиса. Я подозреваю, что Россия, возможно, приняла принципиальное решение, но не обязательно будет придерживается его.
Но позвольте мне сосредоточиться на военной стороне.
Сразу оговорюсь: когда я говорю "вблизи или вокруг Украины", я имею ввиду примерно 250-километровый радиус в качестве маркера.
Сейчас на украинской границе находится примерно 55000 или, может быть, 60000 сухопутных войск — они находятся там постоянно. Многие из них — это дивизии, которые были переброшены в последние годы, или вновь созданные формирования начиная с 2014 года. Это около 30 батальонных тактических групп. Батальонная тактическая группа (БТГ) — это маневренное формирование общевойскового типа, организованное в соответствии с поставленной задачей. Средняя численность БТГ составляет около 800 человек. По сути, это батальон пехоты с подразделениями поддержки. Фактическая структура БТГ может очень широко варьироваться. Россия собрала еще 30 батальонных тактических групп из отдаленных соединений по всей стране: с Кавказа, из Ленинградской области, из Московской области, из центральной России, а теперь и с Дальнего Востока.
В настоящее время общее количество батальонных тактических групп составляет около 60. Это примерно 35% от имеющихся БТГ в российских сухопутных войсках. Цифры, конечно, приблизительные. Восточный военный округ отправил еще несколько подразделений, которые еще не прибыли — сейчас они в пути по железной дороге. Судя по всему, все четыре армии Восточного военного округа отправили войска. Как вы знаете, Россия — самая большая страна на Земле, поэтому требуется время, чтобы перебросить войска. Но в конечном итоге они все соберутся в Западном военном округе.
Таким образом, российские наступательные маневренные подразделения в этом районе были увеличены примерно на 100%. Их можно оценить в диапазоне от 36 000 до 48 000 военнослужащих, а общая численность сил составляет более 85 000 человек. Это без учета воздушных сил. Это без учета военно-морских сил. Это не включает логистические компоненты, которые, вероятно, появятся для поддержки основных сил. Важный момент: большинство размещенных на позициях БТГ — это пока только оборудование без войск. Мы предполагаем, что личный состав прибудет для использования этого оборудования, когда и если они решат начать военную операцию.
Силы под руководством России в украинском регионе Донбасса, часто называемые сепаратистскими отрядами, могут составлять еще 15 000 военнослужащих. Но их военный потенциал гораздо ниже. Украинское правительство обычно оценивает их примерно в 30-32 000 человек. Моя оценка реальной численности этих боевых сил, составляет менее 50% от этой цифры.
Собранные силы уже достаточны для проведения военной операции. Для сравнения, российское наступление в августе 2014 года, вероятно, включало всего четыре-шесть батальонных тактических групп, а зимнее наступление 2015 года, возможно, восемь-двенадцать. Поэтому, когда я говорю о 60 БТГ, это должно дать вам представление о силах, которые уже собраны — в сравнении с предыдущими военными операциями.
Нынешние силы в составе 60 батальонных тактических групп, о которых мы говорим, в основном находятся в пределах радиуса саморазвертывания, что означает, что они могут самостоятельно переместиться к границе и рассредоточиться. Именно поэтому мы используем ограниченный диапазон, чтобы фактически разграничить подразделения, которые мы считаем. Когда мы говорим "около Украины", то для разумного разговора о том, на что вы смотрите, что вы считаете и что на самом деле представляет собой наращивание сил, должен быть какой-то диапазон. Это одна из практических причин для того, чтобы иметь такое полезное число (радиус в 250 км). Поблизости есть и другие формирования, которые могут туда тоже перебросить.
Таким образом, стянутые силы достаточно велики, но они не дотягивают до некоторых оценок, опубликованных в СМИ, которые предполагают, что там будет 100 батальонных тактических групп, плюс значительное количество резервов, в общей сложности 175 000 военнослужащих. Есть признаки того, что Россия собирает подразделения материально-технической поддержки, возможно, развертывает медицинское оборудование, госпитали и начинает перебрасывать вспомогательную вертолетную авиацию, в основном боевые вертолеты и тому подобное.
ДВУХЭТАПНАЯ ОПЕРАЦИЯ
Похоже, что наращивание сил Россией происходит относительно медленными темпами. Это, вероятно, сдвигает потенциальное окно для военной операции дальше по времени. Почему это происходит медленнее, чем некоторые предполагали или ожидали? Честно говоря, я не знаю. У нас нет ясности, почему наращивание сил происходит так медленно или так преднамеренно медленно. Вероятными факторами могут быть оперативные соображения, связанные с погодой, изменение графика, потому что они знают, что мы знаем, поэтому корректируют свой график на основе информации, публично обнародованной Соединенными Штатами в ноябре и декабре.
Но, конечно, решающим будет политический фактор.
Теперь рассмотрим нынешнюю ситуацию в сравнении с началом 2021 года. Тогда российское военное развертывание было очень явным. Они демонстративно направили силы ( к границе Украины) и сосредоточили их в большом количестве на полигонах, и это продолжалось едва ли два месяца. Поэтому я предлагаю рассматривать весеннее перемещение сил как начальную фазу нынешней концентрации войск. Это один процесс, разделённый на два этапа, который начался в марте 2021 года.
Ряд российских подразделений, которые были развернуты весной 2021 года, в первую очередь 41-я общевойсковая армия Центрального военного округа России, так и не покинули этот район. Российское развертывание осенью, которое мы наблюдали, было гораздо более скрытным. Многие подразделения передвигались по ночам, не оставляя публичных свидетельств. Есть и другие признаки, представляющие интерес. Российские военные проводят испытания резервной системы. Они демонстрируют усилия по обучению практической, своего рода тактической адаптации к противотанковым управляемым ракетам.
ИГРА В КОШКИ—МЫШКИ
Осенью Россия прикладывала усилия для того, чтобы наблюдатели не могли вести систематическое наблюдение за передвижением ее войск. При том что весной этих проблем у наблюдателей не было.
Некоторые политические аналитики говорят: “Ну, если бы Россия действительно хотела что-то сделать, то она не стала бы делать это открыто и так заметно.
Она бы постаралась свои действие скрыть». На самом деле все обстоит с точностью до наоборот. Просто весной россияне совершили ошибку, не скрыв передвижение своих войск и тем раскрыли свои методы. К осени российские военные и ФСБ эти ошибки исправили.
Действительно в 2021 году невозможно перебросить значительные военные силы без того, чтобы это было обнаружено странами с передовыми средствами национальной разведки, такими как США. Россия действительно собирает эти силы таким образом, чтобы скрыть свои намерения и основные элементы потенциальной операции. Она сохраняет оперативную внезапность и инициативу. Российские военные развертывают силы медленно и целенаправленно, используя заранее размещенное оборудование, которое может находиться в полевых условиях в течение нескольких месяцев. Затем личный состав, который часто находится в своих гарнизонах, может быть быстро направлен в эти лагеря, сесть на технику и начать рассредоточение. Российские военные перемещают подразделения в течение всего года, циклически перебрасывая их в этот район и обратно, а затем размещая военную технику во множестве небольших скоплений.
В результате такая методика позволяет скрыть окончательную дислокацию сил, потенциальные сроки операции, потенциальный масштаб военной операции, и оставляет большой простор для догадок. Таким образом, на данном этапе ни Соединенные Штаты, ни европейские столицы, ни Украина не могут с уверенностью знать, когда может состояться военная операция, каков ее вероятный масштаб, и не будут знать этого вплоть до самого конца, когда времени для реагирования останется крайне мало.
Украина в результате оказалась в мобилизационной ловушке, не имея возможности мобилизоваться слишком рано из-за затрат и сбоев, которые это повлечет за собой. Возможно, именно поэтому украинские власти начиная с октября предпочитают преуменьшать опасность ситуации, чтобы избежать паники и предотвратить призывы к мобилизации, когда они не знают потенциальных сроков гипотетической российской атаки. Киев также может быть сдержан по части переброски крупных сил и приказа о всеобщей мобилизации и по другой причине: мобилизация может быть использована российским руководством в качестве предлога: "Ага, видите, Украина намерена вернуть Донбасс силой".
Важная поправка: да, действительно, как я говорил, большая часть техники размещена ( в радиусе 250 км от границы Украины) заранее и без личного состава — это снижает издержки, возникающие когда военные находятся длительное время вдали от своих семей. Кроме того, такая тактика решает проблему необходимой ротации призывников и обучения новых. Но подразделения Восточного военного округа явно отправляются с личным составом. Вероятно тактика меняется и Россия все чаще отправляет батальонные тактические группы, в составе которых не только техника, но и реальный личный состав. В том числе и потому, что боевая готовность войск снижается, если нельзя тренироваться с реальной техники.
КАК БУДЕТ ПРОХОДИТЬ ОПЕРАЦИЯ
Исходя из того, как и какие сила уже размещены, можно предположить, что это будет операция объединенных сил, включающая воздушные и морские силы, использование артиллерийского огня, систем залпового огня, систем дальнего точного удара. Она, вероятно, затронет значительную, если — не всю территории Украины.
Я весьма скептически отношусь к тому, что целью российской военной операции будут территориальные приобретения. Хотя и нельзя исключить, что они всерьез могут рассматривать вариант раздела Украины. Это худший сценарий, и он определенно существует.
Есть и несколько вариантов удара: ограниченный сценарий, который предполагает артиллерийскую и воздушную атаку с угрозой наземной кампании. Но мне кажется, что такой вариант не характерен для России.
Я думаю, что наиболее вероятным вариантом является крупномасштабная военная операция, которая, по сути, включает в себя многоосевую атаку, целью которой является уничтожение военного потенциала Украины и принуждение к политическим договоренностям. Война между Россией и Грузией может быть одним из примеров. Это предполагает удержание территории в течение некоторого времени для обеспечения безопасности наземных линий коммуникаций. Это может даже включать в себя окружение крупных городов, таких как Киев или операцию вдоль южного побережья Украины, или это может быть просто ограничено восточными регионами Украины. Под этим я подразумеваю части Украины к востоку от реки Днепр.
Очень трудно предсказать, что на самом деле произойдет после первого шага в любой военной кампании. Россия может разработать план операции без намерения длительной оккупации, но в итоге может застрять, удерживая территорию. Хорошим примером этого является оккупация Россией Донбасса. Именно поэтому они, возможно, готовят довольно значительные резервные силы и сигнализируют о том, что они собираются подготовить большие следующие силы, чтобы у них были варианты на случай, если все пойдет не так, как они ожидают.
Худший сценарий — фактический захват восточного региона Украины, южного побережья, а затем создание какого-то альтернативного пророссийского правительства, по сути, раздел Украины. Другие, гораздо более ограниченные варианты я рассматриваю как очень маловероятные или глубоко непрактичные, либо потому, что невозможно определить политическую цель, которой они могли бы служить, либо потому, что стоимость этих более ограниченных типов операций на самом деле будет гораздо выше.
Важное замечание: не стоит забывать, что военные могут видеть картину совершенно по-другому и российские военные могут исходить из другого расчета потенциала, баланса сил, затрат и рисков, связанных с операцией. Разные военные могут смотреть на одну и ту же картину, но видеть разные вещи.
И второй момент, который я считаю важным: политические лидеры получают информацию от военных, но у них совершенно другой расчет и набор соображений, которые определяют их мышление. Военные аналитики, которые думают, что политические лидеры принимают решения, основываясь на военных реалиях, часто, если не почти всегда, ошибаются. Политические лидеры могут легко страдать от военного оптимизма, военного пессимизма или целого ряда предположений, которые приводят их к выводу, что стоимость конфликта будет низкой, что борьба не будет долгой, что война будет короткой, даже если военные говорят им, что это может быть не так, и даже если военные дают им достаточно осторожные советы.
ЧТО МОЖЕТ ПРОТИВОПОСТАВИТЬ УКРАИНА
Во-первых, можно с уверенностью сказать, что российские вооруженные силы превосходят украинские и качественно и количественно. Во-вторых, хотя украинские военные устранили ряд тактических недостатков и проблем, которые у них были в 2014 году, но у них сохраняются серьезные структурные недостатки , начиная от ПВО и заканчивая логистикой, боеприпасами, мобильностью, качеством резервов, укомплектованностью. Большинство проблем относятся скорее к оперативному, стратегическому уровню войны. По общему мнению, украинские военные стали намного лучше по сравнению с 2014 годом. Но часто забывают, что и российские военные также стали намного лучше с 2014 года. Это силы совершенно иного уровня с точки зрения структуры, возможностей, уровня подготовки, они прошлые через многочисленные и кровавые конфликты.
Я не знаю, что намерены делать украинские военные. Вот почему любые прогнозы того, что может произойти в войне между Россией и Украиной, весьма условны. Они зависят не только от того, что делает Россия, но и от того, что решит делать Украина. Таким образом, вы имеете дело сразу с двумя неясными переменными. Я думаю, что если бы я мог сделать обоснованное предположение, то, поскольку украинские военные в ходе более масштабной операции неизбежно столкнутся с риском быть окруженными и отрезанными, им придется делать трудный выбор и, скорее всего, вести организованное отступление.
Комментарии
А тело,разорванное вклочья разрывом укропской ракеты мы видели уже,-молодая женщина лежала, умирала ...-за неё,за детей Донбасса должны ответить своей кровью,не жалко ни вас ,ни ваших родных будет...
Возможно ,догадаются объявить огромное вознаграждение за Петра,Яценюка,ТУрчинова и остальных командиров ваших,чтоб доставили их в Донецк,на суд людской,скорый и справедливый...
Главное. чтобы уже существующие санкции не отменили, а за новые - и приплатить не грех.
Нам ещё много чего есть восстанавливать. после с/х и производства с/х техники.
Не надо было укрятиник превращать в септик - в говне жит то не хочется, вот вы и закукарекали про войну.
Запулить их ракетами через границу, главное, что бы подальше залетели пусть там их собьют, все равно они свою функцию исполнят. Можно только пообещать, может рвения у желающих повоевать и убавится ?
Только для того что бы порадовать местных маразматиков?
...это не про украину, это про Европу. )))
НАТО не вмешается, даже если начнётся война - это было заявлено открытым текстом.
Не верю, что войну начнёт Путин.
Но если ВСУ попытаются захватить Донбасс - в этом случае надо будет немедленно передать ДНР и ЛНР новейшую военную технику в избыточном количестве. Так, чтобы они ответным контрударом вынудили Украину признать поражение, и заключить мир, с признанием независимости ДНР и ЛНР.
В идеале - чтоб войска Донбасса освободили всю Новороссию от бандеровской власти. Отрезанная от Чёрного моря и лишившаяся всей Новороссии бандеровская Украина путь дальше существует как хочет, и как может.