Провал Брусиловского прорыва 1916
На модерации
Отложенный
|
Генерал от кавалерии Алексей Брусилов
|
В московской историографии Брусиловский прорыв представляется как один из самых высоких проявлений московского военного искусства . Некоторые авторы ( Кузнецов Ф. Э. Брусиловский прорыв. М., 1944; Левин Ш. Л. Брусиловский прорыв. М., 1941; Таленский Н. В. Первая мировая война 1914-1918 гг. М., 1944) приписывали этому прорыву почти решающее значение для всего хода Первой мировой войны.
Такие утверждения авторов эпохи сталинизма вызывают, по крайней мере, недоумение. Ведь последствия затраченных усилий Брусилова и его войск, убедительно свидетельствуют об отсутствии каких-либо достигнутых преимуществ. Фактически все было совсем не так, как об этом пишут сторонники «русского мира» . Между тем, все по порядку.
В 1916 году на всех фронтах Первой мировой войны враждующие стороны перешли к позиционной войне. Вырыли сотни километров окопов, защитили их колючей проволокой и построили множество других укреплений. В этой ситуации ключом к победе был бы прорыв обороны противника с последующим наступлением на его территории.
С этой целью, Ставка Верховного главнокомандующего царя Николая II, решила перейти в общее наступление по всем фронтам против армий Германии и Австро-Венгрии. Главный удар планировалось нанести на Западном фронте, в направлении Вильно (Вильнюса). Действия на Юго-Западном (где хозяйничал генерал Алексей Брусилов) и Северном фронтах должны были носить вспомогательный отвлекающий характер. Это зафиксировано в директиве Верховного главнокомандующего от 11 (23) апреля 1916 года.
Брусилов, согласно обнародованной им директивы, свою задачу видел в уничтожены живой силы противника и овладении его позиции, с наступлением по всему фронту (от Стыри к Пруту ). То есть никто из царских военачальников не считал, и не планировал, наступление на Юго-Западном фронте главным и определяющим.
Хотя и в таком случае, наступательная операция требовала сосредоточения под командованием генерала Брусилова значительных сил. К началу операции в его распоряжении было 40 пехотных и 15 кавалерийских дивизий, и еще 2 пехотные бригады (всего около 1 млн. Человек), при 2480 пулеметах, 2017 орудиях и несколько сотен бомбометов.
Им противостояли 35 пехотных и 11 кавалерийских дивизий и 7 пехотных бригад (всего около 680 тыс. Бойцов), при 2731 пушке и 757 минометах. Австрийское командование знало о предстоящем наступление московства, но не имело резервов для усиления своих позиций - значительные силы Австро-Венгрии были задействованы на Итальянском фронте.
К началу московского наступления все враждующие стороны испытывали недостаток боеприпасов и имели серьезные проблемы с оперативным перемещением войска. Главной причиной этого была неразвитость железнодорожной сети в Российской империи. Поэтому и Германия с Австро-Венгрией были проблемы с поставками своих войск на занятых территориях противника.
22 мая (4 июня) 1916 седьмая, восьмая, и девятая армии Юго-Западного фронта начали наступление на австрийские позиции. Благодаря массированной артподготовке, с применением ядовитых химических веществ, царским войскам удалось прорвать оборону противника на главных ударных направлениях, и в течение двух дней существенно потеснить цесарское войско. Наибольшим успехом первых дней наступления Брусилова стало занятие Луцка.
Впрочем наступление не стало легкой прогулкой - уже по состоянию на 24 мая (6 июня) Россия вынуждена было задействовать все имеющиеся резервы. Из-за больших общих потерь (до 100 000 человек) Брусилов отдал приказ остановить наступление.
27 мая (9 июня) Ставка приказала Брусилову продолжить наступать, но он отказывался, опасаясь оказаться в окружении. Командующий Юго-Западного фронта требовал от Ставки подкреплений, для продолжения наступления Западного фронта через литовские леса и болота на Вильно (Вильнюс).
Брусилов получил два корпуса подкрепления, но медлил с действиями. Пока 3 (16) июня не получил контрудар австрийцев на участке фронта между реками Стырь и Стоход. Туда и были направлены резервы. Восьмой армия прекратила наступление и увязла в ожесточенных боях с армией императора.
Из-за удачных оперативных действий немецкого командования, практически по всему Восточному (Московском) фронту наступление царских войск было остановлено. Исключением были лишь действия 9-й армии Юго-Западного фронта, вышедшей к Пруту, и планировавшей прорваться в Карпаты.
Россия интенсивно готовилась к новому этапу наступательной операции, прилагая значительные усилия к пополнению человеческих и военных ресурсов на фронтах.
Учитывая ход событий, царская Ставка изменила направление главного удара. Поскольку на Западном фронте не удалось достичь каких-то заметных успехов, все надежды возлагались на развитие достижений генерала Брусилова на Юго-Западном направлении. Действия на Западном фронте приобретали вспомогательный характер.
В конце июня в распоряжении командования Юго-Западного фронта было 880 000 воинов, 3637 пушек, 3187 пулеметов, 485 бомбометов. За месяц наступательной операции войска Брусилова потеряли убитыми и ранеными более полумиллиона солдат и офицеров.
Австро-венгерские войска насчитывали 536 000 бойцов при 2972 орудиях. Главной проблемой императорского войска была малая численность резерва, что препятствовало эффективно противодействовать противнику в местах прорывов. Тем не менее, московским войскам не удавалось значительно углубиться на территорию занятую австрийской армией.
Новое наступление началось 3 (16) июля с атаки 11-й армии в направлении Броды. Главный наступление царской армии отложили на 15 (28) июля.
Австрийцы и немцы за это время успели подвести подкрепление, большую часть из которых составляли вооруженные силы Германии. Для противодействия московском наступления была задействована новая тактика использования резервов. В узловых точках тылу сосредоточены высоко боеспособные части, которые в случае необходимости, быстро передвигались на проблемные участки фронта.
Благодаря удачному использованию резервов, армии союзников удалось свести на нет практически всю атаку царского войска. Армии Брусилова не удалось достичь каких-либо значительных успехов - на новом этапе наступления только 11-й армии удалось нанести поражение противнику и продвигаться в направлении Броды.
В начале августа войска Австро-Венгрии и Германии не только остановили вражеское наступление, но кое-где даже смогли вернуть утраченные позиции. 13 августа императорские войска начали контрнаступление против 11-й армии, и окончательно остановили наступление российских войск. Ожесточенные бои по всему Юго-Западному фронту продолжались до октября, но в целом фронт стабилизировался, восстанавливалась позиционная война.
|
Карта Юго-Западного (для Германии - Восточного) фронта летом 1916 года. Слева - направления главных ударов по плану наступательной операции московских войск. справа - реальные последствия наступления.
|
По московским данным потери царского войска вследствие наступления 1916 года на Юго-Западном фронте составили 1,5 миллиона солдат, из них необратимые - около 360 000. Австро-германские потери - около 790 000, из них необратимые - около 460 тысячи бойцов. ( Стратегический очерк войны 1914-1918 гг. Ч. 5. / Сост. А. М. Зайончковский. М., 1923. С. 108.).
Задачи наступления, заявленные в директиве Ставки от 11 (23 апреля), выполнены не были - разгрома войск противника достичь не удалось. Наступление на Западном и Северном фронтах захлебнулось. Единственным успехом той военной кампании можно считать отступление австро-венгерской армии с укрепленных позиций.
Австро-венгерским и немецким войскам удалось остановить наступление благодаря удачному использованию резервов. Стоит помнить, что эти страны, в отличие от Российской империи, вели войну на два фронта, поэтому имели очень ограниченные ресурсы и возможности.
Зато царские генералы использовали имеющиеся резервы крайне неудачно. Сопротивление противника заставляло их вводить в бой все имеющиеся ресурсы, не оставляя сил для развития достигнутого успеха.
К началу наступательной операции царская Ставка не создала значительных резервов, что и определило весь дальнейший ход летней кампании 1916 года.
Российский генералитет во главе с царем Николаем вторым, не смог правильно оценить силы и боеспособность противника. Документы свидетельствуют - никто из них не ожидал, что немецкие или австро-венгерские войска смогут переходить в контратаку.
Для разгрома австро-германских сил требовались значительно большие ресурсы, которых у царя просто не было. Через год немцы продемонстрировали, как можно добиться победы в войне без абсолютной численного преимущества. Они использовали большевиков , которые деморализовали царскую армию до полного распада, и уничтожили как царя, так и царизм.
Летом-осенью 1916 царском войске удалось достичь исключительно тактических успехов, но ценой огромных потерь. Наступательная операция по всем фронтам полностью истощила царские войска. Неудачи на фронте и значительные потери московских армий пошатнули позиции самого царя. Через полгода после завершения наступательной кампании 1916 года он был лишен трона, и летом 1918 казнен вместе со всей своей семьей.
После отречения царя, через год после своего «прорыва», Алексей Брусилов получил должность Верховного главнокомандующего, и начал готовить новое наступление на Галичину, обещая Временному правительству одержать окончательную победу над «супостатами».
Австро-Венгрия и Германия действительно проиграли ту войну, но уже после полного поражения и капитуляции России . Генерал Брусилов, как и большинство царских генералов, перешел на службу к тем, кто уничтожил Российскую империю и обрек ее на поражение в Первой мировой войне. Видимо именно за этот «подвиг» коммунисты и начали со восхвалять «гениальный Брусиловский прорыв».
https://garmatny.blogspot.com/2020/02/1916.html
Комментарии